Реализацию принципов построения правового государства, народовластие
Верховенство закона,
Социальную защиту уязвимых категорий населения,
Защищаемые равным образом различные виды собственности, идеологическое многообразие,
Отделение религиозных объединений от государства и их равенство перед законом
И другие.
Именно на основе изложенных положений основного закона страны должна быть построена деятельность всех государственных, общественных структур и граждан.
Важной ценностью для построения отношений в обществе между государством и гражданами являются права и свободы, которые также закреплены в Конституции Российской Федерации и которые должны быть охраняемы правоохранительными структурами, имеющимися в стране.
Наиболее значимые права и свободы для организации жизнедеятельности ее граждан, нашедшие свое отражение в основном законе страны, следующие:
право на труд, гарантии социального обеспечения, право на охрану здоровья, право на образование и самообразование, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, свобода вероисповедания, свобода литературного, художественного и других видов творчества[4]. Разъяснение и обучение граждан правильным использованием ими прав и свобод должно быть в центре внимания всех государственных и общественных организаций.
Многие лица, которые имеют ресурсы на возвращение к нормальной организации своей жизнедеятельности после освобождения из ИУ, нуждаются в социальной помощи и воспитательных воздействиях с целью изменения свойств личности. Здесь также имеется необходимость работы над устранением основных факторов, способствовавших совершению преступлений, восстановления позитивных знаний, умений и навыков, а
витоге должно быть – убеждение и принуждение (склонение) личности осужденного в ИУ к правильной организации своей жизнедеятельности в соответствии с социально одобряемыми нормами поведения. Однако понимание необходимости работы над своей личностью на уровне самосознания ее проблем, демонстрируют не значительные группы осужденных. Осуществлять воспитательные воздействия с целью изменения личности осужденных - в этом и состоит суть воспитательной деятельности, которая должна быть организована персоналом, всеми государственными и общественными структурами в каждом исправительном учреждении. Основой такой деятельности является Конституция Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации устанавливает общие нормы регламентирующие пределы реализации прав и свобод гражданами страны. Именно конституционные положения являются основными в вопросах правовой регламентации проведения воспитательной работы с осужденными в ИУ. А конкретные виды правоотношений, возникающих в различных сферах организации жизнедеятельности граждан в стране, регулируется различными отраслями Российского законодательства.
Система законодательных актов, непосредственно относящихся к уголовно-исполнительному законодательству, регулирующему проведение воспитательной работы с осужденными в ИУ, начинается с Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". Настоящий Закон определяет основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и составляющих единую уголовно-исполнительную систему.
Он также закрепляет принципы деятельности уголовно-исполнительной системы в отношении лиц, отбывающих наказания.
В нем записано, что деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека[5]. В обязанности учреждений, исполняющих наказания,
входит: исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации. В перечне прав, предоставленных учреждениям, исполняющим наказания, определено, что они могут: требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, применять по отношению к правонарушителям предусмотренные законом меры воздействия и принуждения; привлекать осужденных к труду с учетом их трудоспособности и, по возможности, специальности.
Однако самым значимым законодательным актом федерального уровня для регулирования вопросов организации и проведения воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях является Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, принятый Федеральным законом №1-ФЗ от 8 января 1997 года (далее – УИК РФ).
Возможности воспитательного, а не устрашающего воздействия на осужденных в период отбывания ими уголовных наказаний, предопределены уже в первой главе Уголовно-исполнительного кодекса в статье 8, закрепляющей принципы уголовно-исполнительного законодательств, к которым отнесены: законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом, дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний, рациональное применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием.
Понятие «воспитательное воздействие» непосредственно связано с понятием «исправление». При всей неоднозначности к законодательному изложению понятия «исправления», его использование предполагает определенные воздействия на наш объект – осужденных, отбывающих наказание за совершенные преступления. Статья 9 УИК РФ раскрывает понятие исправления осужденных и определяет основные средства, которые используются для этого. Понятие «исправление осужденных» включает в себя - формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. К основным средствам исправления осужденных отнесены: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие. В числе перечисленных средств исправления, наравне с другими включена «воспитательная работа». Отсюда следует, что законодатель отчетливо осознавал значимость включения указанного средства в число «основных». Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения. Указанные средства исправления должны объективно работать, т.е. иметь воздействие на лиц, отбывающих наказание, однако в реальной практике исполнения наказания в виде лишения свободы имеются значительные проблемы в применении указанных средств.
Глава 15 особенной части УИК РФ предусматривает регулирование «воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы»[6]. В указанной главе настоящего кодекса статья 109 (Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы) содержит указание, чтовоспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.
Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания.
Распорядком дня исправительного учреждения могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, участие в которых обязательно для осужденных.
Воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений.
Статья 110 УИК РФ (Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы) раскрывает направления проведения воспитательной работы с осужденными в ИУ. В исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению. Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов. Для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях создается материально-техническая база в соответствии с нормами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Для реализации вышеуказанной нормы было принято Постановление Правительства РФ №974 от 2 августа 1997 года «Об утверждении норм материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях».В соответствии с утвержденными нормами создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными установлено, что каждое исправительная и воспитательная колонии должны иметь следующие помещения:
- зрительный зал для массовой воспитательной работы;
- класс общеобразовательного обучения;
- комната воспитательной работы;
- помещение радиоузла;
- читальный зал библиотеки;
- книгохранилище библиотеки;
- летняя площадка для просмотра кинофильмов со зрительскими местами.
Для каждого вида из указанных исправительных учреждений установлены нормативы расчета площадей на определенное количество содержащихся лиц.
Для результативного использования имеющихся в УИС ресурсов в отношении лиц, отбывающих наказания, центральным аппаратом ФСИН РФ были подготовлены и направлены во все регионы «Методические рекомендации по эффективному использования и развитию материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях (исх. – 02-13029 от 26.04.2013 года). В указанном документе подробным образом дана регламентация использования указанных объектов и содержание воспитательной работы, проведение которой необходимо осуществлять в них в отношении осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях».
Известно, что воспитательная работа и образовательная деятельность - неразделимые понятия. Поэтому норма УИК РФ (статья 112) о регулировании вопросов обучения (образования) осужденных также включена в главу о воспитательном воздействии на осужденных. Она гласит, что «в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования». Для сдачи экзаменов обучающиеся осужденные освобождаются от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Получение осужденными основного общего и среднего общего образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления. Педагогические коллективы образовательных организаций субъектов Российской Федерации оказывают помощь администрации исправительного учреждения в воспитательной работе с осужденными.
Осознавая важность образования для воспитания с целью исправления осужденных законодатель предусмотрел возможность«организации предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей». В ст.80Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" записано, что «для лиц, содержащихся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, обеспечиваются условия для получения общего образования путем создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, общеобразовательных организаций при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы[7]. Особенности правового положения образовательных организаций, созданных в уголовно-исполнительной системе, устанавливаются Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
Лица, осужденные к лишению свободы и не достигшие возраста тридцати лет, получают начальное общее, основное общее и среднее общее образование в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации, созданных при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Лица, осужденные к лишению свободы и достигшие возраста тридцати лет, а также лица, осужденные к лишению
свободы и являющиеся инвалидами I или II группы, получают основное общее или среднее общее образование по их желанию.
Лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, создаются условия для получения начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.
Порядок организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Для лиц, осужденных к лишению свободы и не имеющих профессии, по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и (или) после освобождения из него, в учреждениях уголовно-исполнительной системы организуется обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, если иное не предусмотрено уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
Порядок организации профессионального обучения и среднего профессионального образования лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Лицам, осужденным к принудительным работам или к лишению свободы, разрешается получение среднего профессионального и высшего образования в заочной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования с учетом требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации к отбыванию соответствующего вида наказания.
Осужденные, отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы, могут различными видами поощрений стимулироваться к участию в воспитательных мероприятиях. Статья 113 УИК РФ (Меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы) гласит, что «за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, обучению, активное участие в воспитательных мероприятиях к осужденным к лишению свободы могут применяться меры поощрения[8]:
К осужденным, отбывающим наказание в колониях-поселениях, может применяться мера поощрения в виде разрешения на проведение за пределами колонии-поселения выходных и праздничных дней.
В целях дальнейшего исправления положительно характеризующийся осужденный может быть представлен к замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания после фактического отбытия указанной в законе части срока наказания.
Статья 119 УИК РФ указывает, что правом применения перечисленных в статьях 113 и 115 настоящего Кодекса мер поощрения и взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие.
Начальники отрядов имеют право применять следующие меры поощрения:
а) благодарность;
б) разрешение дополнительно расходовать деньги на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости;
в) досрочное снятие взыскания, ранее наложенного начальником отряда.
Начальники отрядов имеют право налагать выговор устно[9].
На ведомственном уровне нормативным актом, регламентирующем проведение воспитательной работы с осужденными в ИУ является Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. №259 г. Москва "Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний". В соответствии с Положением отряд осужденных исправительной колонии, воспитательной колонии, лечебного исправительного учреждения, лечебно-профилактического учреждения, тюрьмы и следственного изолятора уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) создается в структуре исправительных учреждений с целью обеспечения управления исправительным процессом, создания необходимых условий для соблюдения прав и законных интересов, обеспечения личной безопасности осужденных, сохранения и поддержания их здоровья, проведения с ними воспитательной, психологической, социальной и иной работы, повышения образовательного, профессионального и культурного уровня, удовлетворения духовных запросов, подготовки к освобождению.
Задачами отряда являются[10]:
а) обеспечение: комплексного подхода к организации и проведению с осужденными социальной, психологической и воспитательной работы, направленной на достижение целей исправления, предупреждения совершения новых преступлений;
дифференцированного воспитательного воздействия на осужденных с учетом вида ИУ, срока наказания, условий содержания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения;
содействия в защите прав, свобод и законных интересов осужденных, сохранении и поддержании их здоровья, оказании им помощи в социальной и психологической адаптации;
использования элементов самоорганизации и самоуправления осужденных в процессе их исправления, развития полезной инициативы, участия в решении вопросов организации труда, быта и досуга, духовного, профессионального и физического развития;
б) создание условий для: общеобразовательного обучения и профессионального образования осужденных, в том числе по очно-заочной, заочной и дистанционной формам обучения, просветительской, культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы;
формирования нравственных и правовых отношений в среде осужденных, развития их стремления к самосовершенствованию и самовоспитанию;
организации психологической работы с осужденными с целью оказания им психологической помощи, проведения групповой и индивидуальной психокоррекционной работы;
осуществления социальной работы с осужденными, оказания им помощи в решении вопросов восстановления, поддержания и развития социально полезных связей с родственниками, трудовыми коллективами, общественными и религиозными объединениями и иными организациями;
подготовки осужденных к освобождению, содействия их трудовому и бытовому устройству после отбытия наказания и последующей социальной реабилитации;
реализации прав осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания, удовлетворения религиозных потребностей, духовных и моральных запросов.
Порядок организации отряда предусматривает, что онсоздается приказом исправительного учреждения. Количество осужденных в отряде устанавливается в соответствии с нормативными актами Минюста России в ИУ в пределах 50-100 человек в зависимости от вида режима и численности осужденных, в воспитательной колонии - 120 человек. В СИЗО и тюрьмах численность отряда устанавливается ежегодно территориальным органом ФСИН России.
Распределение осужденных по отрядам осуществляется в порядке, установленном Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правилами внутреннего распорядка воспитательных колоний[11]. В указанных Правилах также указан Примерный распорядок дня, в котором предусмотрен «распорядком дня» пункт - проведение «воспитательных мероприятий» (приказ МЮ РФ №205 от 3 ноября 2005 года).
Осужденные зачисляются в отряд на весь период нахождения в учреждении. Решение о распределении осужденных по отрядам (камерам) с учетом их личностных особенностей, привлечении к труду, обучению в системе общего и профессионального образования принимается комиссией ИУ, возглавляемой начальником учреждения. В состав комиссии включаются представители служб - охраны, оперативной, безопасности (в тюрьме - режима и охраны), специальной, медицинской, производственной и других. Состав комиссии и ее решение утверждаются приказом учреждения.
Руководство отрядом осуществляет начальник отряда. В воспитательной колонии отрядом руководит старший воспитатель - начальник отряда. Должность начальника отряда подлежит замещению лицами начальствующего состава, имеющими, как правило, высшее профессиональное образование.
В своей деятельности начальник отряда руководствуется действующим законодательством, нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок исполнения уголовных наказаний и организацию профессиональной деятельности сотрудников ИУ, настоящим Положением.
Свою работу начальник отряда организует на основе квартального плана воспитательной работы с осужденными, составленного с учетом специфики учреждения, складывающейся обстановки в отряде и на производственных участках, где трудоустроены осужденные отряда, а также предложений других отделов и служб ИУ. План согласовывается с заместителем начальника учреждения по кадрам и воспитательной работе и утверждается начальником ИУ. Привлечение начальников отрядов к деятельности, не связанной с выполнением требований норм уголовно-исполнительного законодательства, нормативных правовых актов Минюста России, настоящего Положения, не допускается.
В каждом отряде создается совет воспитателей отряда. Численность и персональный состав совета определяются начальником ИУ согласно требованиям настоящего Положения.
Отряд обеспечивается отдельными жилыми и коммунально-бытовыми помещениями с учетом требований действующего законодательства и нормативных актов Минюста России, комнатой для проведения воспитательной работы, телевизором, приемником радиотрансляционной сети.
3. Оказание осужденным в СИЗО и ИУ психологической помощи.Психологическая служба УИС – это централизованно управляемая организационная система, состоящая из структурных подразделений и должностей специалистов (психологов), осуществляющих целенаправленную работу по психологическому обеспечению деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов, учреждений, исполняющих уголовные наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества, а также специальных подразделений по конвоированию, отделов специального назначения территориальных органов УИС и образовательных учреждений, подведомственных ФСИН России.
Деятельность психологической службы направлена на организацию и осуществление психологического сопровождения лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных к лишению свободы, наказанию не связанному с изоляцией от общества[12], а также психологического обеспечения деятельности персонала УИС.
Психологическая служба УИС в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста России, а также настоящей Инструкцией.
Психологическая служба осуществляет свою деятельность на принципах гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, профессиональной компетентности.
При выполнении служебных задач сотрудники психологической службы соблюдают нормы профессиональной этики пенитенциарного психолога.
В целях создания условий, способствующих повышению эффективности профессиональной деятельности, психолог при исполнении своих функциональных обязанностей имеет право находиться на службе в одежде гражданского образца.
Сотрудники психологической службы осуществляют изучение личности осужденных и оказывают им психологическую помощь. Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется с их согласия.
В целях систематического повышения уровня профессионального мастерства пенитенциарных психологов, совершенствования их знаний в области современной психологии, а также овладения новыми методами и формами работы сотрудникам психологической службы выделяется рабочее время на самостоятельную подготовку (профессиональное самообразование) – не менее 8 часов в месяц. Место проведения самоподготовки определяется по согласованию с руководителем структурного подразделения ПС.
Контроль над использованием по назначению времени, выделенного на самостоятельную подготовку, возлагается на непосредственного начальника структурного подразделения психологической службы.
Структурные подразделения психологической службы организуют и осуществляют свою деятельность в соответствии с задачами и функциями, стоящими перед психологической службой, на основе планов, которые утверждаются в установленном порядке начальником органа (учреждения) УИС, в состав которого входит данное подразделение, либо его заместителем, непосредственно курирующим данное направление работы.
Делопроизводство психологической службы ведется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации, настоящей Инструкцией, а также актами ФСИН России.
Основной целью деятельности психологической службы является повышение эффективности исполнения наказаний на основе использования достижений современной психологической науки и практики.
Основные задачи психологической службы:
постановка психологического диагноза и выработка рекомендаций по индивидуализации процесса исполнения уголовного наказания на основе изучения индивидуально-психологических особенностей личности осужденного;
оказание психологической помощи осужденным, подозреваемым и обвиняемым в адаптации к условиям социальной изоляции, в преодолении кризисных и стрессовых ситуаций, оптимизации межличностных отношений, в подготовке к освобождению и профессиональному самоопределению;
психологическая коррекция поведения осужденных, изучение социально-психологических процессов в их среде, в том числе в рабочих бригадах, работающих на предприятиях и занятых на хозяйственных работах, психологическая профилактика негативных явлений в местах лишения свободы, формирование позитивного отношения к труду, учебе, социальным нормам и ценностям;
психологическое обеспечение профессиональной деятельности персонала органов и учреждений УИС, а также учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, подведомственных ФСИН России: осуществление первичного психологического отбора кандидатов на службу (учебу), психологическое сопровождение вновь принятых сотрудников, профессионально-психологическая подготовка и консультирование персонала;
изучение социально-психологического климата в коллективах, психопрофилактика и психологическая коррекция деструктивного поведения, эмоционального выгорания и профессиональной деформации сотрудников.
Основные функции психологической службы
Диагностическая – заключается в постановке психологического диагноза и написании психологического портрета на основании углубленного, объективного и всестороннего изучения личности с целью выявления и описания ее индивидуальных психологических особенностей, условий формирования; выявления лиц, относящихся к "группе повышенного внимания" и требующих постановки на профилактический учет психолога; изучения социальных общностей (групп осужденных, коллективов сотрудников и т.п.), динамики социально-психологических явлений и состояний.
Реализуется посредством применения специальных психодиагностических методов (тестирование, изучение документов, беседа, наблюдение и др.) изучения личности и/или группы и психологических алгоритмов обработки и интерпретации полученной информации.
Диагностические мероприятия производятся в соответствии с примерным перечнем психологических методик, рекомендованных для использования в деятельности психологов (приложение № 1).
Консультативная – направлена на оказание психологической помощи индивиду в решении личных психологических проблем, актуализацию внутренних резервов личности для преодоления кризисных и проблемных ситуаций, помощь в профориентации, саморазвитии, а также на решение служебных задач с учетом психологических факторов.
Психокоррекционная – заключается в целенаправленном изменении социально-психологических установок и ценностных ориентаций индивида, обучении его приемам и способам саморегуляции и самоконтроля, формировании необходимых навыков и умений в сфере общения, коррекции и развитии системы отношений личности, повышении устойчивости к неблагоприятным психологическим воздействиям и факторам (стрессам, критическим и конфликтным ситуациям).
В рамках данной функции психолог проводит психокоррекционные мероприятия с использованием индивидуальных и групповых форм работы (аутотренинг, социально-психологические тренинги и др.)
Прогностическая и психопрофилактическая – состоит в прогнозировании индивидуального и группового поведения, оценке перспектив развития личности и социальной ситуации, своевременном предупреждении межличностных конфликтов, эмоционального выгорания, суицидов, иных негативных проявлений, обусловленных изоляцией осужденных, подозреваемых и обвиняемых от общества, а также у сотрудников учреждения, вызванных спецификой и условиями служебной деятельности, бытовыми и семейными проблемами.
Просветительская – заключается в повышении уровня психологической культуры и компетентности персонала, формировании у сотрудников учреждения установки на конструктивное сотрудничество с психологической службой, обучении их профессионально значимым психологическим навыкам и методам работы, умению грамотно использовать информацию и рекомендации, полученные от психолога, а также в распространении необходимых психологических знаний среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых и формировании у них доверия к психологу и позитивного отношения к его деятельности.
Для обеспечения реализации данной функции сотрудники психологической службы проводят лекции, беседы, занятия в системе служебной подготовки, используют иные формы пропаганды психологических знаний.
Исследовательская – направлена на самостоятельное (или совместное с образовательными и научно-исследовательскими учреждениями) проведение исследований и экспериментов в области пенитенциарной психологии, изучение различных социально-психологических явлений и процессов в местах лишения свободы, разработку и апробацию научно-обоснованных методик изучения личности и социальных общностей, коррекцию индивидуального и группового поведения, выработку методических рекомендаций по различным направлениям деятельности психологической службы.
Основными направлениями деятельности психологической службы являются:
работа с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми;
работа с персоналом уголовно-исполнительной системы.
Основные виды работ, выполняемые сотрудниками психологической службы с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми:
обследование осужденных, этапируемых из следственных изоляторов в исправительные учреждения, подготовка их психологических портретов (характеристик) для формирования личных дел (психологический портрет или характеристика пишется по результатам углубленного изучения индивида и содержит в себе описание его личностных и индивидуально-психологических особенностей, способствовавших совершению преступления, вероятностный прогноз поведения в различных ситуациях, а также рекомендации по организации воспитательной и психокоррекционной работы с ним);
изучение вновь прибывших осужденных в карантине, составление характеристик, психологических портретов, разработка рекомендаций по индивидуализации исполнения наказания и организации воспитательной работы с ними;
участие в решении вопросов о распределении осужденных по отрядам и отделениям, подозреваемых и обвиняемых по камерам, предоставления права передвижения без конвоя или сопровождения, изменения условий отбывания наказания, разрешения выезда за пределы исправительного учреждения;
изучение личности осужденных и оказание им психологической помощи в процессе адаптации к условиям изоляции;
выявление лиц, склонных к деструктивным формам поведения (имеющих выраженные признаки психических отклонений, склонных к агрессии, аутоагрессии и т.п.), подготовка материалов для их постановки на профилактический учет, разработка рекомендаций, программ по работе с ними;
изучение и прогнозирование деструктивных явлений в среде осужденных (суициды, межличностные и межгрупповые конфликты, групповые неповиновения и т.п.), анализ причин и условий их возникновения, разработка рекомендаций по их предупреждению (устранению);
изучение социально-психологической обстановки в отрядах, отделениях и бригадах осужденных, проведение мероприятий по ее оптимизации;
проведение групповой и индивидуальной психокоррекционной работы с осужденными, участие в разработке программ их исправления;
осуществление индивидуального психологического консультирования по вопросам, требующим участия специалиста;
проведение психопрофилактической и просветительской работы;
оказание психологической помощи осужденным в вопросах профориентации, формирования позитивного отношения к труду, в подготовке к освобождению из исправительных учреждений;
психологическое консультирование родственников осужденных при наличии запроса с их стороны и разрешения руководства учреждения.
Работа психолога с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми осуществляется в соответствии с международными актами и российским законодательством. Принимаются во внимание их индивидуальные потребности, социальное прошлое, история совершения преступления, физические и умственные способности, темперамент, продолжительность срока заключения, а также возможности после освобождения.
Первичное обследование осужденного, подозреваемого и обвиняемого проводится психологом в кратчайшие сроки после приема в учреждение, исполняющее наказание, или следственный изолятор. На основе полученных результатов психологом разрабатывается программа по работе с ним, исходя из его индивидуальных особенностей и склонностей, готовятся рекомендации для сотрудников других отделов и служб. Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов.
Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется на добровольной основе. При участии осужденного в групповой или индивидуальной программе (развивающей, психокоррекцион