ТК РФ, Статья 353. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
ТК РФ, Статья 353. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
ТК РФ, Статья 354. Федеральная инспекция труда
Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, - главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.
ТК РФ, Статья 355. Принципы деятельности и основные задачи федеральной инспекции труда
Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.
Основными задачами федеральной инспекции труда являются:
обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
ТК РФ, Статья 367. Федеральный государственный энергетический надзор
Государственный надзор за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда при эксплуатации электрических и тепловых установок осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении ими федерального государственного энергетического надзора.
Тема 14. Задание 1
Виды надзора и контроля | Органы, осущ-щие надзор и контроль | Правовая основа дея-ти надзорных и контрольных органов | Функции и основные полномочия органов при осущ-нии надзорно-контрольной дея-ти |
Государственный | Федеральная инспекция труда | Права и обязанности государственных инспекторов труда установлены статьями 357 - 358 Трудового кодекса РФ (в ред. ФЗ N 90-ФЗ), а также отражены в Положении о федеральной инспекции труда | Ст.356 ТК РФ |
Прокуратура | ТК РФ, ФЗ «О прокуратуре РФ», | целях обеспечения законности в сфере трудового законодательства прокуратура РФ осуществляет: 1. Надзор за исполнением законов: — федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти; — представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ; — органами местного самоуправления; — органами военного управления; — органами контроля, их должностными лицами; — субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания; — органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. 2. Надзор за соответствием закону издаваемых указанными органами правовых актов. 3. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина указанными выше органами. 4. Возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ и другими федеральными законами. 5. Участие в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестование противоречащих закону решений, определений и постановлений судов | |
Роспотребнадзор | ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА | контроль и надзор за соблюдением законов РФ в части обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей; | |
Федеральная служба по труду и занятости | Конституция РФ, федеральные конституционные законы, ФЗ, акты Президента и Правительства, межд.договоры РФ, НПА Министерства здравоохранения и соц.разивития РФ, Постановление N 324 "Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости" | Осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением: - трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; - установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве; - осуществляет контроль за: - обеспечением государственных гарантий в области занятости населения; - приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты; - регистрацией инвалидов в качестве безработных; - прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее; | |
Ведомственный | Деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления | Закон Республики Мордовия от 9 марта 1999 г. N 14-З "О защите трудовых прав граждан на территории Республики Мордовия" (с изменениями от 17 октября 2002 г., 5 июня 2003 г.) | 1)установления более выгодных трудовых и социально-экономических условий по сравнению с условиями, установленными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также дополнительных гарантий трудовых прав граждан, работающих на территории Республики Мордовия; 3) снижения уровня безработицы и установления критериев массового высвобождения работников; 4) создания системы контроля за безопасными условиями труда; 5) правового регулирования трудовых отношений в части, не урегулированной федеральным законодательством о труде. |
Общественный | Профсоюзы | Конституция, ТК РФ | Ст.370 ТК РФ |
Задание 2
Различие между государственным надзором и контролем и общественным контролем профсоюзов состоит в том, что специально уполномоченные государственные органы и инспекции наделены государством не только надзорными и контрольными функциями, но и властными полномочиями – правом давать работодателям обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений, приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования в условиях, угрожающих жизни и здоровью работников, привлекать виновных должностных лиц к административной ответственности и т.д. Органы общественного контроля, обладая широкими полномочиями по проверке соблюдения законодательства о труде и охране труда не вправе приостанавливать работы, производимые с нарушением правил безопасности, и привлекать должностных лиц к административной ответственности. Они могут добиться этого только путем обращения в соответствующие компетентные государственные органы.
Задача 2 (стр.134)
На основании положений статьи 370 ТК РФ, профсоюз может обратиться всоответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства.
Ст.370 ТК РФ.Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:
направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
Задача 2 (стр.135)
ТК РФ, Статья 353. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.