Основных сфер общественной жизни четыре.
· экономическая—отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ, услуг и информации;
· социальная—взаимодействие больших социальных групп, классов, слоев, демографических групп;
· политическая —деятельность государственных организаций, партий и движений, связанная с завоеванием, удержанием и осуществлением власти;
· духовная -мораль, религия, наука, образование, искусство, их влияние на жизнь людей.
Основной сферой следует считать экономическую, она определяет все стороны Рз. ОБ.
То, ясно, что ОБ – это, прежде сего, ЛЮДИ, которые образуют различные коллективы. Чел. входит в ОБ через (ч/з) коллектив. Но человек, существуя в ОБ, может быть членом нескольких коллективов- трудового, учебного, семейного, профсоюзного, дружеского и пр., чел. принадлежит к определённой социальной группе, классу, нации Т.о, ОБ представляется как коллектив коллективов. Естественно, что внутри каждой группы происходит общение по поводу чего – либо, т.е возникают многообразные связи м/у группами, классами, нациями и пр., а так же внутри них в процессе экономической (эк.) политической (полит.) , культурной и социальной жизни. Эту деятельность (Д.) называют общественными отношениями.
Сферы жизни общества как части единой системы неразрывно связаны между собой, изменения в одной влекут, как правило, изменения в другой.
Рассмотрим взаимовлияние общественных сфер на отдельных примерах. Обратимся к явлению, получившему столь широкое распространение в современном мире, — массовой культуре. С ее продуктами — рекламой, поп-музыкой, развлекательными передачами на телевидении и т. п. — знаком сегодня практически каждый. Но было время, когда общество не знало массовой культуры. Должны были произойти изменения в различных сферах жизни, включая саму культуру, чтобы на рубеже XIX — XX вв. этот феномен появился. В экономической сфере — переход к массовому производству, его стандартизация; повышение платежеспособного спроса рабочих и служащих; в дальнейшем — появление технических средств, позволяющих тиражировать произведения искусства. В социальной — стремительный рост городского населения, появление досуга у значительной части работников. В собственно культурной сфере индустриально развитые страны делают важные шаги, направленные на развитие образования, прежде всего начального. Так, в 70-е гг. XIX в. в Великобритании вводится обязательное обучение детей в возрасте 5—12 лет, в конце столетия отменяется плата за обучение в начальной школе. На появление у «низших» классов досуга, некоторых средств, сверх минимально необходимого, на рост числа грамотных, на желание расслабиться, отдохнуть после монотонного труда рынок ответил соответствующим предложением «типового» культурного продукта: книгами, фильмами, граммофонными пластинками и т. д.
Есть ли среди сфер жизни общества определяющая, дающая своего рода первотолчок последующим трансформациям? Этот вопрос остается дискуссионным. Наиболее обстоятельная разработка идеи о приоритете экономики, производственных отношений в общественном развитии принадлежит К. Марксу. Как вы уже знаете, согласно созданному им учению, изменения в производстве, отношениях собственности вызывают крупные сдвиги в других областях жизни: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни общества».
Во многом этот тезис справедлив. Уже на примере зарождения массовой культуры мы видели, что изменения в материальном производстве, технические достижения, да и сам характер рыночных отношений в обществе существенным образом повлияли на этот процесс. Вместе с тем данный пример показывает нам и роль других факторов: социальных, духовных, политических (образовательная политика властей).
Поэтому большинство исследователей сегодня считают, что при рассмотрении общественных явлений в расчет нужно принимать целый ряд факторов, и решающим среди них не всегда будет экономический. В свою очередь, экономические процессы не могут не испытывать политических, социальных и духовных сдвигов в обществе, что хорошо показал немецкий социолог начала прошлого века М. Вебер. Исследуя зарождение капитализма как экономической системы, он обратил внимание на ту роль, которую сыграло изменение духовных ценностей определенной части общества — людей, перешедших на позиции протестантизма. По его мнению, именно протестантизм, давший нравственное оправдание богатству, деловому успеху, открыл возможность для широкого развития предпринимательской деятельности — «мотора» капиталистической экономики.
Общественные отношения
Под общественными отношениями понимаются многообразные связи, возникающие между людьми в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Различают отношения в сфере материального производства, в духовной жизни.
Принято различать общественные отношения в сфере материального производства и те, которые
касаются духовной жизни ОБ. Если первые обеспечивают ОБ материальные возможности существования и Рз., то вторые (идеологические, политические, нравственные и пр.) есть результат и условия взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно – культурных ценностей. Вместе с тем, материальные и духовно – культурные общественные отношения находятся во взаимосвязи и обеспечивают Рз. ОБ.
Например, возьмём первобытное ОБ. Здесь нравственные и материальные отношения людей строились на коллективных началах. Необходимость сообща добывать материальные блага, обреченность на скорую гибель чел, оторвавшегося от об-ва – это и есть истоки коллективной морали. Поэтому, именно с этих позиций борьбы за существование и выживание люди не считали безнравственным освобождаться от тех, кто стал обузой для коллектива- убивали слабых членов рода: больных, детей, стариков, допускалось даже людоедство.
Общество, как любая динамичная система, выполняет определённые функции.
5. Функции общества:
•производство жизненных благ;
•систематизация производства;
•воспроизводство и социализация человека;
•распределение результатов труда;
•обеспечение законности управленческой деятельности государства;
•структурирование политической системы;
•формирование идеологии;
•историческая передача культуры и духовных ценностей
Общественная жизнь находится в постоянном Рз, темпы м масштабы его могут быть различными: в истории человечества были периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями; со времен темпы изменений стали нарастать.