Тема 2.13. Экологические преступления
Понятие и виды экологических преступлений, их общая характеристика и отличие от экоцида.
Преступления, связанные с нарушением правил осуществления экологически значимой деятельности: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ; нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов; нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами; нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями растений и вредителями растений.
Преступления, посягающие на отдельные элементы окружающей природной среды: загрязнение вод; загрязнение атмосферы; загрязнение морской среды; нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации; порча земли; нарушение правил охраны и использования недр; нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.
Преступления, посягающие на отдельные объекты флоры и фауны: незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов; нарушение правил охраны водных биологических ресурсов; незаконная охота; незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации;уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации; незаконная рубка лесных насаждений; уничтожение или повреждение лесных насаждений.
Значение деятельности таможенных органов для обеспечения экологической безопасности Российской Федерации и борьбы с экологическими преступлениями.
Практическое занятие «Экологические преступления» –
очная форма обучения
Решение практических задач типа «case-study» по теме занятия на выбор преподавателя, направленных на выработку практического навыка оценки правовой ситуации и проблем квалификации экологических преступлений.
1. Преподаватель раздает каждому студенту учебный материал, который они должны проанализировать.
2. Студенты на основе анализа полученной информации дают правовую оценку приведенной ситуации с обязательной ссылкой на нормативные правовые акты в заданной учебным материалом сфере и озвучивают ее, аргументируя свою точку зрения.
3. Результат решения задачи обсуждается студентами в виде свободной дискуссии с преподавателем и другими студентами.
4. Преподаватель дает оценку качества решения задач и разъясняет выявленные проблемные вопросы и ошибки.
Задания для самостоятельной работы
1. Подготовка инициативного устного доклада (сообщения) по проблемным вопросам уголовного права на одну из следующих тем (по выбору студента):
1.1. «Соотношение конституционных норм, положений природоохранного и уголовного законодательства об основаниях и мерах уголовной ответственности за экологические преступления»;
1.2.«Уголовно-правовое значение Красной книги Российской Федерации»;
1.3.«Соотношение контрабанды с нарушением законодательства о континентальном шельфе Российской Федерации».
2Задачи.
2.1. Войлоков, Трубенцов и Лагидин, желая наловить рыбы с целью последующей продажи, поставили сеть поперек русла реки. Через несколько часов они сняли сеть и обнаружили в ней более 50 особей белуги с икрой.
Выпотрошив из рыбы около 50 кг, они отнесли икру на рынок, где пытались продать, но были задержаны сотрудниками милиции.
Имеются ли в деянии Войлокова, Трубенцова и Лагидина признаки какого-либо преступления?
2.2. Корабль, перевозивший груз радиоактивных отходов, попал в сильный шторм в Северном Ледовитом океане и получил серьезные повреждения. Капитан корабля Долгушев принял решение сбросить груз за борт, чтобы облегчить управление кораблем и не допустить радиоактивного заражения корабля и членов экипажа в случае, если в результате повреждения контейнеров с радиоактивными отходами произойдет утечка радиации. В результате сброса груза один контейнер получил повреждение.
Ввиду своевременно принятых мер никто из членов экипажа не пострадал, корабль удалось удержать на плаву и дождаться помощи.
Имеются ли в деянии Догушева признаки преступления?
2.3. Егерь Ксенофонтов проживал со своей семьей в доме на территории лесного массива на Дальнем Востоке. Однажды, когда его малолетняя дочь гуляла во дворе дома, он увидел, что из-за забора за ней наблюдает амурский тигр. Взяв в доме ружье, Ксенофонтов выбежал на улицу и застрелил тигра.
Подлежит ли Ксенофонтов уголовной ответственности?
2.4. Храпов и Самохвалов, желая заработать, поехали на грузовой автомашине, принадлежащей Храпову, в ближайший пригород, где спилили несколько крупных деревьев в лесном массиве, не относящемся к лесным насаждениям, распилили их на мелкие чурбаки, загрузили ими машину и впоследствии продали одному из жителей поселка. Руководством отдела лесного хозяйства ущерб был оценен в 245000 рублей.
Подлежат ли Храпов и Самохвалов уголовной ответственности?
2.5. Сапогов пошел в лес за грибами и заблудился. Он ходил в поисках пути до ночи и потом решил развести костер, чтобы не замерзнуть и быть замеченным в случае его поисков. От костра огонь перекинулся на растущую вблизи ель, затем на близлежащие деревья. Потушить огонь своими силами Сапогову не удалось. Пожар в лесу был замечен с патрульного вертолета, пилот которого по рации сообщил о пожаре в пожарную охрану. Приехавшие на тушение огня пожарные обнаружили получившего сильные ожоги Сапогова и доставили его в больницу.
Имеются ли в действиях Сапогова признаки преступления?
3*. Изучить материалы судебной практики по теме и подготовить письменную работу с выдержками из судебных решений.Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию
Перед выполнением заданий для самостоятельной работыи подготовке к практическому занятию студенту рекомендуется внимательно ознакомиться с положениями главы 26 (ст. 246 – 262) УК РФ, устанавливающих условия уголовной противоправности и наказуемости экологических преступлений. При этом особое внимание следует обратить на возможность квалификации отдельных экологических преступлений по совокупности с преступлениями против личности, таможенными преступлениями и др.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Кто является субъектом уголовной ответственности за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ?
2. В случае наступления каких общественно опасных последствий наступает уголовная ответственность за загрязнение вод, атмосферы и морской среды?
3. Какие способы причинения гибели животным признается способами незаконной охоты?
Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники
8.1. –2, 9.
8.2. – 19, 25.
8.3. –2.
8.4. – 1–4.
Тема 2.14. Преступления против безопасности движения и
эксплуатации транспорта
Понятие, общая характеристика и виды транспортных преступлений. Значение подзаконных нормативных правовых актов для правильной квалификации транспортных преступлений. Отличие транспортных преступлений от схожих административных правонарушений.
Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена.
Нарушение требований в области транспортной безопасности.
Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.
Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию
Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями.
Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.
Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.
Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов.
Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие.
Нарушение правил международных полетов.
Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации.
Практическое занятие «Преступления против безопасности движения и
эксплуатации транспорта» – формы обучения: очная и заочная
Решение практических задач типа «case-study» по теме занятия на выбор преподавателя, направленных на выработку практического навыка оценки правовой ситуации и проблем квалификации преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.
1. Преподаватель раздает каждому студенту учебный материал, который они должны проанализировать.
2. Студенты на основе анализа полученной информации дают правовую оценку приведенной ситуации с обязательной ссылкой на нормативные правовые акты в заданной учебным материалом сфере и озвучивают ее, аргументируя свою точку зрения.
3. Результат решения задачи обсуждается студентами в виде свободной дискуссии с преподавателем и другими студентами.
4. Преподаватель дает оценку качества решения задач и разъясняет выявленные проблемные вопросы и ошибки.
Задания для самостоятельной работы
1. Подготовка инициативного устного доклада (сообщения) по проблемным вопросам уголовного права на одну из следующих тем (по выбору студента):
1.1.«Безопасность дорожного движения как объект уголовно-правовой охраны»;
1.2.«Уголовно-правовое значение Правил дорожного движения»;
1.3.«Особенности и значение правильного установления причинной связи как признака объективной стороны транспортных преступлений».
2. Задачи.
2.1. Катаясь на речном трамвае, Ихтиандрова, распивавшая на борту крепкие алкогольные напитки и в связи с этим находившаяся в состоянии сильного алкогольного опьянения, упала за борт в воду. Услышав крики пассажиров: «Человек за бортом», капитан Рыбин остановил судно, а затем, желая подплыть поближе к Ихтиандровой, дал задний ход. В результате движения Ихтиандровузатянуло к винту и от полученных винтом повреждений она скончалась на месте.
Квалифицируйте действия Рыбина.
2.2. Капитан океанского лайнера «Профессор Шварценгольд» получил сигнал «СОС» с терпящего бедствие судна «Решительный». Прибыв на место бедствия, капитан лайнера дал команду не приближаться к терпящему бедствие судну ближе, чем на 0,5 мили, поскольку в случае приближения в условиях шторма не мог гарантировать безопасности и своего судна, и судна, терпящего бедствие. Также из-за сильного шторма команда лайнера не смогла спустить на воду шлюпки. Через 4 часа судно «Решительный» затонуло, команда и пассажиры затонувшего судна, используя спасательные средства, вынуждены были покинуть его. Сильные волны разнесли людей в разные стороны на значительное расстояние и менее чем через час все люди с потонувшего судна погибли.
Квалифицируйте деяние капитана океанского лайнера.
2.3. Жихарев и Комаров ночью проникли в трамвайный парк. С целью последующей сдачи в пункт приема цветного лома они срезали с четырех трамваев медные кабели, использовавшиеся для заземления. Утром инженер трамвайного парка Султыгов, отвечавший за проверку подвижного состава, выходящего на рейс, проверив трамваи, ничего не заметил и раз-решил выход трамвая на маршрут. Из-за отсутствия заземления вагоновожатая Застегнутая при подключении трамвая к электросети получила удар током. Через три дня от полученного удара Застегнутая скончалась в больнице, не приходя в сознание.
Квалифицируйте действия Жихарева и Комарова.
2.4. Салихов за неоднократное появление на работе в нетрезвом состоянии был уволен приказом начальника Северной железной дороги. Будучи озлобленным на своего бывшего бригадира Попова, Салихов в состоянии наркотического опьянения ночью пришел в локомотивное депо и, используя лом, разбил все контрольные приборы в кабине локомотива, закрепленного за Поповым, выбил лобовое стекло, а также разрушил воздушную систему этого транспортного средства.
Имеются ли в действиях Салихова признаки какого-либо состава преступления? Какие меры уголовно-правового воздействия могут быть приняты к Салихову?
2.5. Водитель грузового автомобиля Беспечный выехал из гаража, заведомо зная о недостаточной эффективности работы ручного тормоза. В течение рабочего дня во время вынужденной стоянки Беспечный решил осмотреть узлы и детали ходовой части автомобиля. Поставив автомобиль на ручной тормоз, Беспечный, расположившись у левого заднего колеса, начал его осмотр. В это время вернувшийся экспедитор резко открыл дверь кабины, отчего стоявшая под уклон машина внезапно начала самопроизвольное движение. Водителю Беспечному колесом были раздроблены ноги, которые впоследствии были ампутированы.
Дайте уголовно-правовую оценку действиям всех лиц, обязанным обеспечивать безопасную эксплуатацию транспортных средств.
3*. Изучить материалы судебной практики по теме и подготовить письменную работу с выдержками из судебных решений.Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию
Перед выполнением заданий для самостоятельной работы студенту рекомендуется внимательно изучить положения главы 27 (ст. 263 – 271) УК РФ о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Затем следует изучить предложенную по данной теме литературу и материалы практики.
При решении задач следует особое внимание уделить отграничению преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств от преступлений против личности, поскольку общественно опасные последствия данных общественно опасных деяний совпадают. Разграничение данных преступлений следует производить преимущественно по признакам объективной стороны общественно опасных деяний.
Для выполнении третьего задания студентам рекомендуется использование справочно-правовых систем «КонсультантПлюс» и «Гарант», в которых содержатся материалы судебной практики, как Верховного Суда РФ, так и региональных судебных органов, а также обзоры судебной практики. Кроме того, обзоры судебной и следственной практики можно найти на сайтах судебных и правоохранительных органов в сети Интернет.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Может ли пешеход подлежать уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения; если да, то при наличии каких условий?
2. Влияет ли состояние опьянения на квалификацию преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта; если да, то каким образом?
3. Безопасность движения и эксплуатации каких видов транспорта является объектом преступлений, предусмотренных главой 27 УК РФ?
Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники
8.1. –2, 9.
8.2. – 14.
8.3. –2.
8.4. – 1–4.