Богословские, исторические и нормативно-правовые основы миссии тюремного служения церкви
Тюремное служение является одним из важнейших направлений миссии Церкви. Оно основывается на словах Христа «В темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25, 36) и отвечает на призыв апостола: «Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих» (Евр. 13, 3).Миссия Церкви, обращенная к заключенным, открывает возможность послужить им как Самому Христу и является спасительной для совершающих ее.
Церковь всегда считала своей обязанностью заботиться о заключенных. Широкое распространение получила практика ходатайства епископов перед императорами об освобождении преступников от смертной казни. На Руси архиереям дозволялось: «усмотря по винам и по покаянию из темницы освобождати; а наипаче немощных от уз изымати». Предстоятели Церкви и сами посещали узников, и поручали их заботе иных клириков, облегчая участь заключенных пастырскими увещаниями и посильной помощью. Эти поначалу добровольные ходатайства со временем перешли в обязанность.
Миссия тюремного служения Церкви направлена на оказание духовно-просветительской, богослужебной, пастырско-душепопечительной и нравственно-реадаптационной помощи обращена ко всем участникам процесса исполнения наказаний в т.ч. к сотрудникам мест принудительного содержания и членам их семей; курсантам учебных заведений ФСИН России; ветеранам органов УИС.
Принятие 19 сентября 1997 года Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» закрепило правовые основания для работы православных организаций в учреждениях УИС России.
Соглашением о сотрудничестве Министерства юстиции Российской Федерации и Русской Православной Церкви 1999 года началась эпоха постоянного присутствия православных священнослужителей в местах лишения (ограничения) свободы. В феврале 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси и директор ФСИН России подписали «Соглашение о сотрудничестве» между Русской Православной Церковью и Федеральной службой исполнения наказаний, на основе положений которого развивается и совершенствуется современное православное тюремное служение в пенитенциарных учреждениях Российской Федерации.
5 марта 2010 года Решением Священного Синода РПЦ был учрежден Синодальный отдел Московского Патриархата по тюремному служению, в ведение которого были делегированы функции по координации православного тюремного служения Русской Православной Церкви.
Действия священнослужителей в учреждениях УИС определены условиями режимно-правового пространства, установленного для пенитенциарных учреждений законодательством Российской Федерации, стран СНГ и иных государств, в пределах которых имеются организации, учрежденные на основе Устава Русской Православной Церкви.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МИССИИ ТЮРЕМНОГО СЛУЖЕНИЯ ЦЕРКВИ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
1. Духовно-просветительская деятельность:проведение духовно-просветительских бесед; конкурсы, фестивали, праздничные концерты, спортивные и др. мероприятия;духовно-просветительские беседы с сотрудниками мест принудительного содержания и членами их семей, ветеранами органов УИС;содействие преподаванию «Основ религиозной культуры и светской этики» в учебных заведениях УИС.
2. Богослужебная деятельность и пастырское душепопечение:совершение богослужений, церковных Таинств и религиозных обрядов;индивидуальные собеседования (индивидуальная исповедь), общие беседы, проповедь.
3. Диаконическое служение и реабилитация (ресоциализация):содействие ресоциализации (социальной адаптации) заключенных – подготовка к освобождению из заключения и жизни на свободе (за полгода до освобождения и первое время после выхода на свободу), взаимодействие в указанных видах деятельности с сотрудниками УИС.
4. Миссия Церкви в защиту достоинства, свободы и прав человека в пенитенциарных учреждениях.
Вместе с богослужебной деятельностью и духовно-пастырским окормлением лиц, находящихся в местах лишения (ограничения) свободы, Церковь считает своим долгом в случае необходимости возвышать голос в защиту не справедливо наказанных, что сформулировано в соборном определении «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека».
Миссия Церкви в защиту достоинства, свободы и прав человека в сфере тюремного служения касается всех участников уголовно-исполнительного процесса – в т.ч. сотрудников учреждений и членов их семей.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ МИССИИ ТЮРЕМНОГО СЛУЖЕНИЯ ЦЕРКВИ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
1. Институт пенитенциарных (тюремных) священнослужителей – тюремных капелланов состоит из клириков, которым по благословению правящих архиереев в епархиях поручена организация тюремного служения и духовно-пастырское окормление участников уголовно-исполнительного процесса на постоянной – штатной в учреждениях УИС или внештатной основе, каковое практикуется в настоящее время в Русской Православной Церкви.
а). Штатный в учреждениях УИС пенитенциарный (тюремный) священнослужитель – настоятель или клирик пенитенциарного (тюремного) храма, находящегося на режимной территории в местах принудительного содержания, назначается епархиальным архиереем (по согласованию с руководством пенитенциарного учреждения) и осуществляет богослужебную деятельность и духовно-пастырское окормление на постоянной основе (в составе штата учреждения УИС) по отношению к заключенным, сотрудникам учреждений и членам их семей;
Проект по включению священнослужителей в работу исправительных учреждений на штатной основе рекомендован в развитие Определения Освященного Архиерейского Собора от 2 февраля 2011 года.
б). Приходской пенитенциарный (тюремный) священнослужитель – настоятель или штатный клирик приходского храма, расположенного в непосредственной близости от учреждения УИС, которому правящим архиереем (по согласованию с руководством пенитенциарного учреждения) поручено в качестве дополнительного к приходскому служению послушания осуществлять богослужебную деятельность и духовно-пастырское окормление в местах принудительного содержания (СИЗО, тюрьмах, колониях, воспитательных центрах, спецшколах и т.п.) на постоянной (внештатной для учреждения УИС) основе по отношению к заключенным, сотрудникам учреждений и членам их семей;
в). Приходской священнослужитель – настоятель или штатный клирик приходского храма, назначенный епархиальным архиереем осуществлять духовно-пастырское окормление членов семей лиц, находящихся в учреждениях, исполняющих наказания, освободившихся из заключения осуждённых, подростков, имеющих проблемы с законом и направленных ювенальными судами в специальные воспитательные или реабилитационные центры социальной адаптации для малолетних преступников, а также людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в связи с уголовным преследованием и условным осуждением (в том числе лиц, входящих в круг зарождающихся в последнее время новых, досудебных форм реализации уголовного преследования);
г). Приходской священнослужитель – настоятель или штатный клирик приходского храма, назначенный по благословению епархиального архиерея осуществлять духовно-пастырское окормление в пенитенциарных учреждениях и участвующий в деятельности региональных Общественных Наблюдательных Комиссий, Общественных советов при территориальных органах УИС и Попечительских организаций по защите достоинства, свободы и прав человека по отношению к заключенным, сотрудникам учреждений и членам их семей.
2. Координатор тюремного служения – штатный церковный сотрудник, получающий зарплату. Епархиальный координатор (священнослужитель или мирянин) в своей работе подотчетен епархиальному архиерею, координатор в рамках благочиния – благочинному, приходской координатор – настоятелю.
Координатор тюремного служения занимается координацией диаконической деятельности в сфере тюремного служения, а также организацией социальных проектов реабилитации (ресоциализации).
3. Штатный сотрудник церковного учреждения в сфере тюремного служения (Реабилитационного центра для бывших заключенных или подростков, имеющих проблемы с законом, Центра для лиц, оказавшихся в трудной ситуации в связи с уголовным преследованием, пенитенциарного благотворительного Фонда помощи семьям осужденных, нуждающимся членам семей сотрудников УИС и ветеранам, Приюта для детей заключенных, оставшихся без родительского попечения, других социальных богоугодных учреждений). Для него церковное тюремное служение является основным родом профессиональной деятельности. Пастырское попечение о таком сотруднике – сфера ответственности духовников церковных учреждений тюремного служения.
4. Доброволец (волонтер) – человек, в свободное время принимающий на безвозмездной основе личное участие в тюремном церковном служении.
Для выполнения добровольческой работы от волонтера, участвующего в работе с участниками процесса исполнения наказаний, не находящимися в условиях режимного учреждения, как правило, не требуется специальной квалификации. Предпочтительно, чтобы поле добровольческой деятельности максимально отражало личные наклонности и способности волонтера.
Однако для выполнения некоторых видов добровольческой работы среди лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, волонтеры проходят специальное обучение. Отбор кандидатур для этого служения осуществляется с учетом требований правовых нормативов для работы в режимных учреждениях и после прохождения специального обучения.
5. Жертвователь – священнослужитель или мирянин, материально участвующий в обеспечении тюремного служения. На пожертвования создается материальная основа для обеспечения систематической деятельности тюремного служения. Пожертвования могут быть как крупными, так и небольшими, регулярными или разовыми.
6. Член Попечительского совета при учреждении социальной реадаптации и ресоциализации различных форм собственности и ведомственного подчинения (церковных, государственных и иных) – лицо, оказывающее помощь в работе тюремного служения на основе взятых на себя обязательств, в том числе посредством наблюдения за условиями жизни подопечных.