Глава 4. патрульно-постовая служба милиции
§1. Правовое положение и организационное построение
патрульно-постовой службы милиции
Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности является важной внутренней функцией государства, выполнение которой возложено законом на милицию – систему государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и других противоправных посягательств, наделенных правом применения мер принуждения. Важная роль в охране порядка и борьбе с преступностью на улицах, в парках, скверах и в других общественных местах городов и иных населенных пунктов принадлежит патрульно-постовой службе милиции общественной безопасности Российской Федерации.
Патрульно-постовая служба милиции ППСМ входит в состав милиции общественной безопасности органов внутренних дел и является основным средством охраны общественного порядка. Она создается в республиканских, краевых и областных центрах, в городах и иных населенных пунктах, а также на крупных транспортных узлах для охраны общественного порядка на улицах, площадях, в парках, скверах, на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта (вокзалах, аэропортах, портах) и в других общественных местах. Главная особенность патрульно-постовой службы милиции состоит в том, что, в отличие от других служб, выполняющих ограниченный круг специальных функций, она в известной мере принимает участие в решении практически всех задач, возложенных на милицию.
По объему своих функций и количеству личного состава она является универсальным и самым многочисленным ядром более широкой службы – службы обеспечения общественного порядка органов внутренних дел. Подчеркивая значимость патрульно-постовой службы, министр внутренних дел Российской Федерации своим приказом от 5 сентября 2002 г.
№ 866 объявил 2 сентября днем образования патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации.
В теории и практике термин «патрульно-постовая служба» употребляется в двух значениях:
1) как вид деятельности специальных нарядов по охране общественного порядка и борьбе с преступностью на улицах и в других общественных местах;
2) как совокупность аппаратов, частей и подразделений, обеспечивающих охрану общественного порядка. Оба значения с разных сторон характеризуют и раскрывают содержание деятельности патрульно-постовой службы.
Правовую основу деятельности ППСМ составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции, законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты МВД России, Главных управлений МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВД на транспорте, УВД (ОВД) на режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях, городских, районных, окружных и линейных органов внутренних дел принятые в пределах их полномочий.
Непосредственная охрана общественного порядка, подготовка и расстановка нарядов ППС милиции в городах, районах и на объектах транспорта осуществляется в соответствии с планами, приказами, распоряжениями и указаниями начальников ОВД городских, районных, окружных и иных муниципальных образований, ЛОВД на транспорте и ОВД на режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях.
Таким образом, правовую основу деятельности патрульно-постовой службы милиции составляет систематизированная совокупность правовых норм, закрепленных в нормативных правовых актах различной юридической силы, регламентирующих обязанности, права, организационное построение и деятельность аппаратов, подразделений и патрульно-постовых нарядов милиции по выполнению возложенных на них задач и функций.
Основными задачами патрульно-постовой службы являются:
1) обеспечение безопасности личности;
2) охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
3) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
4) участие в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших. Патрульно-постовая служба милиции решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими службами и подразделениями органов внутренних дел, органами государственной власти и органами местного самоуправления, негосударственными правоохранительными формированиями, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами.
Основными функциями ППС милиции являются:
а) поддержание порядка на улицах и в других общественных местах;
б) профилактика и предупреждение правонарушений;
в) выявление и пресечение преступлений и иных правонарушений, задержание правонарушителей;
г) оказание помощи гражданам, пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев, а также оказавшимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья;
д) оказание помощи другим службам милиции в раскрытии преступлений, розыске и задержании лиц, их совершивших;
е) охрана собственности;
ж) обеспечение общественной безопасности на объектах транспорта;
з) обеспечение порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий;
и) обеспечение безопасности дорожного движения;
к) поддержание связи с населением и взаимодействие с должностными лицами, представителями общественности и гражданами, участвующими в охране общественного порядка.
В процессе повседневной деятельности сотрудники милиции на своих постах и маршрутах патрулирования осуществляют надзор за точным и неуклонным соблюдением гражданами и должностными лицами законов, указов, постановлений и иных нормативных правовых актов, выполняя в пределах своей компетентности обязанности, возложенные на милицию. При выявлении правонарушений патрульно-постовые наряды должны незамедлительно принимать меры к их пресечению, задержанию правонарушителей «по горячим следам» и доставлению их в органы внутренних дел, оказанию помощи гражданам, пострадавшим от правонарушений.
Во время пресечения преступлений и административных правонарушений сотрудники милиции наделены правом применения мер принуждения, в том числе физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Особенность правового положенияППС милиции состоит в том, что она организационно входит в состав СООП МОБ, которая подчиняется не только вышестоящему органу внутренних дел, но и частично соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Такой порядок «двойного подчинения» обусловлен прежде всего тем, что Положением о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органам местного самоуправления отводится важная роль в создании, финансировании и материально-техническом обеспечении всех служб и подразделений милиции общественной безопасности, включая патрульно-постовую службу.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий осуществляют контроль за деятельностью милиции общественной безопасности. При этом они не вправе вмешиваться в уголовно-процессуальную, оперативно-разыскную деятельность служб и подразделений милиции и осуществляемое ими производство по делам об административных правонарушениях.
Вторая особенность правового регулирования деятельности патрульно-постовой службы милиции – порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений в зависимости от их целевого назначения, подчиненности и источников финансирования.
Создание, реорганизация и ликвидация подразделений ППС милиции, содержащихся за счет средств федерального бюджета, осуществляется в установленном порядке в пределах ассигнований, выделенных для этих целей Правительством Российской Федерации. Общая численность подразделений милиции, содержащейся за счет средств федерального бюджета, устанавливается Правительством Российской Федерации, к ним относятся: ОМОН, подразделения ППС милиции на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, на режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях, а также другие подразделения, создаваемые в установленном порядке.
Подразделения ППС милиции УВД на железнодорожном, водном и воздушном транспорте создаются, реорганизуются и ликвидируются приказами начальников соответствующих УВДТ, а подразделения линейных управлений (отделов) внутренних дел на транспорте – приказами начальников соответствующих ЛУВД. Создание, реорганизация и ликвидация подразделений ППС милиции управлений (отделов) внутренних дел на режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях осуществляется приказами начальника Департамента обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах МВД России.
Создание, реорганизация и ликвидация подразделений ППСМ, содержащихся за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляется органами исполнительной власти этих субъектов по согласованию с МВД России. Численность ППС милиции, содержащейся за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливается их органами исполнительной власти и не должна быть ниже утвержденных нормативов.
Нормативы численностипатрульно-постовой службы милиции утверждены Указом Президента Российской Федерации № 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» от 12 февраля 1993 г. и составляют: для городского населения – 1 работник ППС на 1 – 1,5 тыс. человек; для сельской местности – 1 работник ППС на 120 – 150 дворов.
Кроме подразделений ППС милиции в республиканских, краевых, областных центрах и крупных городах со сложной оперативной обстановкой при численности населения свыше 200 тыс. человек, а также на крупных транспортных узлах с наиболее неблагоприятной оперативной обстановкой создаются отряды милиции особого назначения. В соответствии с Положением о создании, реорганизации и ликвидации подразделений милиции общественной безопасности, финансируемых за счет средств федерального бюджета, установлено, что они создаются приказом министра внутренних дел Российской Федерации по предложению руководителей МВД, ГУВД, УВД, УВДТ. Структура и штатная численность этих подразделений определяются типовым положением об отряде милиции особого назначения органов внутренних дел Российской Федерации.
Общая численность ППСМ в городах и других населенных пунктах должна быть не ниже установленных нормативов. Наряду с этим, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления городов, районов в городах, районов, поселков, сельских населенных пунктов и других административно-территориальных единиц, образуемых в соответствии с законами Российской Федерации и республик, входящих в ее состав, вправе самостоятельно увеличивать в пределах имеющихся в их распоряжении средств расходы на содержание дополнительной численности личного состава ППС милиции.
Снабжение и обеспечение подразделений ППСМ вооружением, специальными средствами, техникой, а также вещевым довольствием осуществляются органами материально-технического и военного снабжения Департамента тыла МВД России.
Для увеличения штатной численности патрульно-постовой службы и укрепления ее материально-технической базы органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, с учетом местных условий и необходимости усиления борьбы с преступностью, в установленном порядке могут выделять дополнительные финансовые средства из своих бюджетов и привлекать финансовые ресурсы предприятий, учреждений и организаций, а также средства, полученные от местных налогов и сборов, добровольных взносов и пожертвований объединений и граждан.
Подразделения ППС милиции, создаваемые в органах внутренних дел на транспорте, содержатся за счет федерального бюджета, а также привлекаемых средств соответствующих министерств, ведомств и организаций. Служебные помещения, средства связи и другое необходимое оборудование им предоставляют министерства, транспортные концерны и организации, осуществляющие свою деятельность на территории России.
Патрульно-постовая служба является составной частью милиции общественной безопасности и одновременно выступает в качестве самостоятельной системы, состоящей из многочисленных элементов (аппаратов, подразделений) и обладает всеми необходимыми системными признаками, отличающими ее от других служб.
Организационная структура ППС милиции определяется характером выполняемых ею задач и функций, а также национально-государственным устройством и административно-территориальным делением Российской Федерации. На организационно-штатное построение ее аппаратов и подразделений оказывают влияние общее состояние оперативной обстановки, площадь обслуживаемой территории, численность проживающего населения, ресурсный потенциал регионов и другие факторы.
Термины «аппараты» и «подразделения» ППСМ, употребляемые в специальной литературе и нормативных правовых актах органов внутренних дел, носят обобщающий характер, в связи с этим необходимо рассмотреть их понятие и взаимосвязь, функции и место в системе данной службы.
Аппараты ППС милиции – это ее структурное звено, непосредственно входящее в состав милиции общественной безопасности соответствующих органов внутренних дел в виде отделов, отделений, групп и выполняющее функции организации несения службы по охране общественного порядка на подведомственной территории.
В структуре Департамента охраны общественного порядка МВД России аппаратом патрульно-постовой службы является отдел по обеспечению деятельности подразделений патрульно-постовой службы и охране дипломатических представительств.
В МВД, ГУВД, УВД, УВДТ в структуре управлений (отделов) обеспечения общественного порядка имеется система отделов (отделений, групп), осуществляющих функции руководства патрульно-постовой службой органов внутренних дел субъектов Российской Федерации, железной дороги, водного бассейна, закрытых административно-территориальных образований.
В горрайлинорганах аппараты по руководству ППС милиции – отделения, группы (специально выделенные сотрудники) функционируют в составе отделов (отделений) обеспечения общественного порядка соответствующих территориальных и транспортных органов внутренних дел.
Таким образом, аппараты ППС милиции представляют собой стройную систему структурных подразделений милиции общественной безопасности, осуществляющих функции руководства силами и средствами подразделений патрульно-постовой службы на всех уровнях управления в системе органов внутренних дел Российской Федерации.
Основные задачи и функцииаппаратов, осуществляющих руководство ППС, определяются российским законодательством о милиции, конкретизируются Уставом ППС милиции и другими нормативными правовыми актами МВД России, а также приказами руководителей МВД, ГУВД, УВД, УВДТ и горрайлинорганов внутренних дел. Конкретное содержание функций управления ППСМ соответствующего аппарата различается в зависимости от его места в системе органов внутренних дел.
От эффективности деятельности аппаратов ППС милиции во многом зависит успешная работа подразделений и нарядов милиции по охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями на улицах и других общественных местах городов и иных населенных пунктов, на объектах транспорта.
Основу ППС составляют ее подразделения, обеспечивающие охрану общественного порядка и участвующие в борьбе с преступностью.
Подразделения ППС милиции – это ее основное структурное звено, входящее в состав милиции общественной безопасности соответствующих органов внутренних дел в виде полков, батальонов, рот, взводов и отделений, непосредственно выполняющих функции охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью на улицах и других общественных местах.
Подразделения патрульно-постовой службы составляют основу комплексных сил и средств органов внутренних дел, используемых для охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью на улицах и в других общественных местах.