Становления учений о личности насильственного преступника
Курсовая работа
по дисциплине: «Криминология»
на тему: «Личность преступника совершающего насильственные преступления»
Выполнила:
студентка группы 14-ПРЗ-2 _________ Е.В.Сорокина
(подпись)
Руководитель:
Доцент кафедры
уголовного права
и криминалистики _________ Т.И.Ремнёва
(подпись)
Междуречье
2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Ведение..................................................................................................................3
1. становления учений о личности насильственного преступника.......................................................................................................5
2.Понятие и структура личности преступника..........................11
3. Криминологическая классификация личности насильственного преступника...........................................................18
4. Психологические особенности (черты) личности насильственного преступника...........................................................23
Заключение......................................................................................................31
Список использованных источников............................................33
Введение
Вопрос о личности преступника относится к числу ведущих и вместе с тем наиболее сложных проблем криминологии. История этой науки свидетельствует о том, что наиболее острые дискуссии криминологи вели и ведут как раз по поводу личности преступника. В зависимости от социально-исторических условий, требований социальной практики и уровня развития науки по-разному ставился и решался вопрос, что такое личность преступника, есть ли она вообще, в чем ее специфика, какова ее роль в совершении преступления, как воздействовать на нее с тем, чтобы не допустить больше преступных действий.
Человек не рождается, а становится преступником в случае неблагоприятных условий формирования его личности. Однако эти условия отнюдьне напрямую порождают преступное поведение. Они обусловливают внутренний духовный мир, психологию личности, которые, в свою очередь, становятся самостоятельным и активным фактором, опосредствующим последующие влияния социальной среды на нее. Человек, образно говоря, "выбирает" и усваивает те из них, которые в наибольшей степени соответствуют его психологической природе. Каждый индивид как личность – это продукт не только существующих отношений, но и своего собственного развития и самосознания. Одно и то же по своим объективным признакам общественное положение, будучи по-разному воспринято и оценено личностью, побуждает ее к совершенно различным действиям. Система отношений человека к различным социальным ценностям и сторонам действительности, нормам и институтам, самому себе и своим обязанностям, различным общностям, группам и т. д. зависит, следовательно, как от внешних, так и от внутренних личностных обстоятельств.
В криминологии личность преступника понимается как совокупность интегрированных в ней социально значимых негативных свойств, образовавшихся в процессе многообразных и систематических взаимодействий с другими людьми. Эта личность, являющаяся субъектом деятельности, познания и общения, конечно, не исчерпывается только указанными свойствами. В то же время социальный характер личности преступника позволяет рассматривать ее как члена общества, социальных групп или иных общностей, как носителя социально типичных черт.
Цель курсовой работы состоит в изучении личности насильственного преступника, выработке понятия личности насильственного преступника, исследовании криминологических характеристик лиц, совершивших насильственные преступления, психологические особенности личности насильственного преступника.
Основные задачи курсовой работы вытекают из указанных целей и могут быть представлены следующим образом:
- определение понятия личности насильственного преступника.
- определение места личности насильственного преступника в общем учении о личности преступника;
- исследование криминологических характеристик лиц, совершивших насильственные преступления;
- исследование психологических особенностей личности насильственного преступника.
Заключение
В заключение отметим, что социально-экономические особенности общества, особенно в периоды его реформации, формируют свои устойчивые типы преступников. Их преступная направленность определяется значительными упущениями в социальном управлении и социальном контроле, расширении возможных объектов преступного посягательства, коррумпированности властных структур, существенными упущениями в правоохранительной деятельности, дефектами общесоциальной и правовой социализации.
Сложность изучения личности тех, кто совершает преступления, определяется, помимо всего прочего, и тем, что социальное расслоение общества велико, что разные страты общества имеют разные интересы и потребности, у них свои взгляды на положение в обществе, на роль других групп, они отличаются по уровню образования и культуры, характеру трудовой деятельности, наконец, принадлежностью к полу, возрастом. Все это и есть основание для того, чтобы глубоко изучать личности людей, вставших на преступный путь, избравших его образом жизни, профессией, способом "улучшения" материальных условий жизни, или человека, случайно совершившего преступление, втянутого кем-то в преступную деятельность и т.д. Для этого и нужна классификация, типология преступников, их социальных ролей, уяснение конкретных социальных типов преступников, когда речь идет об устойчивой формуле их поведения. И если изучение причин и условий преступности позволяет объяснить и саму преступность, и то, почему люди встают на преступный путь, то изучение личности тех, кто совершает преступления, позволяет, с одной стороны, найти пути к их исправлению, постигая их внутренний мир, психологию, нравственные установки, а с другой – "выйти" на наиболее типичные, индивидуальные причины и условия, толкающие людей на преступный путь.
Преступность - извечное негативное социальное явление. О ее искоренении могут говорить только малосведущие люди. Каков порядок жизни в данном обществе, таков и порядок нарушения его основных устоев. Причиной преступности является все то, что препятствует нормальному функционированию данного общества. Так, дисфункция экономических и социальных структур немедленно порождает всплеск теневой, криминальной, экономки. Дисфункция политических, властных институтов ведет к резкому возрастанию должностной преступности. Типообразование преступников определяется социальной анатомией данного общества, устойчивый преступник - носитель типичных социальных дефектов данного общества, наложенных на индивидуально-психологические особенности его личности.
Курсовая работа
по дисциплине: «Криминология»
на тему: «Личность преступника совершающего насильственные преступления»
Выполнила:
студентка группы 14-ПРЗ-2 _________ Е.В.Сорокина
(подпись)
Руководитель:
Доцент кафедры
уголовного права
и криминалистики _________ Т.И.Ремнёва
(подпись)
Междуречье
2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Ведение..................................................................................................................3
1. становления учений о личности насильственного преступника.......................................................................................................5
2.Понятие и структура личности преступника..........................11
3. Криминологическая классификация личности насильственного преступника...........................................................18
4. Психологические особенности (черты) личности насильственного преступника...........................................................23
Заключение......................................................................................................31
Список использованных источников............................................33
Введение
Вопрос о личности преступника относится к числу ведущих и вместе с тем наиболее сложных проблем криминологии. История этой науки свидетельствует о том, что наиболее острые дискуссии криминологи вели и ведут как раз по поводу личности преступника. В зависимости от социально-исторических условий, требований социальной практики и уровня развития науки по-разному ставился и решался вопрос, что такое личность преступника, есть ли она вообще, в чем ее специфика, какова ее роль в совершении преступления, как воздействовать на нее с тем, чтобы не допустить больше преступных действий.
Человек не рождается, а становится преступником в случае неблагоприятных условий формирования его личности. Однако эти условия отнюдьне напрямую порождают преступное поведение. Они обусловливают внутренний духовный мир, психологию личности, которые, в свою очередь, становятся самостоятельным и активным фактором, опосредствующим последующие влияния социальной среды на нее. Человек, образно говоря, "выбирает" и усваивает те из них, которые в наибольшей степени соответствуют его психологической природе. Каждый индивид как личность – это продукт не только существующих отношений, но и своего собственного развития и самосознания. Одно и то же по своим объективным признакам общественное положение, будучи по-разному воспринято и оценено личностью, побуждает ее к совершенно различным действиям. Система отношений человека к различным социальным ценностям и сторонам действительности, нормам и институтам, самому себе и своим обязанностям, различным общностям, группам и т. д. зависит, следовательно, как от внешних, так и от внутренних личностных обстоятельств.
В криминологии личность преступника понимается как совокупность интегрированных в ней социально значимых негативных свойств, образовавшихся в процессе многообразных и систематических взаимодействий с другими людьми. Эта личность, являющаяся субъектом деятельности, познания и общения, конечно, не исчерпывается только указанными свойствами. В то же время социальный характер личности преступника позволяет рассматривать ее как члена общества, социальных групп или иных общностей, как носителя социально типичных черт.
Цель курсовой работы состоит в изучении личности насильственного преступника, выработке понятия личности насильственного преступника, исследовании криминологических характеристик лиц, совершивших насильственные преступления, психологические особенности личности насильственного преступника.
Основные задачи курсовой работы вытекают из указанных целей и могут быть представлены следующим образом:
- определение понятия личности насильственного преступника.
- определение места личности насильственного преступника в общем учении о личности преступника;
- исследование криминологических характеристик лиц, совершивших насильственные преступления;
- исследование психологических особенностей личности насильственного преступника.
становления учений о личности насильственного преступника
Проблема изучения насилия и связанного с ним агрессивного поведения занимает одно из ведущих мест в научных исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Ее истоки можно обнаружить в трудах античных мыслителей. Так, жители греческих городов-государств приглашали врача-философа Гиппократа для оценки психического состояния граждан, совершающих не только нелепые поступки, но и проявляющих повышенную агрессивность, чрезмерную жестокость, склонность к насилию. Если ученики Пифагора стояли на "биологических" позициях ("мы предрасположены к добродетелям и к порокам так же, как к здоровью и к болезни, и это зависит в большей степени от наших родителей и от составных частей нашего тела, чем от нас самих"[1] ), то Гиппократ отрицал влияние "порочной" наследственности, подчеркивая роль внешних факторов (воспитания, ближайшего окружения, климата и т.д.). Научные концепции Гиппократа не имеют законченного цельного изложения применительно к психологии и судебной психиатрии. В таких работах, как "Внутренние болезни", "Эпидемические болезни", "О священной болезни" и особенно в "Афоризмах", по мнению Ю.В. Каннабиха, "разбросаны отдельные намеки, наблюдения, теории... Кое-что противоречит одно другому, так как, несомненно, представляет собой мысли не одного человека"[2] .
Гиппократ, Платон, Аристотель сформулировали основные понятия о "болезнях души", разграничив общественно опасное деяние душевнобольного человека и насильственные действия антисоциального индивида. Важно отметить, что в античности была предпринята попытка связать рисунок поведения человека с индивидуально-личностными особенностями, т.е. с темпераментом, характером, интеллектом, воспитанием и т.д. [3]
Период Средневековья характеризовался регрессом научного мировоззрения. Исключением является деятельность католического священника Пелагия, Августина Блаженного и крупнейшего представителя католического богословия, схоластики Ф. Аквинского. По мнению Ф. Аквинского, разум ставит лишь цели для деятельности человека, движущей же силой является воля. Богослову принадлежит идея разделения божественной воли и божественного закона. Если ранее основания права сводили непосредственно к справедливой воле Бога, находя в ней непосредственное оправдание правовым нормам, то Ф. Аквинский в своей работе "Сумма богословия" вводит понятие божественного "естественного закона". Естественный закон раскрывается разуму в различении добра и зла. Принципы вечного естественного закона воплощены в естественном праве. Исходя из своего учения о разуме и воле, мыслитель определяет человеческий закон как требование разума, устанавливаемое по воле того, кто стоит во главе государства; божественные же законы устанавливаются разумной волей Бога. Учением о естественном законе закладываются предпосылки столь важной для эпохи Нового времени и не потерявшей своей актуальности по сей день теории "естественного права". В трактовке Ф. Аквинского, естественный закон не является обычаем, поскольку он есть нечто установленное разумом. Предписания этого закона достаточно многочисленны, но все они имеют единую общую основу: делать добро и избегать зла, насилия. Естественный закон, таким образом, предписывает добродетельные поступки[4] .
В изданной в 1532 г. "Каролине" уже имелись точные указания о необходимости приглашения сведущих лиц для проведения судебно-медицинских исследований. Устав предусматривал обязательный осмотр мертвых тел, однако изучению личности преступника и его жертвы в нем не уделялось никакого внимания.
В 1624 г. старший советник суда католической церкви Павел Заккиас в работе "Судебно-медицинские вопросы" сформулировал основные принципы судебной психиатрии и акцентировал внимание на криминалистических методах изучения личности. Он, в частности, указывал, что успешное расследование преступлений предполагает обязательную оценку личностных особенностей таких участников судопроизводства, как обвиняемые, свидетели, потерпевшие. Изучение личности участников судопроизводства предполагало использование только научно обоснованных (в рамках той эпохи) методов и приемов. Полученная в результате изучения информация должна четко документироваться[5] .
Однако для И. Канта был характерен весьма своеобразный взгляд на преступное поведение лиц с психическими аномалиями. Знаменитый философ в § 49 своей "Антропологии" утверждает: "Если человек преднамеренно причинил другому несчастье, и возникает вопрос, виновен ли он и в какой мере, т.е. если надо установить, был ли он в эту минуту душевнобольным или душевно здоровым, - тогда суд должен направить это дело не на медицинский, а на философский факультет. Вопрос, обладал ли обвиняемый при совершении преступного действия способностью суждения, есть вопрос всецело психологический"[6] . Таким образом, по мнению И. Канта, экспертиза преступников должна находиться в ведении философов и психологов.
Правовая мысль XIX в. по своему содержанию является плюралистической, так как в ней переплетаются концепции и идеи разных правовых систем, комплексно сочетаются установки идеализма и материализма, рационализма и иррационализма, она содержит величайшие догадки и не менее великие ошибки. К иррационалистическому направлению прежде всего относятся учения Ф. Ницше[6] . По справедливому наблюдению Л.В. Сердюка, Ф. Ницше обосновывал идею необходимости и даже полезности насилия в человеческом обществе как в международных масштабах (в форме войн), так и в межличностных отношениях, и даже насилие каждого человека к самому себе, изгоняя лень, смирение, нигилизм и другие собственные психологические пороки. Сама жизнь, по мнению Ф. Ницше, в сущности, в основных своих проявлениях действует путем насилия и не может быть вовсе мыслима помимо этого характера[7] .
В современной теории и в мировой законодательной практике имеет место достаточно широкое толкование насилия. Насилие - физическое или психическое воздействие одного человека на другого, нарушающее гарантированное Конституцией Республики Беларусь право граждан на личную неприкосновенность. Физическое насилие выражается в непосредственном воздействии на организм человека: побои, телесные повреждения, истязания различными способами (в том числе с применением каких-либо предметов и веществ) и т.д. Психическое насилие заключается в воздействии на психику человека путем запугивания, угроз (в частности, угроз физической расправой), чтобы сломить волю потерпевшего к сопротивлению. Насилие может быть отягчающим уголовную ответственность обстоятельством (при совершении преступления с особой жестокостью или издевательством над потерпевшим), способом совершения преступления (например, убийства, угона воздушного судна) либо конститутивным (квалифицирующим) признаком состава преступления (например, при изнасиловании). Очевидно, что термины "насилие" и "криминальная агрессия" имеют много общего, но рамки последней гораздо шире, так как криминальная агрессия выходит за пределы уголовно-правовых запретов.
Рассматривая проблему личности насильственного преступника, необходимо отразить общее понимание феноменов агрессии и агрессивности в современной науке. Л.М. Барденштейн, Ю.Б. Можгинский абсолютно правильно отмечают, что, говоря об общих подходах к определению агрессии, следует подчеркнуть, что в большинстве случаев они являются результатом синтеза общебиологических, психологических и философских теорий. Не случайно наиболее полно взгляды на природу агрессии мы находим у представителей психоанализа, биологической науки, у психологов. В концептуальном плане выделяются две на первый взгляд противоположные точки зрения на природу человеческой агрессивности: рассмотрение агрессии в качестве положительного, конструктивного, созидательного начала и ее понимание как деструктивной, разрушительной силы. Однако такое дихотомическое разделение взглядов на природу феномена весьма условно[8] .
Согласно А. Басу агрессию принято разделять на несколько дихотомических категорий: физическая и вербальная, прямая и косвенная, активная и пассивная. Физическая агрессия предполагает нанесение жертве телесного ущерба с использованием произвольной мускулатуры нападающего или оружия. Вербальная агрессия осуществляется в форме словесных угроз или распространения оскорбительных высказываний. Прямая агрессия возникает при непосредственном контакте агрессора и жертвы, косвенная связана с "заочным" созданием препятствий жизнедеятельности объекта агрессии, распространением о нем клеветы и отрицательных высказываний. Активная агрессия выражается в словесных и физических нападках, в то время как пассивная выступает в форме отказа выполнять требования, разговаривать с "объектом" агрессии. В свою очередь, другой исследователь С. Фешбач ввел понятие враждебной и инструментальной агрессии. Мотив враждебных агрессивных действий состоит в причинении страданий жертве; инструментальная агрессия служит способом достижения определенной цели. Мотив нанесения прямого физического ущерба в этом случае отсутствует. Примером инструментальной агрессии могут служить преступления, при которых основным мотивом является нажива, а физическое насилие является лишь "инструментом" достижения поставленной цели. Вместе с тем, по наблюдениям А. Бандуры, деление агрессии на инструментальную и враждебную носит умозрительный характер. И в том, и в другом случае действия агрессора направлены на достижение определенной цели. Можно видеть, что при враждебной агрессии причинение страданий жертве является не чем иным, как ее целью. Целесообразно выделять адаптивную и дезадаптивную роль агрессии, что нашло отражение в работах Э. Фромма и Г. Аммона[9] .
Указанных позиций придерживаются отечественные судебные психиатры и психологи-эксперты, акцентируя внимание на изучении наиболее значимых факторов микросоциального окружения, основных личностных и патохарактерологических особенностей у лиц, совершивших насильственные преступления. Выраженность агрессивности как у психически здоровых, так и у душевнобольных (в рамках вменяемости) насильственных преступников различна (выделяются низкий, средний и высокий уровни агрессивности). Высокий уровень агрессивности более характерен для лиц, совершивших преступления против личности. Он характеризуется наличием широкого диапазона стимулов, провоцирующих агрессивные акты, затрагивающих как значимые, так и менее значимые отношения личности, с преобладающей мотивацией нападения. Высокоагрессивные субъекты с психическими аномалиями, как правило, сами являются инициаторами агрессогенных ситуаций. У преступников, страдающих психопатией, шизофренией, эпилепсией, наблюдается отчетливое доминирование крайне разрушительных форм поведения, сочетающих в себе элементы физической, вербальной агрессии (в том числе и против собственности). Алкоголизация, прием наркотиков, обострение основного психического заболевания приводят к возрастанию частоты и тяжести агрессивных действий у низко - и среднеагрессивных личностей[10] . Психолого-психиатрическая экспертиза позволяет раскрыть структуру личности подэкспертного, т.е. четко выявить содержание, иерархию мотивационных образований. Комплексная судебная медико-психологическая экспертиза позволяет определить роль соматической болезни в механизме криминальной агрессии.
Таким образом, комплексный подход к проблеме агрессивного поведения преступника позволяет выявить его индивидуально-личностные особенности, что способствует применению более широкого спектра всех уровней профилактических мер в дальнейшем.