Основные модели пенитенциарных «исправительных

моделей» зарубежных стран (на примере США).1

Пенитенциарная модель. Теоретико-методологическая платформа. Применяющиеся средства исправления.
Религиозная Философско-мировоззренческие представления членов религиозно-благотворительного Филадельфийского тюремного общества: причины преступного поведения кроются в грешных устремлениях душ правонарушителей, чему способствует порочная социальная среда.   Полная изоляция от общества, беседы священника о необходимости спасения души и религиозного покаяния, религиозно-нравственное воспитание
Индустриальная Философско-мировоззренческие представления членов светского Нью-Йорского тюремного общества: причины преступного поведения кроются во влиянии негативного социального окружения, отсутствии у правонарушителей привычки к труду, самодисциплины, стремлении к достижению успеха в жизни нечестным путем, отсутствии религиозно-нравственных чувств.     Полная изоляция от общества в тюрьме, превращенной в гибрид пенитенциарного учреждения, военного лагеря и фабрики, жесткий режим жизнедеятельности, принудительный труд, религиозно-нравственное воспитание, начальное школьное образование.
Реформаторская Философско-мировоззренческие представления членов Нью-Йорского тюремного общества: причины преступного поведения кроются во влиянии негативной социальной среды, отсутствии у правонарушителей привычки к труду и т.п. Изоляция от общества в исправительных учреждениях, режим, посильный труд, школьное и профессиональное образование, физическое воспитание, обучение правилам поведения в обществе, организованное самовоспитание и самообразование.
Медицинская Позитивистская школа уголовного права и криминологии. Причины преступного поведения -это«социопатия» правонарушителя, страдающего от психологического дискомфорта, негативных эмоциональных состояний и психопатия преступника, наследственные или приобретенные, соматические заболевания, подсознательные конфликты. Полная изоляция от общества в исправительных учреждениях, преобразованных в подобие психиатрических клиник. Психотерапия, психологические консультирование, психоанализ, школьное и профессиональное обучение, воспитание правилам поведения в обществе, трудотерапия, религиозно-нравственное воспитание.
Модель справедливости Модель реакции на преступность, основанная на справедливости, опирается на классическую теорию (Чезаре Беккариа и Джона Говарда). В основе высшего принципа данной модели лежит идея о том, что лишь тот может усвоить нормы поведения, чьи права неуклонно гарантируются и защищаются. Реакция на очень тяжкие преступления должна состоять в лишении свободы на срок до 25 лет. Принудительное воздействие и терапия запрещены, так как они не эффективны и противоречат конституции. Напротив, добровольное согласие на воздействие следует широко поощрять в тюрьмах в целях их гуманизации. Это относится, например, к общеобразовательной и профессиональной подготовке, психологическим консультациям, групповой терапии. Воспитательное воздействие осуществляется только на добровольной основе.
Модель социальной реабилитации В этой модели основное внимание обращено на то, чтобы путем правильной реакции на преступление помочь преступнику, потерпевшему и обществу. Модель социальной реабилитации преследует цель решительного улучшения качества человеческих взаимоотношений (интеракций) в обществе. Противоправность и преступность усваиваются в результате того, что человек идентифицирует себя с противоправными и преступными ролями, разрушая при этом нормальные социальные связи. Поэтому необходимо, чтобы преступники усвоили не противоправные и непреступные образы поведения путем вживания в социально-конформные нормы жизни. Правонарушитель, преступник должен налаживать отношения со своей семьей, школой, если речь идет о подростке, с соседями, с трудовым коллективом и с теми, с кем он проводит досуг. Тем самым и общество привлекается к участию в процессе некарательного воздействия.
Модель воспитательного воздействия Воспитательное воздействие нацелено на то, чтобы путем вмешательства государства искоренить социально-неприемлемое поведение. Имеется широкая и узкая модель воздействия. Модель воздействия была широко распространена в странах Северной Америки и Скандинавии. Сопровождающие эту модель исследования не констатировали ощутимых результатов, а движение за права человека усмотрело в «принудительном» воздействии некое нарушение конституционных и человеческих прав заключенных. В результате эта модель оказалась под ударом. Содействующими этой цели методами могут стать, например, профессиональная подготовка, воспитание в часы досуга, индивидуальные или групповые консультации, а также различные виды физической и социальной терапии, медикаментозные и оперативные методы (например, кастрация), индивидуальная психотерапия и групповая терапия.
Реинтеграционная модель. В основе - теория ресоциализации личности. Противоправность и преступность возникают в значительной мере вследствие разрешения социальных связей, отношений преступника. Разрешение социальных связей в условиях изоляции позволяет реинтегрировать освободившегося в обществе. Цель исправления лиц в заключении должна быть такова, чтобы поддерживать их здоровье и самоуважение, и, насколько позволяет продолжительность заключения, развить в них чувство ответственности и поощрять те позиции и формы поведения, которые помогут им вернуться в общество и с наибольшими шансами послеихосвобождения вести самостоятельную жизнь, уважая закон.

Методологической основой каждой из перечисленных пенитенциарных моделей служили те или иные научно-житейские взгляды на преступника и его психологию, обусловившие, в свою очередь, те или иные методы воздействия в отношении осужденных. Пенитенциарные модели исторически сменяли друг друга под влиянием указанных факторов, значимых в конкретной исторической эпохе, соответственно менялись в зависимости от них и взгляды на преступника, отбывающего наказания.





В конце 18-19 века прогрессивные ученые - пенитенциаристы отстаивают в качестве первостепенной - цель позитивного изменения личности преступника посредством устрашающего воздействия наказания, на основе жесткого режима содержания заключенных. Подобное исправление именуется в отечественной науке «юридическим» и предусматривает превращение преступника в правопослушного гражданина, не нарушающего закон, из-за страха перед возможным наказанием. Анализируя этот подход с точки зрения пенитенциарной психологии, следует подчеркнуть, как показывает практика, его малую эффективность, поскольку в этом случае человек, по существу, не меняет своих взглядов и убеждений, и как только появляется удобная возможность он вновь совершает преступление. Как и в России, первые шаги с/д в превращение тюремных заведений в воспитательные учреждения для детей - правонарушителей были предприняты швейцарским педагогом И. Песталоцци, который в 1775г. в Аргау устроил земледельческий приют для заброшенных, порочных и преступных детей. В основу их воспитания И. Песталоцци положил следующие принципы; любовь к детям, заботу о них, об их интересах, труд. Воспитанники работали в поле, осваивали ремесло, занимались хозяйственными делами. И. Песталоцци сам обучал детей чтению, письму, счету. Он видел в труде прежде всего средство развития физических сил, умственных и нравственных способностей, стремился дать им не узкоремесленные навыки, а разностороннюю трудовую подготовку. Под ресоциализацией понимается такое воздействие на осужденных, при котором они включаются в положительные социальные связи и приобретают общественно полезные позиции и роли. Рессоциализация позволяет также поддерживать те навыки ролевого общения, которые осужденные обычно начинают терять в силу изоляции от общества. К основным средствам социальной реабилитации заключенных, отбывающие уголовное наказание в «реинтеграционной модели» пенитенциарного учреждения, относят: общеобразовательное обучение, профессионально-техническое образование, социально-психологический тренинг, психотерапию, религиозно-нравственное воспитание, лечение от наркомании и алкоголизма, программы развивающих развлечений и досуга, режим и гуманную социальную среду. Сегодня пенитенциарные системы запада ориентируются на 3 основные их типа: 1) контрольную, 2) регулятивную; 3) психогенную; 4) социогенную модели.

КОНТРОЛЬНАЯ и РЕГУЛЯТИВНАЯ МОДЕЛЬ основывается на том, что цели исправления достигаются в основном мерами контроля за индивидами -- выявлением преступлений, арестом, судебным разбирательством и наказанием.

ПСИХОГЕННАЯ МОДЕЛЬ строится на понимании того, что преступник - это человек с эмоциональными расстройствами, нуждающийся в индивидуальной терапии.

СОЦИОГЕННАЯ МОДЕЛЬ объясняет преступность и преступное поведение как следствие комплексного воздействия таких социальных факторов, как социальная дезорганизация, конфликт культур, несинхронность в развитии культуры, расстройство личности и социальное отчуждение.

Отсюда следует, что тюремные системы, ориентирующиеся на КОНТРОЛЬНУЮ и РЕГУЛЯТИВНУЮ модель, наряду с правовыми методами воздействия, включают модификацию поведения, реальную терапию, давление группы равных и другие подобные методы. Пенитенциарные моделиПСИХОГЕННОЙ МОДЕЛИ включают различные методы лечения, социальную работу, консультирование;

СОЦИОГЕННОЙ МОДЕЛИ - соответствуют программы расширения социальных контактов заключенных с внешним миром. Специфика западной тюремной системы включает так называемые неопределённые приговоры по отношению к несовершеннолетним. Отличительной чертой этой меры является то, что суд не определяет в мотивировке приговора срока пребывания несовершеннолетних в заведении. Согласно действующему закону он может оставаться в исправительном заведении до исправления, но не меньше чем 6 месяцев и не дольше, чем до достижения 21 года. Разница состоит лишь в учете разной степени криминализации несовершеннолетних, которые согласно этому должны быть помещены в разные типы заведений. Такое назначение института исправительного учреждения должно быть, по мнению пенитенциарных юристов и психологов, создать условия для максимальных педагогических усилий в отношении воспитанников, требующих особенно интенсивного ресоциализационного воздействия из-за характерного для них «наихудшего прогноза на будущее».

При выборе исправительной меры семейный суд принимает во внимание факт не только совершения несовершеннолетним преступления, но и:

1. Неэффективность применяемых до сих пор воспитательных мер.

2. Отрицательный прогноз относительно эффективности возможного применения к несовершеннолетнему воспитательных мер.

Основными видами заведений и индивидуализации методов и средств воздействия на воспитанников являются:

а) виды заведений, дифференцированные в соответствии с воспитательными и терапевтическими потребностями разных категорий осужденных.

б) возможность модификации назначенной исправительной меры

в) возможность изменения вида заведения

г) возможность помещения вне заведения.

Большое внимание уделяется средствам воспитательного воздействия: общему и профессиональному обучению, сотрудничеству с родителями, контакту с окружающей средой, общественными организациями, особенно молодежными и культурными, что и является неотъемлемой частью социальной работы. Так же, как и практика последних лет, она направлена на устранение изоляционного характера исправительного заведения путем введения полусвободного режима подготовки заключенных к выполнению общественно-полезных функций и приближение их к условиям жизни на свободе.

Многие западные ученые криминологи, пенитенциаристы и психологи (Э. Сезарленд, Д. Кресси, Д. Тафт, Т. Барис, У. Реклисс, Н. Титерс, Д. Митфорд, А. Ройс, Г. Шнайдер, Р. Кристи и другие) возлагали свои надежды на претворение в жизнь пенитенциарных учреждений четырех принципов, лежащих в основе исправительной системы:

1. Перевоспитание преступников вместо их наказания.

2. Применение научно обоснованных средств позитивного изменения личности нарушителя закона.

3. Дифференциация не тяжести совершенного ими преступления, а в соответствии с особенностями их личности.

4. Немедленное освобождение осужденного, как только он доказал свое исправление.

Следует подчеркнуть, что стремление к позитивному изменению заключенного ряда авторов связано с представлением о нем, нередко, как о больном человеке, нуждающемся в специальном лечении. Провозглашенный реформаторами принцип классификации преступников с целью отыскания индивидуализированных форм воспитательного воздействия частично был принят в практике западных тюрем, поскольку надежда на превращение тюрьмы в средство «социального восстановления личности» наталкивалась, с одной стороны, на консерватизм сотрудников пенитенциарной системы, а с другой, на отрицательное отношение к нововведениям самих заключенных. В то же время нельзя не согласиться с Р. Кларком, который хотя и называет тюрьмы «фабриками преступности», но полагает, что внедрениев их практику новых принципов может превратить исправительные учреждения в эффективный инструмент предупреждения антиобщественного поведения. Большие надежды возлагаются на «образцовые» исправительные учреждения, где практикуются новые формы социального восстановления личности. У пенитенциарных ученых в западных странах сложилось мнение о кризисе системы исполнения наказания, поскольку места лишения свободы приводят не к перевоспитанию заключенных, а к усилению их преступных наклонностей и увеличению рецидива. Зарубежные авторы сложившуюся ситуацию объясняют низкой квалификацией администрации и патологией власти персонала, а также наличием тюремной субкультуры. В последнее время большое значение приобрела теория воспитательного (некарательного) воздействия на заключенных, служащая цели возвращения правонарушителей в общество. Как способ возвращения правонарушителей в общество воспитательное воздействие, иногда называемое реабилитацией или ресоциализацией, включает наряду с моделью воздействия (обращения) также модель справедливости и модель ресоциализации. Последние содержат элементы воспитательного воздействия. В модели справедливости такое воздействие имеет второстепенное значение, поскольку её смысл заключается в гуманизации исполнения наказания. Она применяется на добровольной основе и не может навязываться прямо или косвенно. В модели ресоциализации не только преступник подвергается воздействию посредством той общности, в которой он живет или в которую он перевелся из преступной среды, но также жертва преступления и некоторые социальные группы, в которых живут и преступник и жертва.

Наказание в виде применения телесного, психического или социального насилия,по мнению Г. Шнайдера, не содержит воспитательные элементы, поскольку подобное наказание превращает преступника в объект насилия. Оно наносит ему реальный ущерб (унижение, клеймение). Воспитательное же воздействие должно помочь преступнику возвратиться в общество, жертве получить возмещение причиненного ей вреда и обществу избежать рецидивов, добиться примирения между преступников и его жертвой, восстановить и поддержать общественный порядок.1 Анализ пенитенциарных систем западных стран позволяет показать общее и особенное в сравнении с исправительной системой в России.

Наши рекомендации