Мотивации активистов гражданского общества
Большинство экспертов поддерживает мысль, что мотивация гражданских активистов носит множественный характер и по сути является проекцией личностных особенностей на сферу своего труда:
По мнению большинства экспертов и представителей гражданского общества, основное – это ценностный мотив –альтруистическое стремление помогать, будь то отдельным людям, городу или стране. Это подтверждается и тем, что люди, приходящие в НКО, не могут рассчитывать на высокий уровень вознаграждения за свой труд, причём и в материальном, и в социальном смыслах. В этом смысле мотивация российского «гражданского активиста» несколько отличается от его западных «коллег»: тем, безусловно, тоже присущ альтруизм, но они имеют больше оснований дополнять его рациональным расчетом – увидеть плоды своего воздействия на общество и государство, российские же активисты работают, потому что «не могут не работать», независимо от ожидаемого результата.
Ещё один универсальный мотив, о котором много говорили представители ГО – стремление что-то изменить, небезразличие к происходящим процессам. Также некоторые говорили об участии в общественной активности из необходимости самовыражения, которое не у всех людей полноценно происходит на работе: «Есть общественники, которые пришли по убеждению, после конфликтов. У них возникла проблема, они начали её решать. Через государство не решили – начали через общественные организации.
Мотивация служения, которая наиболее полно сегодня может быть реализована в рамках некоммерческих организаций, в то время как в государстве она извращена: Человек может быть успешным чиновником только тогда, когда он любую идею служения переводит в деньги. А НКО как раз существуют на идее служения. Много людей, поступаясь средствами и деньгами, служат обществу.
· Но, по мнению некоторых других экспертов, говорить об универсальных ценностях, мотивации, «признаках классического поведения» можно, только рассматривая относительно узкую прослойку гражданского общества – и в персональном разрезе, и в особом типе организаций, в основном, активно действующих на общественно-политическом поле. Для большинства же людей, участвующих в гражданской активности важным мотивом является самореализация через помощь другим людям: Хочется в жизни после себя оставить добрую память, хочется доброе дело в жизни делать (такое, которое повлияет на жизни других людей). Как у меня – 15 лет назад… В киоске я не нашла журнала, который меня устраивал бы - нашла только много "желтой прессы. Я подумала, что если я не начну выпускать журнал о культуре, я не выполню свою жизненную миссию. (Самара)
Один из экспертов назвал отличительным качеством участников ГО повышенный общественный темперамент , имея в виду, что они готовы защищать базовые ценности в большей степени, чем остальные. Среди ценностей, которые называли большинство экспертов – желание что-то изменить, ответственное отношение к происходящему,
Между тем, некоторые эксперты не исключали и того, что часть людей, занятых в НКО или гражданских инициативах имеют более прагматичные мотивы: помочь карьерному росту, обрести опыт работы и общения,которые впоследствии будут востребованы в коммерческом или государственном секторе:
То, чему можно научиться у нашей организации всё равно в конечном итоге нужно будет всем. Организации уже много лет, получается, и у нас есть люди, которые начинали работать у нас и потом очень успешно устраивались работать в государственные учреждения, в крупные исследовательские центры.
Наконец, представители региональных и муниципальных организаций отмечают, что для их активистов площадка организации – это, прежде всего, площадка для общения по интересам. Деятельность НКО занимает их свободное время и позволяет им активно и содержательно взаимодействовать со сверстниками.
Назывались и более частные и производные мотивы:
· Возможно, жажда приключений, "драйв".
· Возможно работа в группе, кто-то пошел "за компанию".
· Пошел лидер, пошли за лидером. Ведущие – ведомые.
· Молодежь привлекают возможности развития, социальные лифты…
Рассуждая о штатных сотрудниках и лидерах НКО, эксперты отмечали, что для них работа в «третьем секторе» предпочтительнее по сравнению с работой на государство и бизнес, прежде всего, возможностью более свободной, самостоятельной и творческой деятельности: они сами придумывают проекты и сами же их реализовывают, в этом прелесть любой некоммерческой деятельности (Иркутск)
Эти мотивации могут динамично развиваться и взаимодополняться:
- Я пришел для саморазвития. Это была стажировка. Потом я продолжил нахождение в этом обществе, потому что мне было там прикольно потусоваться. А потом меня все достало. Хочется менять все вокруг себя. Чтобы судьи нормально судили, чтобы сотрудники полиции не били. Чтобы права потребителей не нарушались, чтобы власть была открыта. В каждый момент могут быть разные импульсы.
Вопрос о том, как участие в некоммерческих инициативах сказывается на сотрудниках и волонтёрах организаций и их окружении, привёл к появлению интересных наблюдений.
Так, один из респондентов отмечает: Во-первых, они становятся лучше оттого, что им удаётся что-то сделать. Во-вторых, они начинают злиться оттого, что за них это должен делать кто-то другой, например, государство. Еще один эффект влияния состоит в том, что люди перестают идеализировать текущую ситуацию, более остро воспринимают проблемы и несправедливости. При этом работа в организациях даёт им большой опыт: они понимают, какие существуют возможности для того, чтобы исправить проблемы. Таким образом, растёт их ответственность.
Во-вторых, существует феномен перехода сотрудников из одних организаций в другие, что особенно характерно для правозащитного и общественно-политического сегмента гражданского общества. Можно говорить о формировании определённой прослойки активистов, которые сотрудничали с несколькими организациями, обучались технологиям правозащитной и гражданской деятельности и т.д.