Рассмотрение надзорных жалобы, представления. Сроки рассмотрения

Судья Верховного Суда Российской Федерации изучает надзорные жалобу, пред-ставление по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо по материалам истребованного дела.

По результатам изучения судья выносит определение:

1) об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в су-дебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации;

2) о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судеб-ном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Председатель ВС РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судеб-ном заседании.

Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде Российской Федерации не более чем два месяца, если дело не было истребовано, и не более чем три месяца, если дело было истребовано. Председатель Верховного Суда Российской Федера-ции, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации в случае истре-бования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения надзорных жа-лобы, представления, но не более чем на два месяца.

Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора. Полномочия Президиума Верховного Суда РФ при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора.

Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда Российской Федерации установит, что обжалуемое постановление нарушает:

1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Россий-ской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;

2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные ин-тересы;

3) единообразие в толковании и применении судами норм права.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе:

1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстан-ции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд;

3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстан-ции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить про-изводство по делу;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;

6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу.

Основания для пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу (по вновь открывшимся или новым обстоятельствам).

Основаниями для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений являются:

1) вновь открывшиеся обстоятельства;

2) новые обстоятельства.

К вновь открывшимся обстоятельствам относятся:

1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть извест-ны заявителю;

2) заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, за-ведомо неправильный перевод, фальсификация доказательств, повлекшие за собой приня-тие незаконного или необоснованного судебного постановления;

3) преступления сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей, пре-ступления судей, совершенные при рассмотрении и разрешении данного дела.

К новым обстоятельствам относятся:

1) отмена судебного постановления суда общей юрисдикции или арбитражного суда либо постановления государственного органа или органа местного самоуправления, по-служивших основанием для принятия судебного постановления по данному делу;

2) признание вступившим в законную силу судебным постановлением суда общей юрисдикции или арбитражного суда недействительной сделки, повлекшей за собой при-нятие незаконного или необоснованного судебного постановления по данному делу;

3) признание Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации закона, примененного в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд Российской Федерации;

4) установление Европейским Судом по правам человека нарушения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом конкрет-ного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский Суд по правам человека.

Наши рекомендации