России и территориальных органов уголовно-исполнительной системы с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями

Соглашение о взаимодействии ФСИН России и территориальных органов уголовно-исполнительной системы с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями (далее - соглашение) должно содержать:

1) дату и место заключения соглашения;

2) указание на стороны соглашения (наименование сторон соглашения);

3) указание на полномочия лиц, подписывающих соглашение;

4) пообъектный перечень выделенных зданий (сооружений, помещений) с указанием их адреса, площади, кадастрового номера (при наличии), расположенных на территории учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов <1> (далее - учреждения УИС), в которых осужденным и священнослужителям разрешается проведение религиозных обрядов и церемоний, пользование предметами культа и религиозной литературой;

5) время (график) проведения религиозных обрядов и церемоний;

6) фамилии, имена, отчества священнослужителей, наделенных правом проведения религиозных обрядов и церемоний на территории учреждений УИС;

7) перечень предметов культа и религиозной литературы, которые могут быть использованы при осуществлении религиозных обрядов и церемоний на территории учреждений УИС;

8) описание предмета соглашения (взаимодействие сторон на безвозмездной основе в области обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания осужденных);

9) права и обязанности централизованной религиозной организации;

10) права и обязанности учреждений УИС;

11) указание на порядок разрешения спорных вопросов, относящихся к предмету соглашения;

12) заключительные положения, связанные с вступлением соглашения в законную силу, сроком действия соглашения, порядком внесения изменений и дополнений в соглашение и его расторжения;

13) подписи и реквизиты сторон соглашения, оттиски печатей.
В конце 80-х годов прошлого столетия не только в крупных городах, но даже и мелких населенных пунктах нашей страны, стала складываться ситуация, при которой многие процессы и явления общественной жизни, регулировались не законодательством, а решениями в соответствии с известным юридическим принципом «все, что не запрещено законом - разрешено». Эпоха тоталитарной системы прекращала свое существование. Политическая власть была не крепкой, правоохранительные структуры, глядя на происходящее, не брали на себя ответственности за наведение порядка. Преступные сообщества проявляли себя и диктовали для всех свои правила поведения. Для руководителей силовых структур на местах было понятно, что шла борьба за власть, и такой беспорядок даже в определенной мере был выгоден тем, кто к ней стремился. В этих условиях, когда еще только предстояла основная часть такого противоборства, различные политические, общественные и даже религиозные организации стали проявлять себя с тем, чтобы как то укрепить свои позиции, повлияв на расстановку сил в обществе. Поэтому было не удивительным появление многих из них вокруг исправительных учреждений (ИУ), т.к. соблазн привлечь на свою сторону людей, сознание и сила которых возможно ориентированы на проявление недовольства властью вообще, и которую не нужно специально собирать, а также готовить, явно имел место.

Среди организаций, наиболее часто пытавшихся войти в исправительные учреждения для проведения соответствующей работы среди осужденных, были и религиозные и среди них, безусловно, выделялись представители евангельских христиан-баптистов. Добиться разрешения на посещение-вхождение в исправительные учреждения к лицам, осужденным и отбывающим уголовные наказания за совершенные преступления, в тот период не составляло большого труда, т.к. руководители, дающие разрешения, руководствовались основным правилом-вопросом: «А что плохого в этих посещениях»? Раскрывая его суть, можно пояснить, что если они ничего криминального в этом не видели, то считали возможным проведение таких встреч-посещений. При этом было бы неправдой говорить о том, что большинству осужденных такие посещения евангельских христиан-баптистов были понятны. Задавали вопросы: «А что это за вера»? Другие им отвечали, что это секты. В то же время большинство людей, находящихся в колониях, задавали еще один вопрос: «А где же наши, православные»? Ведь крещены почти все они были в православии, и даже обычные контакты с иноверцами, многие считали посягательством на измену своей вере, хотя на встречи-общения (они были добровольными) c христианами-баптистами приходили, т.к. хотели получать знания и информацию религиозного характера, ибо другой возможности ее получения не было. Представители персонала мест лишения свободы также задавали вопросы и высказывали суждения о том, что различные организации сектантского толка приходят в исправительные учреждения, а официально существующая и действующая в стране Русская Православная церковь (РПЦ), ее представители, не приходят. Из всего этого происходящего надо было сделать один вывод: идти и приглашать тех служителей религии, которых, несомненно, ждали люди, находящиеся в местах лишения свободы.

«С большой иконой в руках и молитвой Отец Валерий пересек охранную линию, прошел через контрольно-пропускной пункт, затем в клуб колонии, где было уже много людей, которые ждали эту встречу. Была беседа, были удивления, было множество вопросов от людей, отбывающих наказания. Казалось, времени не хватит на то, чтобы ответить на них в один вечер. Свои ответы на поставленные вопросы получили также и лица, не исключающие совершения насильственных действий с использованием складывающейся политической ситуации. В итоге стало ясным главное - окормление лиц, находящихся в местах принудительного содержания, священнослужителями Русской Пра (Из воспоминаний бывшего сотрудника УИС).вославной Церкви является делом очень необходимым».

Сейчас в Рязанской области функционируют 10 исправительных учреждений. В каждом учреждении имеется культовое помещение Русской Православной Церкви – церковь или молитвенная комната. В настоящее время все исправительные учреждения региона для окормления заключенных и осужденных посещаются священнослужителями, закрепленными для такого служения действующим Епархиальным Управляющим Владыкой Павлом. Подписаны соглашения о сотрудничестве между РПЦ и уголовно-исполнительной системой (УИС). Священники в местах лишения свободы не только занимаются богослужебной деятельностью, молятся о душах заблудших людей, но и участвуют в мероприятиях, направленных на их исправление и ресоциализацию. И такая деятельность РПЦ осуществляется в УИС в целом по стране.

• Не остался без внимания и вопрос подготовки кадров священнослужителей. В Рязанской Духовной семинарии для подготовки семинаристов, в т.ч. и к возможному тюремному служению введен и уже читается три года специальный курс «Русская Православная Церковь и уголовно-исполнительная система». Окормление лиц, находящихся в местах лишения свободы и духовное просвещение сотрудников, выполняющих определенную законодательством России и судебными решениями миссию – стало направлением деятельности, обозначенным в Основах социальной концепции РПЦ, принятым в 2000 году.

• По примеру РПЦ в мае 2001г. Советом муфтиев России представлены «Основные положения социальной программы российских мусульман»;

• в 2002 г. опубликованы «Основы социальной концепции иудаизма в России»; «Основы социальной концепции Российского объединенного Союза христиан веры евангельской»;

• в 2003 г. Были «Основы социального учения Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня в России», а также состоялась презентация «Социальной позиции протестантских церквей России».

• В указанных документах отражено отношение конфессий к преступлениям и лицам, их совершившим. Определена роль религиозных организаций в содействии возвращения лиц, отбывших наказания, обратно в общество.

• Подписаны Соглашения о сотрудничестве между руководством ФСИН и руководителями религиозных конфессий, традиционных для России.

Наши рекомендации