Производство по делам о признании недействующими НПА
гл. 23 ГПК
гл. 24 ГПК
Постановление Пленума ВС 29 ноября 2007 года № 48
Опосредованный нормоконтроль – в случае, если при рассмотрении конкретного гражданского дела суд установит, что закон о применении которого просит сторона, противоречит вышестоящему НПА, то он применяет положения вышестоящего НПА.
Непосредственный нормоконтроль – когда заинтересованные лица оспаривают законность НПА или его части безотносительно к конкретному субъекту права и безотносительно к спору о защите субъективного права, просят признать акт либо его часть недействующими. Дело затрагивает интересы неопределенного круга лиц и правопорядка в целом. Суд действует как негативный законодатель – признает нормативный акт недействующим.
Объект – НПА либо его часть. НПА – изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа гос власти, местного самоуправления должностного лица, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение и действие.
Должен быть акт ниже уровня ФЗ (они проверяются на соответствие Конституции в КС).
Акт должен быть действующим. Нельзя оспаривать законопроекты, нельзя просить изменить НПА, дополнить, принять другой акт. Нельзя оспаривать постановления Пленумов судов. Нельзя оспаривать части НПА, которые дублируют НПА, оспаривание которого суду общей юрисдикции не подведомственно. Нельзя оспаривать НПА, законность и обоснованность которого уже проверялась когда-либо судом по заявлению других лиц и по другим основаниям. Нельзя оспаривать отмененный НПА. Если акт был отменен после принятия дела к производству, то дело рассматривается по существу.
Подведомственность – см. тему подведомственности
Мировые судьи не рассматривают.
Территориальная подсудность определяется местом нахождения органа либо должностного лица, принявшего оспариваемый акт.
Субъекты:
заявитель либо лицо, которое имеет право на обращение в суд – граждане, организации, если их права и законные интересы нарушаются данным актом. Заявителем может быть прокурор в пределах своей компетенции – ст. 45 ГПК. Прокурору не нужно обосновывать факт нарушения актом прав и законных интересов конкретного гражданина. Заявителями также могут быть Президент, Правительство, законодательный орган субъекта, высшее должностное лицо субъекта, ОМС, глава МО, если актом нарушена их компетенция, а также ОМС, глава МО в случае нарушения актом других прав МС (п. 16 постановления).
Обе стороны – гос органы. Гражданское судопроизводство создано и имеет своей целью защиту частного интереса. Поэтому в теории высказывается мнение, что данные конфликты должны рассматриваться не в рамках гражданского судопроизводства вообще.
В качестве заинтересованных лиц привлекается орган, должностное лицо, чей акт оспаривается. Может быть привлечено высшее должностное лицо субъекта, глава МО, которые подписали и обнародовали акт, принятый представительным органом. По данной категории дел обязательно привлекается прокурор с целью дачи заключения, однако если прокурор обращается с заявлением по данной категории дел, то заключения по делу он уже не дает.
Возбуждение дела
ст. 131
особенности:
· наименование лица, принявшего акт
· наименование принятого акта, дата принятия
· где был опубликован
· какому акту противоречит
· если обращается орган или должностное лицо, то указать в чем нарушение их компетенции
· если гражданин или организация, указать какие права и законные интересы нарушаются данным НПА. Факт нарушения этих прав предметом рассмотрения в суд заседании не является, на удовлетворение заявления никак не являет, но при этом служит условием для принятия заявления к производству.
· прилагается к заявлению копия акта либо его части, которая оспаривается
· подача заявления не приостанавливает действие НПА
Отказ в принятии – ст. 134
Дополнительные основания для отказа в принятии заявления – постановление Пленума п. 11:
· обжалуется проект
· оспаривается недействующий НПА
· имеется решение об оспаривании этого же акта
· оспаривается часть акта, воспроизводящая иной НПА, оспаривание которого суду общей юрисдикции неподведомственно. Если неподсудно, то суд возвращает заявление
Не предусмотрено обязательного досудебного порядка, к самому органу обращаться необязательно.
Особенности подготовки дела:
если оспаривает муниципальный правовой акт, суд приобщает текст устава данного МО, при необходимости текст уставов/конституций субъектов. Истребуются судом и приобщаются к материалам дела акты, определяющие полномочия…… Судья не может по данной категории дел применять меры обеспечения заявленных требований и меры по обеспечению исполнения судебного решения.
Явка органа может быть признана обязательной.
Срок сокращен по сравнению с общим порядком – 1 месяц. В ВС – 3 месяца.
Обязательно участвует прокурор.
Неявка лиц не препятствует рассмотрению, неявка должностного лица, если была признана обязательной, влечет наложение штрафа на должностное лицо, учитывается судом при рассмотрении дела как в первой, так и в вышестоящей инстанции.
По правилам искового производства. Доказывание возлагается на должностное лицо, принявшее акт. Суд может истребовать доказательства по собственной инициативе.
Отказ лица от заявленных требований не влечет за собой прекращение производства по делу.
Признание заявленного требования должностным лицом или органом для суда необязательно.
Не может быть заключено мировое соглашение.
Особенности доказывания:
рассмотрение дела и процесс доказывания сводится к тому, что суд исследует свойства НПА, полномочия органа, издавшего акт, выяснение соответствия НПА вышестоящему НПА. Функция суда сводится к правовой оценке оспариваемого НПА.
Между субъектами нет материально-правовых отношений. В ходе рассмотрения не устанавливаются фактические обстоятельства правоотношений сторон. Как следствие, по данной категории дел отсутствуют свидетельские показания, вещественные доказательства, аудиозапись, все сводится к оценке письменных доказательств.
Своеобразно действует принцип состязательности. Высока активность суда. После возбуждения гражданского дела степень участия в рассмотрении дела заявителя практически не имеет никакого значения.
Проверка НПА фактически сводится к следующим действиям:
1. суд проверяет полномочия органа или должностного лица на издание такого рода НПА – определяет компетенцию должностного лица или органа. Суд устанавливает, к чьему ведению относится принятие НПА по данным правовым вопросам, проверяет, мог ли данный орган издавать акт такого уровня, были ли полномочия либо у данного должностного лица или органа на принятие акта.
2. суд проверяет, был ли соблюден порядок принятия оспариваемого НПА, т.е. суд должен проверить был ли кворум, сколько лиц проголосовало, и составляет ли это необходимое количество
3. выясняет, были ли соблюдены правила опубликования, гос регистрации, введения в действие
Т.е. проверяется НПА по формальным признакам. После суд переходит к проверке содержания акта. Суд устанавливает, соответствуют ли нормы права, в нем содержащиеся, вышестоящему правовому акту. При этом суд может проверить на соответствие не только акту, на который ссылается в заявлении заявитель, но и любому другому акту на усмотрение суда. Проверяя содержание, суд должен выяснить, является ли оно определенным, не вызывает ли НПА или его часть неоднозначного толкования.
Полномочия суда:
суд может признать акт не противоречащим ФЗ или иным НПА и отказать в удовлетворении заявления, либо признать НПА недействующим полностью либо в части в случае его противоречия ФЗ либо другому НПА, имеющему большему юр силу, со дня принятия либо иного указанного в решении суда срока. С какого момента акт признан недействующим, должно быть указано в резолютивной части решения.
Одновременно могут быть признаны недействующими и другие НПА, принятые во исполнение данного НПА, либо воспроизводящие его содержание в какой-либо части.
Признание недействующим влечет утрату силы НПА и актов, принятых в его исполнение. Решение суда либо сообщение о нем публикуется в печатном издании, в котором был опубликован сам акт, а если такое издание прекратило свою деятельность, то в другом печатном издании соответствующего уровня. Если такого издания не существует, то суд сам решает вопрос о доведении информации до общественности. Решение вступает в законную силу по общим правилам. Какого-либо принудительного исполнения не требует. Данное решение не может быть преодолено путем повторного принятия НПА с аналогичным содержанием.