Понятие, особенности и виды административно-правовых норм.
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ НОРМА — установленное или санкционированное государством правило поведения, распространяющееся на неопределенно широкий круг субъектов и рассчитанное на многократное применение. Особенности: а) собственный предмет регулирования; б) императивный характер; в) особенности структуры (всегда имеют гипотезу и диспозицию, но часто не содержат санкции, которая, конечно, имеется, но иногда вынесена за рамки содержания нормы и предусмотрена в других административноправовых актах; г) большинство административноправовых норм являются обязывающими, много и запрещающих норм, а также уполномочивающих.
53) Административно-правовое регулирование в агропромышленном комплексе (АПК) и правовой статус Министерства сельского хозяйства РФ.
АПК страны вкл в себя много отраслей сельскохозяйственного и органически связанного с ним промышленного и иного производства. Проводимые в России эк-кие реформы, направленные на создание многоукладной рыночной эк-ки и конкурентной среды, формирование класса новых собственников изменили саму суть управляющего организующего гос.воздействия на функционирование и развитие с/х, а также правовой статус хозяйствующих в той отрасли субъектов. Гос.управление с/х заменено теперь гос.регулированием агропромышленного производства посредством экономического воздействия гос-ва на производство, переработку и реализацию с/х продукции, сырья и продовольствия, а также производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства. Гос.регулирование агропромышленного производства осуществляется по следующим основным направлениям: формирование и функционирование рынка с/х продукции, сырья и продовольствия; финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение; защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности; развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства; развитие социальной сферы села и др. Правительство РФ осуществляет общую координацию работы и контроль за деятельностью всех федеральных органов исполнит.власти, действующих в системе АПК. К числу важнейших направлений правительственного регулирования организации и деятельности АПК можно отнести разработку федеральных целевых программ стабилизации и развития агропромышленного производства в стране, разработку и реализацию гос.закупочной, налоговой, ценовой, кредитной, страховой, внешнеэкономической политики в отношении АПК; назначает представителей гос-ва в ОАО АПК, определяя основы их компетенции;определяет виды и порядок ежегодного предоставления различных мер государственной поддержки агропромышленному комплексу. Министерство с/х РФ проводит гос.политику и осуществляет управление в сфере АПК и продовольственного обеспечения страны.
ПОЛОЖЕНИЕ
Основания и порядок применения физической силы, специальных средств, оружия и боевой техники (по ФЗ от 7 февраля 2011г. «О полиции», ФЗ от от 6 февраля 1997г. «О внутренних войсках МВД РФ» и др.).
БИЛЕТ 6
6) Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых отношений. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ — общественные отношения, урегулированные нормами административного права. Норма административного права является предпосылкой и условием возникновения административно-правовых отношений. Своеобразие: а) опосредуют сферу организационной деятельности государства; б) имеют целью должное организационное обеспечение нормального функционирования государства; в) могут существовать только в качестве правовых, т. е. урегулированных нормами административного права; г) многообразие и всеобъемлющий характер.
ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ — по различным классификационным основаниям:
а) по своему характеру: материальные (определяют права, обязанности и правомочия субъектов административноправовых отношений, отвечая на вопрос: что может, должен, обязан (или не может, не должен, не обязан) делать участник соответствующего административно-правового отношения); процессуальные (определяют порядок, процедуру реализации материальных норм и отвечают на вопрос: как может, должен, обязан действовать участник административно-правового отношения);
б) по характеру взаимоотношений участников: вертикальные (например, между министерством и подведомственными организациями, между руководителем и подчиненным); горизонтальные (например, между двумя министерствами, их структурными подразделениями в их внутренних взаимоотношениях друг с другом); диагональные (например, между государственным санитарным, пожарным и другими инспекторами и должностными лицами подконтрольных объектов;
в) по характеру, порождающих их юридических фактов: отношения, порождаемые правомерными действиями (направлено на реализацию диспозиции правовой нормы); отношения, порождаемые неправомерными действиями (направлено на реализацию санкции правовой нормы);
г) по продолжительности действия: бессрочные, срочные, краткосрочные; д) по объему и месту в системе административноправового регулирования: общие, отраслевые, межотраслевые административно-правовые отношения федерального, регионального и местного уровня.
СТРУКТУРА— совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: субъекты административно-правового отношения; объекты административно правового отношения; права, обязанности и характер связи участников административно-правового отношения; условия возникновения административно-правового отношения (юридические факты).
СУБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ — (т. е. участник административно-правовых отношений) может выступать в любом соотношении государственные органы, их структурные подразделения, должностные лица и другие служащие, предприятия, учреждения и другие организации, граждане, их общественные объединения. Обязательным является наличие хотя бы одного субъекта (участника), наделенного императивными государственными полномочиями (государственный орган, его структурное подразделение, государственный служащий).
ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ — может быть все то, по поводу чего эти отношения возникают, складываются, развиваются (действия и поведения лица; государственное, частное, общественное, личное имущество, предметы духовной культуры, вся совокупность прав, свобод и обязанностей, составляющих административноправовой статус гражданина в его взаимоотношениях с органами исполнительной власти).
СУБЪКТИВНЫЕ ПРАВА И ЮРИДИЧЕСКИЕ ОБЯЗАННОСТИ участников административно-правовых отношений, обеспечиваются государственной защитой и возможностью применения административных санкций.
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ — фактические обстоятельства (события, действия), служащие основанием возникновения, изменения или прекращения конкретных административно-правовых отношений, т. е. юридические факты. События наступают и развивают
54) Контроль и надзор в агропромышленном комплексе (по Положению о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, Положению о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору и др.). АПК вкл.множество отраслей с/х и связанного с ними промышленного и иного производства.Контроль и надзор в АПК имеет своей целью сохранение и приумножение богатств природы,обеспечение правильного целесообразного использования и сохранности мат.ценностей,предупреждение эпидемических и иных заболеваний и т.д. Правительство РФ осуществляет общую координацию работы и контроль за деятельностью всех фед.органов исполнительной власти, действующих в системе АПК или имеющих к ней какое-либо функциональное отношение. Министерство с/х РФ является фед.органом исполнительной власти, проводящим гос.политику и осуществляющим управление в сфере АПК и продовольственного обеспечения страны, а также координирующим деятельность в этой сфере иных фед.органов исполнительной власти в случаях, установленных ФЗ. Оно осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными и субъектов РФ органами исполнит.власти, органами МСУ и общественными организациями.
В системе Министерства с/х РФ действуют:1.Фед.служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, 2.Фед.агентство по с/х. 3.Фед.агентство по рыболовству. В системе Министерства природных ресурсов РФ как фед.органа управления лесным, водным хозяйством и недропользованием действуют Фед.служба по надзору в сфере экологии и природопользования, Фед.агентство лесного хоз-ва, Фед.агентство водных ресурсов и Фед.агентство по недропользованию. Правом привлечения к административной ответственности виновных физ и юр.лиц пользуются действующие в системе Министерства с/х РФ:
органы гос.ветеринарного надзора и их должностные лица, органы гос.карантинного фитосанитарного контроля и их должностные лица,органы гос.контроля и надзора в области защиты растений и их должностные лица,гос.семенные инспекции и их должностные лица,Органы Росгосхлебинспекции при Правительстве РФ, осуществляющие государственный контроль за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки.Также много органов исполнит.власти наделеных правом применения административных наказаний, действуют в системе Министерства природных ресурсов РФ.
94) Организация и компетенция МЧС (по ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Положению о МЧС от 11 июля 2004 г.)
БИЛЕТ 7