Тема 2.21. Преступления против мира и безопасности человечества

Значение уголовно-правовой охраны мира и безопасности человечества. Понятие, общая характеристика и виды преступлений против мира и безопасности человечества.

Преступления против мира, мирного сосуществования и международного сотрудничества государств: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны; публичные призывы к развязыванию агрессивной войны; реабилитация нацизма; применение запрещенных средств и методов ведения войны; наемничество; нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой.

Преступления против безопасности человечества: разработка, производство накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения; геноцид; экоцид.

Значение деятельности таможенных органов Российской Федерации в борьбе с посягательствами на мир и международную безопасность.

Семинар «Преступления против мира и безопасности человечества:
проблемы законодательной регламентации и правоприменительной
практики, их значение для деятельности таможенных органов РФ» –
очная форма обучения – проводится в интерактивной форме «Круглый стол»

1. Студенты выступают с докладами по вопросам существующих в теории и правоприменительной практике проблем квалификации преступлений против мира и безопасности человечества, выявленным ими в ходе подготовки к семинарскому занятию, кратко излагая суть проблемы и обосновывая свое видение путей ее разрешения.

2. Студенты в виде свободной дискуссии приводят свои возражения по поводу аргументов своих коллег, которые должны аргументировать и защитить представляемое мнение.

3. В конце занятия подводятся итоги дискуссии, и определяются студенты, наиболее успешно отстоявшие свою позицию.

Практическое занятие «Преступления против мира и безопасности
человечества» – очная форма обучения

Решение практических задач типа «case-study» по теме занятия на выбор преподавателя, направленных на выработку практического навыка оценки правовой ситуации и квалификации преступлений против мира и безопасности человечества.

1. Преподаватель раздает каждому студенту учебный материал, который они должны проанализировать.

2. Студенты на основе анализа полученной информации дают правовую оценку приведенной ситуации с обязательной ссылкой на нормативные правовые акты в заданной учебным материалом сфере и озвучивают ее, аргументируя свою точку зрения.

3. Результат решения задачи обсуждается студентами в виде свободной дискуссии с преподавателем и другими студентами.

4. Преподаватель дает оценку качества решения задач и разъясняет выявленные проблемные вопросы и ошибки.

Задания для самостоятельной работы

1. Подготовка инициативного устного доклада (сообщения) по проблемным вопросам уголовного права на одну из следующих тем (по выбору студента):

1.1.«Международно-правовые основы уголовно-правовой охраны мира и безопасности человечества»;

1.3.«Геноцид как преступление против мира и безопасности человечества»;

1.4.«Экоцид как преступление против мира и безопасности человечества».

2. Задачи.

2.1. Сотрудник российского посольства в г. Белграде Тунцов познакомил­ся с сербской девушкой и решил на ней жениться. С целью завоевания доверия невесты и ее родных он тайно покинул российское посольство и примкнул к одной из вооруженных групп. В течение 3 недель он принимал участие в вооруженных действиях на стороне сербов, пользовался оружием, полу­ченным в группе. Затем он был задержан.

Можно ли привлечь Тунцова по российским законам к уголовной ответ­ственности за наемничество?

2.2. Жители г. Курска Федосеев и Кириллов были задержаны при попытке перейти государственную границу России с Азербайджаном. Задержанные имели при себе иностранные паспорта на другие фамилии и 5 тыс. амери­канских долларов, а также документы, которые свидетельствовали, что деньги были получены ими в счет будущей службы в армии иностранного государства.

Решите вопрос об уголовной ответственности названных лиц.

2.3. В г. Санкт-Петербург прибыла правительственная делегация одной из западных стран. В составе этой делегации находился Фурсов, бывший ранее российским гражданином. Во время экскурсии Фурсов встретился со своим знакомым Роговым, который ранее испытывал к нему неприязненные чувства. Рогов решил отомстить ему. Вечером того же дня он проник в гости­ницу, где жил Фурсов и нанес последнему несколько ножевых ранений, при­чинив средней тяжести вред здоровью.

Решите, подлежит ли Рогов уголовной ответственности за посягательство на мир и безопасность человечества.

2.4. В РФ прибыл по делам службы президент иностранной фирмы «Ори­он»Бэсс, который вел переговоры с руководством одной из республик в со­ставе России об организации совместного производства в данной республи­ке агрегатов и механизмов для сельскохозяйственных работ. Желая поме­шать заключению этого контракта, президент акционерного общества «Птичка»Пугин дал указание своему телохранителю Жевлову сделать все возможное, чтобы не допустить заключения упоминавшегося контракта. Жевлов во исполнение распоряжения Пугина уговорил своего приятеля Усокина совершить нападение на президента фирмы «Орион»Бэсса, избить его и пригрозить ему убийством, если он хотя бы еще раз появится в России. Усокин подкараулил Бэсса около гостиницы, где тот проживал, избил его, причинив тяж­кий вред здоровью. После излечения Бэсс категорически отказался от даль­нейших переговоров с руководством республики и заключения контракта.

Раскройте понятие «представитель иностранного государства». Можно ли отнести президента иностранной фирмы «Орион»Бэсса к представителям иностранного государства? Покажите субъективные признаки состава пося­гательства на жизнь представителя иностранного государства.

2.5. В районе боевых действий в одном из регионов СНГ вооруженное формирование под командованием полковника Исаева захватило село Первомайское. Исаев отдал приказ о размещении солдат в домах мирных жите­лей, при этом многие сельчане были выселены из своих домов и ночевали в сараях или под открытом небом. В доме гражданки Котовой были обнаруже­ны 3 солдата противника, один из которых был ранен в плечо. Чубров и Пет­ренко доставили пленных к полковнику Исаеву, при этом по дороге жестоко избили их, отобрали личное снаряжение и обувь. Полковник Исаев отдал приказ об уничтожении пленных. Чубров и Петренко исполнили его приказ.

Признаки какого преступления содержатся в действиях указанных лиц? Что понимается под квалифицирующими признаками данного преступления?

3*. Изучить материалы судебной практики по теме и подготовить письменную работу с выдержками из судебных решений.

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинару и практическому занятию

Перед выполнением заданий для самостоятельной работы подготовке к семинарскому и практическому занятиям студенту рекомендуется внимательно ознакомиться с актами международного права, направленными на установление и сохранение мира, предотвращение военных конфликтов и распространение оружия массового поражения.

Затем следует изучить содержание положений главы 34 (ст. 353 – 360) УК РФ, устанавливающих в развитие международно-правовых актов на национальном российском уровне основания и меры уголовной ответственности за преступления против мира и безопасности человечества. Для лучшего понимания и усвоения вопросов уголовно-правового обеспечения мира и безопасности человечества рекомендуется ознакомиться с рекомендуемой литературой.

Для выполнении третьего задания студентам рекомендуется использование справочно-правовых систем «КонсультантПлюс» и «Гарант», в которых содержатся материалы судебной практики, как Верховного Суда РФ, так и региональных судебных органов, а также обзоры судебной практики. Кроме того, обзоры судебной и следственной практики можно найти на сайтах судебных и правоохранительных органов в сети Интернет.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Как уголовный закон определяет понятие геноцида?

2. Как уголовный закон определяет понятие экоцида?

3. Какие действия охватываются понятием наемничества?

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники

8.1. –2, 9.

8.3. –2.

8.4. – 1–4.

Тема 2.22. Общая характеристика уголовного законодательства
зарубежных государств

Романо-германская система уголовного права, ее отличительные особенности и влияние на российское уголовное законодательство. Источники и основные положения уголовного права Франции, Италии, Германии и других западноевропейских государств.

Англосаксонская система уголовного права, ее основные характеристики, особенности источников уголовно-правовых норм. Основные положения уголовного права Англии, США, Канады.

Мусульманское право, его источники и влияние на уголовное право. Особенности уголовно-правовых систем Ирана, Пакистана, Саудовской Аравии и других исламских государств Азии.

Характеристика уголовно-правовой системы Китая (КНР).

Основные положения уголовного законодательства Японии.

Понятие преступления по зарубежному уголовному праву и основания уголовной ответственности.

Международные преступления и преступления международного характера. Вопросы кодификации международного уголовного права.

Семинар «Общая характеристика уголовного законодательства
зарубежных государств» – очная форма обучения

1. Романо-германская система уголовного права, ее отличительные особенности и влияние на российское уголовное законодательство.

2. Англосаксонская система уголовного права, ее основные характеристики, особенности источников уголовно-правовых норм.

3. Мусульманское право, его источники и влияние на уголовное право.

4. Характеристика уголовно-правовой системы Китая (КНР).

5. Основные положения уголовного законодательства Японии.

6. Понятие преступления по зарубежному уголовному праву и основания уголовной ответственности.

7. Международные преступления и преступления международного характера. Вопросы кодификации международного уголовного права.

Задания для самостоятельной работы

1. Подготовка инициативного устного доклада (сообщения) по проблемным вопросам уголовного права на одну из следующих тем (по выбору студента):

1.1.«Уголовное право государств англосаксонской системы права»;

1.2.«Уголовное право государств романо-германской системы права»;

1.3.«Мусульманское уголовное право»;

1.4.«Соотношение российского и международного уголовного права».

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинару и практическому занятию

Перед выполнением заданий для самостоятельной работы студенту рекомендуется внимательно ознакомиться с содержанием рекомендуемой учебной и научной литературы, установив характерные отличия между уголовным право государств разных правовых систем.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Каковы основные источники мусульманского уголовного права?

2. Чем отличаются романо-германская и англо-саксонская системы уголовного права?

3. Как соотносится российское и международное уголовное право?

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники

8.1. –2, 9.

8.3. –2.

8.4. – 1–4.

6. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Руководство по подготовке и оформлению рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ. М.: Издательство Российской таможенной академии, 2010.

2. Положение о текущем контроле, текущей и промежуточной аттестации студентов Российской таможенной академии. Утверждено Приказом от 0.04.2010 № 423 (с изменениями, внесенными Приказом от 30.05.2012
№ 512).

7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Наши рекомендации