Правовой режим земель водного фонда
К землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, или занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. Рассмотрим их подробнее.
1. Земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах.Водный объект — природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима'. Водный кодекс РФ не определяет понятие поверхностных вод, а лишь выделяет поверхностные водные объекты, которые состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Таким образом, законодатель рассматривает водный объект и земельный участок, на котором он расположен, как единое целое. К поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники.
Береговая линия (фаница водного объекта) определяется для: моря — по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды — по линии максимального отлива; реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера — по среднемноголет-нему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом; пруда, водохранилища — по нормальному подпорному уровню воды; болота — по границе залежи торфа на нулевой глубине.
1 Водный режим — изменение во времени уровня, расхода и объема воды в водном объекте.
388
2. Земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.Водные объекты могут быть использованы для размещения таких сооружений, как: плотины, водосбросы, водозаборные, водовыпускные и другие гидротехнические сооружения, мосты, подводные и подземные переходы, очистные сооружения, причалы, судоподъемные, судопропускные и судоремонтные сооружения, рыбозащитные и рыбопропускные сооружения, насосные станции, дамбы, берегозащитные сооружения и др. При строительстве и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении, на водных объектах устанавливаются зоны, округа санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Водное законодательство вводит понятие водохозяйственной системы, под которой понимается комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений. Одним из принципов водного законодательства является принцип регулирования водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему.
Документированные сведения о водохозяйственных системах и о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах, включаются в государственный водный реестр. Права на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, их ограничения (обременения), а также в случаях, установленных в федеральных законах, — сделки с указанными сооружениями подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним по месту нахождения данных объектов.
При прекращении права пользования водным объектом водопользователь обязан обеспечить консервацию или ликвидацию гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах.
С принятием ВК РФ 2006 г. и внесением соответствующих изменений в ст. 102 ЗК РФ возник вопрос о правовом режиме земель водоохранных зон и береговой полосы, которые по ранее действующему законодательству входили в состав земель водного фонда. Современный законодатель, определяя в земельном кодексе земли водного фонда исключительно как земли, покрытые поверхностными водами или занятые сооружениями, расположенными на водных объектах, значительно сужает круг земельных участков,
389
относимых к категории земель водного фонда. Хотя вполне очевидно, что земли, занятые водоохранными зонами или береговой полосой, как земли, предназначенные для использования и охраны водных объектов, должны подчиняться единому правовому режиму земель водного фонда.
Как уже отмечалось, водоохранные зоны могут быть отнесены к землям, выполняющим природоохранные функции (в составе земель природоохранного назначения).
Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. На местности границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос закрепляются специальными информационными знаками.
Ширина водоохранной зоны морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы за пределами территорий городов и других поселений устанавливаются от соответствующей береговой линии. При наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.
В границах водоохранных зон запрещаются: использование сточных вод для удобрения почв; размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в
390
соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. В границах прибрежных защитных полос наряду с указанными ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых фунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Береговая полоса — полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования также предназначается для общего пользования (ранее — так называемый бечевник). Каждый гражданин вправе пользоваться без использования механических транспортных средств береговой полосой для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина последних составляет пять метров.
Право собственности на земли водного фонда подчинено праву собственности на водные объекты. В качестве общего положения ВК РФ закрепляет, что на водные объекты устанавливается федеральная собственность. Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности РФ на этот водный объект.
В собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического лица, юридического лица могут находиться пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности соответствующему субъекту, если иное не установлено федеральными законами. Пруд, обводненный карьер могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера. Право собственности РФ, субъекта РФ, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.
Критерии разграничения права собственности на земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный
391
карьер, установлены в ст. 7 ФЗ от 3 июня 2006 г. № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации». Так, земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью РФ, если указанные объекты находятся на территориях двух и более субъектов РФ или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности.
Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено ВК РФ. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено ВК РФ, другими федеральным законами.
На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется жителям соответствующих поселений органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.
Исходя из условий предоставления водных объектов в пользование водопользование подразделяется на совместное водопользование и обособленное водопользование. Обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах или их частях, находящихся в собственности физических лиц, юридических лиц, водных объектах или их частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления рыбоводства.
По способу использования водных объектов водопользование подразделяется на: водопользование с забором (изъятием) водных
392
ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты; водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты; водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов. Естественное изменение русла реки не влечет за собой изменение или прекращение права пользования этим водным объектом, если из существа правоотношения и В К РФ не следует иное.
Предоставление водных объектов в пользование физических и юридических лиц возможно:
• на основании договора водопользования;
• на основании решения о предоставлении водного объекта в
пользование.
Кроме того, водное законодательство устанавливает случаи, когда возможно использование водного объекта без заключения договора водопользования или принятия соответствующего решения для: судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов; осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов; забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий; забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды); забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств; воспроизводства водных биологических ресурсов; рыболовства, рыбоводства, охоты; полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными и др.
На основании договоров водопользования водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:
• забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных
объектов;
• использования акватории водных объектов, в том числе для
рекреационных целей;
• использования водных объектов без забора (изъятия) водных
ресурсов для целей производства электрической энергии.
К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ВК РФ и не противоречит существу договора водопользования. К существенным условиям договора водопользования относятся: сведения о
393
водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов); срок действия договора водопользования; размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы; порядок прекращения пользования водным объектом или его частью; ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.
Договор водопользования заключается между органом государственной власти или органом местного самоуправления (в зависимости от формы собственности на водный объект) и водопользователем — физическим и (или) юридическим лицом. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.
Водные объекты, находящиеся в частной собственности, могут предоставляться в пользование на основании договора аренды, безвозмездного срочного пользования и т. п. Водное законодательство не устанавливает способы, которыми могут отчуждаться водные объекты, находящиеся в частной собственности, и в данном случае оборот водных объектов должен регулироваться гражданским законодательством с учетом норм земельного законодательства.
На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:
• обеспечения обороны страны и безопасности государства;
• сброса сточных вод и (или) дренажных вод;
• размещения причалов, судоподъемных и судоремонтных
сооружений;
• размещения стационарных и (или) плавучих платформ и
искусственных островов;
• размещения и строительства гидротехнических сооружений
(в том числе мелиоративных систем), мостов, подводных и
подземных переходов, а также трубопроводов, подводных
линий связи, других линейных объектов, подводных ком
муникаций;
• разведки и добычи полезных ископаемых;
• проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других
работ, связанных с изменением дна и берегов водных объ
ектов;
• подъема затонувших судов;
394
• сплава древесины в плотах и с применением кошелей;
• забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель
сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и
пастбищ);
• организованного отдыха детей, а также организованного от
дыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.
Предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется на основании решения Правительства РФ. Предоставление в пользование водохранилищ, перечень которых устанавливается Правительством РФ и которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов РФ и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов РФ, а также морей или их отдельных частей осуществляется на основании решения Федерального агентства водных ресурсов или его территориального органа (п. 3, 4 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 8441). В отношении остальных водных объектов соответствующее решение принимается органом исполнительной власти субъекта РФ (если водный объект находится в федеральной собственности и расположен на территории субъекта РФ или находится в собственности субъекта РФ) либо органом местного самоуправления (если водный объект принадлежит на праве собственности муниципальному образованию).
Водный кодекс РФ устанавливает случаи, когда водопользование может быть приостановлено или ограничено (ст. 41), а также содержит специальные нормы, направленные на охрану водных объектов при их использовании в различных целях (гл. 5, 6).
Литература
Калиниченко Т. Г. Проблемы развития публичо-правовых начал в проекте Водного кодекса РФ // Экологическое право. 2006. № 4.
Сиваков Д. О. Новый Водный кодекс РФ — итог обновления водного права // Законодательство и экономика. 2006. № 8.
Сиваков Д. О. Объект правового регулирования водно-земельных отношений // Журнал российского права. 2002. № 1.
СЗ РФ. 2007. № 1. Ст. 295.
395
Глава 18 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ЗАПАСА
Земли запаса являются самостоятельной категорией земель. В отличие от земель иных категорий (сельскохозяйственного назначения, поселений, особо охраняемых территорий и объектов и др.) основное целевое назначение земель запаса не определено. Значительное количество земель запаса находится в мало освоенных районах РФ (в частности, в Сибири и на Дальнем Востоке).
По данным Роснедвижимости на I января 2007 г. в составе земель РФ земли запаса составляют 6,1 % (104,4 млн га) и по своим размерам занимают третье место (после земель лесного фонда и земель сельскохозяйственного назначения).
К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам (ст. 103 ЗК РФ). В состав земель запаса могут включаться и земельные участки сельскохозяйственного назначения для их консервации, если они подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на них не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям.
В то же время следует отличать земли запаса и консервируемые земли. Перевод земель, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство отвечающей требованиям продукции, в земли запаса для их консервации является лишь одним из способов ограничения (исключения) их сельскохозяйственного использования (см. ст. 14 ЗК РФ). В целом же правовой режим земель запаса и консервируемых земель различен.
К землям запаса не относятся земли фонда перераспределения. По современному законодательству фонд перераспределения создается в составе земель сельскохозяйственного назначения и предназначен для перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских
396
(фермерских) хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота (ст. 80 ЗК РФ).
Земли запаса подлежат государственному учету наряду с землями иных категорий.
Земли запаса находятся либо в государственной, либо в муниципальной собственности. Использование земель запаса допускается только после перевода их в другую категорию. Такой перевод допускается после формирования земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в соответствии с требованиями ФЗ от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Работы по формированию земельного участка предполагают работы по подготовке фаниц земельного участка и установление его границ на местности, определение разрешенного использования земельного участка и т. п. Такие работы позволяют индивидуализировать участок земли, который предполагается в дальнейшем использовать для определенного целевого назначения. Акт о переводе земельного участка из земель запаса в состав земель иных категорий принимается в порядке, установленном ст. 3 ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую».
Земли запаса предназначены для перспективного использования в сельскохозяйственных, промышленных, транспортных, энергетических и иных целях. На 1 января 2007 г. структура земель запаса представлена следующим образом: в стадии мелиоративного строительства находятся 21,1 тыс. га (0,02 %), земли застройки составляют 51,4 тыс. га (0,05 %), нарушенные земли — 103,4 тыс. га (0,1 %), под дорогами занято 192,1 тыс. га (0,2 %), под древесно-кустарниковой растительностью находятся 5390,8 тыс. га (5,2 %), лесные земли составляют 7022,6 тыс. га (6,7 %), под водой находятся 10 189,5 тыс. га (9,8 %), болотами занято 14 032,2 тыс. га (13,4 %), сельскохозяйственные угодья составляют 10 441,1 тыс. га (10,0 %), и, наконец, значительный удельный вес в составе земель запаса составляют прочие земли (овраги, оползни, скалы и т. п.) — 56 977,8 тыс. га (54,6 %).
Литература
Земельное право: Учебник / Под ред. Г. Е. Быстрова, Р. К. Гусева. М., 2006.
Постатейный комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» / Отв. ред. Г. Е. Быстрое, Б. Д. Клюкин. М.: Контракт: ИНФРА-М, 2002.
397
Глава 19