Понятие и сущность административного надзора, осуществляемого полицией. Виды административного надзора, осуществляемого полицией
Одним из важных методов деятельности полиции является административный (полицейский) надзор.
Понятия "контроль" и "надзор" применительно к полицейской деятельности в общем виде разграничиваются следующим образом. Контроль преимущественно отражает управленческий аспект деятельности полицейских органов, в то время как надзор – юридический. При этом надзор выступает формой реализации, способом обеспечения контрольных функций полицейских структур[39].
Административный надзор является одной из форм внешней административной деятельности полиции. Он представляет собой систематическое наблюдение сотрудников полиции за точным и неуклонным исполнением должностными лицами и соблюдением гражданами и должностными лицами общеобязательных правил, регулирующих общественный порядок и безопасность, в целях предупреждения и пресечения их нарушений, выявления и привлечения к ответственности лиц их нарушивших.
Характерными чертами административного надзора полиции являются:
– является разновидностью контрольной деятельности;
– осуществляется как специальным инспекторским составом, так и сотрудниками, непосредственно исполняющими обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;
– осуществляется строго на правовой основе постоянно и периодически, гласно и негласно, за неопределенным и определенным кругом лиц (объектов);
– субъект надзора не связан служебными отношениями с объектом надзора;
– предметом надзора выступает только законность действий контролируемого;
– в некоторых случаях может быть сопряжен с административным принуждением (например, предполетный досмотр пассажиров воздушного транспорта);
– право надзорного органа принимать меры предусмотренные законодательством принуждения возникает тогда, когда объект наблюдения (гражданин, должностное лицо, организация) нарушает правовые нормы либо своими действиями создает опасную для общественного порядка ситуацию, либо когда создается угроза природного, техногенного или иного характера.
Действующие нормативные акты[40] закрепляют несколько групп надзорных полномочий ОВД:
1) Полномочия по предупреждению правонарушений. Позволяют должностным лицам ОВД (полиции) беспрепятственно посещать поднадзорные объекты и проводить на них проверки, получать необходимые материалы, сведения, справки, объяснения, заслушивать их руководителей; участвовать в различных комиссиях по приемке в эксплуатацию соответствующих объектов, по расследованию обстоятельств и причин аварий; досматривать транспортные средства и др.
2) Полномочия по пресечению правонарушений. Выражаются в применении мер административного пресечения к лицам, совершившим правонарушения, в принудительном прекращении противоправных действий. Должностные лица ОВД вправе давать обязательные для исполнения предписания о приостановлении работ, ведущихся с нарушением соответствующих норм, правил безопасности, а в случае угрозы жизни людей сами приостанавливают такие работы на основании вынесенного постановления.
3) В ходе привлечения виновных лиц к административной ответственности должностные лица ОВД (полиции) в пределах своей компетенции самостоятельно возбуждают и рассматривают дела об административных правонарушениях, налагают административные наказания, либо в установленных законодательством случаях направляют материалы о правонарушении судьям, органам и должностным лицам, уполномоченным рассматривать соответствующие дела.
Виды административного надзора ОВД (полиции). Административный надзорподразделяется на виды по различным основаниям: по способу индивидуализации поднадзорных объектов (субъектов); по форме надзорной деятельности; по объекту
По способу индивидуализации поднадзорных объектов (субъектов) административный надзор подразделяется на общий и специальные: лицензионно-разрешительный и индивидуальный (персонифицированный).
Содержание общего надзора заключается в осуществлении полицейскими органами в пределах их компетенции постоянного (сплошного и выборочного) неиндивидуализированного наблюдения за поведением поднадзорных субъектов, а также в проведении в отношении них индивидуализированных проверок, направленных на установление соответствия их поведения требованиям нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере общественного порядка и безопасности[41].
Органы внутренних дел (полиция) осуществляют надзор за исполнением гражданами и должностными лицами нормативных актов по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Общие надзорные полномочия полиции и сфера ее надзора главным образом определены в Законе "О полиции" и в Положении об МВД России.
Административный надзор в сфере охраны общественного порядка осуществляется в общественных местах путем осуществления наблюдения за поведением граждан и применения мер административного принуждения в случае выявления административных правонарушений и преступлений. В осуществлении указанного надзора участвуют все сотрудники полиции. Однако для сотрудников службы обеспечения общественного порядка (патрульно-постовая служба полиции), участковых уполномоченных полиции он является одной из важнейших правовых форм их повседневной служебной деятельности. Нахождение сотрудника полиции в общественном месте в форме уже является важным психологическим фактором, побуждающим граждан воздерживаться от нарушения установленных правил.
Административный (полицейский) надзор за дорожным движением представляет собой одну из форм охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Объектом административного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения являются поведение участников дорожного движения, деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих автомобильные перевозки, производство, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, запасных частей и комплектующих к ним, проводящих государственный технический осмотр транспортных средств и прицепов к ним, а также осуществляющих строительство, реконструкцию, ремонт и содержание дорог и дорожных сооружений.
Содержание лицензионно-разрешительного надзора образует специально организованное систематическое наблюдение с помощью общих (лицензирование, выдача разрешений, проверки, направление предписаний, получение сведений и т.п.), и специальных методов (осмотр, досмотр, изъятие, проверка по учетам, установление личности, доставление, задержание и др.) за соблюдением гражданами, должностными лицами и организациями правил, изложенных в нормативных правовых актах, регулирующих отношения, складывающиеся по поводу оборота предметов и веществ, функционирования объектов, бесконтрольное пользование которыми может создавать угрозу общественной или государственной безопасности.
Субъект административного надзора в области оборота гражданского и служебного оружия – органы внутренних дел. Непосредственно надзорные полномочия входят в компетенцию специально созданных подразделений лицензионно-разрешительной работы, участковых уполномоченных полиции и строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции. Можно выделить несколько видов административного надзора по объекту: за деятельностью юридических лиц, осуществляющих торговлю оружием и патронами; за передачей оружия и патронов; за приобретением оружия и патронов; за коллекционированием и экспонированием оружия и патронов; за обеспечением сохранности и безопасности хранения оружия и патронов; за перевозкой и транспортированием оружия и патронов.
Индивидуальный (персонифицированный) административный надзор представляет собой процесс наблюдения полномочных органов и должностных лиц полиции за отдельными гражданами, представляющими определенную опасность для общества или подозреваемых в совершении преступления. Поднадзорный субъект персонально известен органу полиции. Индивидуальным административным надзором является: гласный надзор в отношении лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, и которым судом установлены определенные ограничения; надзор за поведением лиц, условно осужденных к лишению свободы; надзор за поведением лиц, условно-досрочно освобожденных из мест лишения свободы.
По форме надзорной деятельности административный надзор подразделяется на гласный и негласный.
Гласный административный надзор – надзор, доступный для ознакомления с ним любым гражданином, т.е. визуально заметный, как для поднадзорных объектов, так и для третьих лиц[42]. К такому надзору относится административный надзор органов и должностных лиц ГИБДД и участковых уполномоченных полиции в отношении пешеходов и водителей автомототранспорта, надзор сотрудников ППСП за соблюдением установленных правил в общественных местах.
Негласный административный надзор – заключается в тайном наблюдении специально уполномоченных органов за лицами и организациями, осуществляющими в пределах их полномочий и на законной основе в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств[43]. Методы этого надзора закрепляет Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
Административный надзор осуществляется следующими методами:
1. Непосредственное наблюдение в общественных местах за исполнением (соблюдением) установленных общеобязательных правил поведения гражданами и должностными лицами. Данный метод характерен для нарядов строевых подразделений патрульно-постовой службы, участковых уполномоченных полиции, дорожно-патрульной службы ГИБДД, всех сотрудников, несущих службу по охране правопорядка в общественных местах. При выявлении правонарушений сотрудники вправе сделать нарушителю устное замечание, либо при необходимости меры административного принуждения для пресечения противоправных действий, а также для обеспечения привлечения нарушителей к ответственности.
2. Периодическая проверка исполнения (соблюдения) физическими, должностными и юридическими лицами правил, надзор за соблюдением которых отнесён к компетенции органов внутренних дел (полиции). Данный метод характерен, в первую очередь, для подразделений лицензионно-разрешительной работы, а также аппаратов ГИБДД. Так, например, в отношении частных охранно-сыскных структур могут проводиться плановые и выборочные проверки в целях выполнения возложенных на полицию обязанностей по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности. Проверка может осуществляться также негласно в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.
3. Проверка и выявление нарушений по жалобам, заявлениям и иным обращениям граждан, организаций, сообщениям в средствах массовой информации, материалам, поступившим из правоохранительных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений. Данный метод характерен для работы участковых уполномоченных полиции, службы дежурных частей органов внутренних дел и т.д. Так, например, в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" должностное лицо обеспечивает объективное, всесторонне и своевременное рассмотрение заявления или жалобы гражданина, принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина. Срок рассмотрения письменного обращения не более 30 дней со дня регистрации. В соответствии с Приказом МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях" поступившие в орган внутренних дел сообщения о происшествии должны быть незамедлительно внесены в Книгу учета сообщений о происшествиях (КУСП) и ему присвоен соответствующий регистрационный номер. Проверка сообщений о происшествиях осуществляется в соответствии с федеральными законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, при осуществлении административного надзора сотрудники полиции используют методы наблюдения, проверок и выявления фактов правонарушений по заявлениям и жалобам граждан.
Полиция в ходе административного надзора может использовать методы, как гласного, так и негласного наблюдения и проверки. Так, например, сотрудники полиции всех служб в своей деятельности используют метод оперативной-розыскной деятельности – личный сыск.
Важнейшим условием четкой организации работы по административному надзору является хорошее знание сотрудниками полиции соответствующих правовых актов и установленных правил поведения, а также правильное применение действующего законодательства.