ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – РЕСУРС РАЗВИТИЯ РОССИИ

Аналитический доклад

Москва, 2013

Содержание

Введение. 3

1. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО «У НИХ» И КАКИМ ОНО ДОЛЖНО СТАТЬ «У НАС». 6

Гражданское общество: западная модель и ее вариации. 7

Классическая модель эволюции гражданского общества. 7

Вариация западной модели: гражданское общество как субъект «бархатных революций». 11

«Незападная модель гражданского общества. 12

Гражданское общество: определения и функции. 13

Базовые определения. 13

Функции гражданского общества. 15

«Серые зоны» гражданского общества. 18

Что может развитое гражданское общество?. 23

2. РОССИЙСКОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ. 25

Предыстория: гражданское общество в СССР и раньше. 25

Условия становления российского гражданского общества. 29

3. АКТИВИСТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ. 34

Социально- демографический профиль. 34

Мировоззрение и человеческие качества гражданских активистов. 36

Мотивации активистов гражданского общества. 37

Политические предпочтения активистов гражданского общества. 40

Привлечение новых активистов. 42

4. КАК ЖИВУТ И РАБОТАЮТ РОССИЙСКИЕ НКО.. 43

Современное состояние. 43

Успехи и неудачи гражданского общества в России. 45

Рамки гражданского общества. 49

Неоднозначные случаи. 49

Механизмы работы НКО. Коммуникация между НКО и формирование сообщества гражданских активистов. 50

Интенсивность гражданской активности. 52

Особенности российского “третьего сектора”. 55

5. «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЗАПРОС» НА ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО.. 58

Уровень осведомленности и интереса общества к НКО.. 58

Услуги от НКО: готовы ли граждане?. 64

6. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО.. 69

Постановка проблемы.. 69

Общая рамка отношений. 71

Отношения с региональной властью.. 78

Политизация гражданского общества. 79

Проблема «не вполне независимых» НКО: российская специфика. 83

Российские GONGO.. 83

Общественные палаты и советы.. 85

Финансирование НКО.. 87

Государственное финансирование НКО.. 89

Финансирование НКО со стороны бизнеса. 92

Привлечение частных пожертвований и платные услуги. 94

Иностранное финансирование до «иностранных агентов». 95

Спецоперация против гражданского общества: «иностранные агенты» и не только. 99

7. Перспективы развития. 110

Общие выводы.. 110

Перспективы развития: как дать гражданскому обществу развиваться?. 113

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 119


Введение

Цель настоящего доклада – создать концептуальную рамку для работы Комитета гражданских инициатив и подготовки Гражданского форума.

Авторы не ставят нереальных целей дать «единственно верное» определение гражданского общества, ответить на все вопросы, касающиеся его нынешнего состояния и развития в России. Назначение этого доклада сугубо инструментальное: задать экспертную рамку для общественной дискуссии об участии граждан в развитии своей страны, формах взаимодействия государства и объединений граждан государственной политики, касающейся гражданского участия.

На эту тему сегодня много говорится и пишется. Гражданское общество видится оппозиционной стихией, радующей одних надеждой на перемены и тревожащей других своей якобы деструктивностью или даже происками враждебных России внешних сил. Активно изучается зарубежный опыт функционирования «третьего сектора», правильно ставится вопрос о необходимости развития социальных функций НКО и увеличении государственного финансирования некоммерческих организаций, и первые шаги на этом направлении уже сделаны. В то же время поиск среди НКО «иностранных агентов» вылился в массированную пропагандистскую «охоту на ведьм», которая подорвала и без того невысокий общественный авторитет некоммерческих организаций. Это – самое наглядное, но далеко не единственное свидетельство отсутствия у российского государства четкого видения и стратегии развития гражданского общества в России, государственной политики в этой области.

Выводы нашего исследования четко указывают, что гражданское общество в России состоялось, несмотря на множество неблагоприятных объективных и субъективных факторов. Гражданская активность – неиспользуемый ресурс развития страны, пренебрегать которым – гибельно для государства и для общества. Но при нынешней государственной политике в отношении гражданского общества российский «третий», «бесприбыльный» сектор, не сможет играть столь же важную роль в социально-экономической и политической жизни, как в развитых странах. Эта задача нерешаема ни механическим наращиванием объемов финансирования, ни простым совершенствованием административных механизмов управления взаимодействием с дирижируемыми сверху НКО.

Источник силы гражданского общества – установка его активистов на участие в общественно-политической жизни, самореализацию и бескорыстную деятельность, мотивированную стремлением улучшить мир вокруг себя, объединившись с единомышленниками не по приказу свыше, а по зову сердца. Не создав условий для развития гражданского общества как субъекта общественно-политической жизни, нельзя надеяться на сколько-нибудь значимый рост «третьего сектора»:без коренного изменения институциональной среды эффективность «инвестиций» и «госуправления» в нем окажется еще ниже, чем в «официальной» социально-экономической политике.

Да и сама стратегия развития гражданского общества не может родиться ни в начальственных кабинетах, ни в стенах экспертных центров – без деятельного участия самого сообщества некоммерческих организаций и их активистов.

Предложение Комитета гражданских инициатив о созыве «Гражданского форума» приобретает в этой связи особую актуальность: именно на этом форуме может состояться беспрецедентный по масштабу «мозговой штурм» по формированию такой стратегии, конструктивного запроса сообщества к государству. Наш доклад – попытка задать концептуальную и содержательную рамку для этого «мозгового штурма».

Настоящий доклад сочетает методы кабинетного анализа и полевых социологических исследований – групповых дискуссий активистов НКО в 5 регионах России, глубинных интервью с активистами НКО и экспертами в области гражданского общества, небольшого социологического опроса, выполненного по заказу КГИ «Левада-центром».

Наши рекомендации