Правовой режим земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств
Наряду с другими организационно-правовыми формами деятельности в сфере сельскохозяйственного производства законодательство предусмотрело и образование крестьянских (фермерских) хозяйств. Крестьянское (фермерское) хозяйство является особым субъектом предпринимательства, объединяющим граждан для осуществления хозяйственной деятельности. К 2005 г. в собственности граждан находится 4,249 млн га земель сельскохозяйственного
назначения, используемых для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, и в собственности юридических лиц — крестьянских (фермерских) хозяйств, не прошедших перерегистрацию, — 2,345 га. В РФ на 1 января 2007 г. функционирует 269,6 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, использующих 14,9 млн га земли. Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское (фермерское) хозяйство определялось как самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, представленный отдельным гражданином, семьей или группой других лиц, осуществляющих производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе пользования имуществом и земельным участком. В отличие от названного Закона и Земельного кодекса РСФСР 1991 г., нормы которых относили земельный участок к правообладанию главы крестьянского (фермерского) хозяйства, ГК РФ признал крестьянское (фермерское) хозяйство формой предпринимательства без образования юридического лица, установил единый правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства (в том числе земельного участка), которое стало принадлежать членам хозяйства на праве общей совместной собственности, если законом или договором не предусмотрено иное1.
С 17 июня 2003 г. действует ФЗ от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»2, который определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (ст. 1 названного Закона). Законодательство содержит ограничения по субъектному составу крестьянского (фермерского) хозяйства. Например, максимальное количество членов крестьянского (фермерского) хозяйства, не состоящих в родстве с главой этого хозяйства, — пять человек. Крестьянское (фермерское) хозяйство может
Согласно п. 3 ст. 6 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» только сами члены крестьянского (фермерского) хозяйства могут изменить вид собственности на основании заключаемого между ними соглашения. Редакция указанной нормы не позволяет сделать вывод о том, что законом может быть определен иной вид собственности (долевая или индивидуальная). СЗ РФ. 2003. № 24. Ст. 2249; 2006. № 50. Ст. 5279; РГ. 2008. 17 мая.
317
быть создано одним гражданином и осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Таким образом, крестьянское хозяйство осуществляет деятельность без образования юридического лица. На основании ранее действующего законодательства функционируют крестьянские (фермерские) хозяйства, зарегистрированные в качестве юридических лиц, и крестьянские (фермерские) хозяйства, главы которых были зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей.
Те крестьянские (фермерские) хозяйства, которые были созданы как юридические лица, вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 г.
На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы ФЗ от 11 июня 2003 г. № 73-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.
Члены крестьянского (фермерского) хозяйства должны заключать соглашение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства. В соглашении определяются права и обязанности членов, глава крестьянского (фермерского) хозяйства и его полномочия, порядок владения, пользования, распоряжения имуществом хозяйства и иные условия. Основными видами деятельности, кото- • рыми могут заниматься крестьянские (фермерские) хозяйства, являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.
Для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства предоставляются два вида земельных участков: а) для создания крестьянского (фермерского) хозяйства и осуществления его деятельности — из земель сельскохозяйственного назначения; б) для строительства зданий, строений, сооружений, необходимых для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, — из земель сельскохозяйственного назначения и иных категорий земель. Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания крестьянского (фермерского) хозяйства определен в ст. 12 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
318
Предоставление земельных участков для строительства объектов недвижимости, необходимых для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, из земель иных категорий осуществляется в порядке, предусмотренном ЗК РФ. Целями выделения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть как создание крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществление его деятельности, так и расширение границ используемого крестьянским (фермерским) хозяйством земельного участка.
Для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства граждане могут использовать имеющиеся у них земельные доли. Для этого необходимо осуществить выдел доли (долей) в натуре в порядке, предусмотренном ст. 13 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
При формировании земельного участка необходимо соблюдать требования законодательства о соблюдении минимального размера земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, устанавливаемого законом субъекта РФ, за исключением случаев образования земельного участка крестьянского (фермерского) хозяйства, основной деятельностью которого является садоводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, овощеводство, пчеловодство, рыболовство или другая деятельность с применением технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее, чем минимальные размеры земельных участков, установленные законом субъекта РФ.
Правовую основу владения, пользования и распоряжения имуществом, в том числе земельными участками, крестьянского (фермерского) хозяйства составляют нормы ГК РФ, ЗК РФ, ФЗ от 11 июня 2003 г. № 73-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (глава 3, 4). В соответствии с ФЗ от 11 июня 2003 г. № 73-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и со ст. 257 ГК РФ правом общей совместной собственности на имущество наделены все члены крестьянского (фермерского) хозяйства, если договором (соглашением) между ними не установлен иной режим имущества. Члены крестьянского (фермерского) хозяйства могут установить общую долевую или индивидуальную собственность на имущество крестьянского хозяйства.
Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом в крестьянском (фермерском) хозяйстве устанавливается соглашением между членами такого хозяйства. В то же время, соглас-
но императивным положениям ч. 2 ст. 8 ФЗ от 11 июня 2003 г. № 73-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», распоряжение имуществом крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется главой фермерского хозяйства в интересах крестьянского (фермерского) хозяйства.
Одной из особенностей правового режима земель крестьянских (фермерских) хозяйств является неделимость земельных участков. Согласно п. 2 ст. 258 ГК РФ земельные участки и средства производства, принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству, при выходе одного из его членов из хозяйства разделу не подлежат. Вышедший из хозяйства имеет право на получение денежной компенсации, соразмерно его доли в общей собственности на это имущество. Земельные участки подлежат разделу лишь при прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства, например, в связи с выходом из него всех его членов или по иным основаниям.
Литература
Александров А. Д. Вопросы, связанные с применением отдельных положений Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // Юридический мир. 2002. № 10.
Бакунина Т. С. Дискуссии о проблемах регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения // Право и политика. 2002. № 8.
Волков Г. Комментарий к Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // Хозяйство и право. 2003. № 4.
Волков Г. А. Концепция федерального закона об упорядочении отношений собственности, возникших при приватизации земель сельскохозяйственного назначения // Экологическое право. 2006. № 4.
Крассов О. И. Правовое обеспечение сохранения экологических систем на землях сельскохозяйственного назначения // Экологическое право. 2005. № 1.
Попов М. В. Комментарий к Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»: Постатейный. М., 2002.
Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» /Отв. ред. Г. Е. Быстрое, Б. Д. Клюкин. М., 2002.
320
Глава 13