Крестьянская реформа (Манифест 19 февраля 1861 г. и серия законов об отмене крепостного права) Этапы реформы и изменения в правовом положении крестьян |
1. Изменения в общественном строе.
1 этап. Крестьяне получили личную свободу и были переведены в состояние временнообязанных (в течение 2 лет должна быть составлена и подписана уставная грамота – договор крестьян с помещиком об условиях освобождения и наделения землей). Временнообязанные крестьяне несли прежние крепостнические повинности – барщина или оброк (только упорядоченные) |
2 этап. Подписание крестьянами уставной грамоты и заключение выкупной сделки. Крестьяне должны были заплатить самостоятельно 20% выкупной суммы за землю, а остальное за него платило помещику государство. Крестьяне обязывались выплатить долг государству в рассрочку в течение 49 лет. |
Изменения в правовом статусе крестьян 1. Крестьяне получили полные права в семейных делах, право вступать во всякого рода сделки, приобретать и отчуждать имущество, организовывать торговые и промышленные предприятия, выступать в суде от своего имени и пр.; 2. Крестьяне продолжали платить подушную подать, подвергались телесным наказаниям, выполняли ряд государственных повинностей (дорожную и др.) |
Организация крестьянского самоуправления (после реформы) |
Сельский староста (исполнял решения сельского схода) |
Волостной старшина (исполнял решения волостного схода и выполнял различные полицейские функции) |
Государственный строй
Император (Манифест о незыблемости самодержавия от 29 апреля 1881 г.) Юридически царь обладал всей полнотой власти |
Совет Министров Рассмотрение наиболее важных государственных вопросов |
Сенат Фактически стал выполнять главным образом судебные функции |
Министерства Основные центральные отраслевые органы государственного управления |
Отдельный Корпус жандармов Высший орган политического сыска. После упразднения III Отделения в 1880 г., ОКЖ стал подчиняться Департаменту полиции МВД |
Государственный совет Высший законосовещательный орган |
Комитет министров Рассматривал текущие дела |
Собственная Его Императорского Величества канцелярия Высшее государственное учреждение. В составе канцелярии осталось только I Отделение, контролировавшее личный состав чиновничества. Остальные отделения были упразднены. |
Выборные органы местного самоуправления (земская и городская реформа) Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. Городское положение от 16 июня 1870 г. |
Уездные и губернские земские управы - исполнительный орган |
Губернские и уездные земские собрания – распорядительный орган Депутаты земских собраний выбирались по трем избирательным группам (куриям) |
Избирательные курии (высокий имущественный ценз) |
Городские жители. Купцы и владельцы торгово-промышленных предприятий |
Уездные помещики, крупные торговые и промышленные деятели |
Земства учреждались для наблюдения за состоянием путей сообщения (ремонт дорог и мостов местного значения), организации медицинского обслуживания населения, строительства и материального обеспечения школ, благотворительных заведений, заведования продовольственным делом, организацией поземельного кредита, для пропаганды агрономических знаний, улучшения кустарной промышленности, организации земской статистки и т.п. В обязанности земств также входило оказание помощи местному государственному аппарату в проведении различных государственных сборов и специальных земских сборов. |
Функции земских учреждений |
Городская дума – распорядительный орган. Избиратели делились на три курии (в зависимости от имущественного ценза) |
Функции органов городского самоуправления |
На городские думы и управы возлагались административные и хозяйственные задачи. К их компетенции относились вопросы благоустройства города (транспорт, освещение, отопление, канализация, водопровод, благоустройство мостовых, тротуаров, набережных, мостов), а также заведование школьным, медицинским, благотворительным делом, торговлей, кредитом и т.п. |
Городская управа – исполнительный орган |
Судебная система Законодательные акты, принятые 20 ноября 1864 г. (Учреждения судебных установлений, Устав гражданского судопроизводства, Устав уголовного судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями) |
Основные принципы судебной реформы: 1. Суд был отделен от администрации; 2. Гласный состязательный процесс; 3. Создана адвокатура, обеспечившая право обвиняемому на защиту; 4. Почти полностью были упразднены сословные суды; 5. Презумция невиновности; 6. Вместо теории формальных доказательств свободная оценка доказательств судьей; 7. Мелкие гражданские и уголовные дела изъяты из ведения полиции и переданы мировым судам; 8. Предварительное следствие передано судебным следователям (вместо полиции); 9. Был установлен принцип несменяемости судей и судебных следователей. |
Правительствующий Сенат Кассационный суд |
Уездные съезды мировых судей Апелляционная инстанция на приговоры и решения мировых судей |
Участковые мировые судьи Рассмотрение мелких уголовных и гражданских дел |
Судебные палаты Суд первой инстанции по наиболее важным уголовным делам (о государственных и некоторых должностных преступлениях) Апелляции на решения окружных судов (без участия присяжных заседателей) |
Окружные суды Рассматривали основную массу уголовных и гражданских дел |
Суд присяжных (особое присутствие окружного суда, которое рассматривало только уголовные дела по обвинению в тяжких преступлениях и выносило вердикт о виновности или невиновности подсудимого ) |
Судебные следователи Осуществляли следствие |
Структура и компетенция прокуратуры |
Судебные следователи «по особо важным делам» |
Присяжные поверенные (адвокаты высшей категории) Находились при судебных палатах и окружных судах Частные поверенные (адвокаты низшей категории) |
Обер-прокуроры департаментов Сената |
Генерал-прокурор (министр юстиции) |
Следователи при судебных палатах |
Следователи при окружных судах |
Следователи осуществляли сбор материалов, необходимых для предъявления обвинения конкретному лицу или лицам. Материалы затем направлялись прокурору, который или прекращал судебное дело за отсутствием доказательств, или возбуждал его с составлением обвинительного акта и направлением дела в суд |
После реформы прокуратура была освобождена от функций общего надзора, ее деятельность стала ограничиваться только судебной сферой Главной задачей органов прокуратуры стал надзор за дознанием и следствием и поддержание государственного обвинения в суде |
Тема 9
Наши рекомендации