Понятие и виды административного надзора, осуществляемого органами внутренних дел.

Вопрос 1.

Содержание и виды административной деятельности органов внутренних дел.

Содержание административной деятельности органов внутренних дел и ее назначе­ние составляет реализация ее функций, осуществляемых в установленных формах и соответствующими методами.

Функции органов внутренних дел обусловлены объективными факторами. Количе­ство и характер этих функций зависят от целей и задач, которые государ­ство ставит перед полицией, ее назначения. Содержание многих функций при любых условиях остается неизменным. В данной связи в администра­тивной деятельности по целенаправленности можно выделить две боль­ших группы функций, взаимосвязанных и взаимообусловленных: внутри-организационных и внешних.

Внутриорганизационныеадминистративные функции более посто­янны и предназначены для обеспечения четкого функционирования всех служб и подразделений, их личного состава (сотрудников органов внутренних дел), а также для эффективного использования других сил и средств. К ним отно­сятся: анализ, прогнозирование и планирование, формирование управ­ляющей и управляемой систем, подбор и расстановка кадров, организация взаимодействия, контроль и проверка исполнения, учет и т. п. Важной ча­стью внутриорганизационной деятельности является функция регулирова­ния, которая призвана обеспечить необходимую для осуществления субъ­ектами этой деятельности их упорядоченность. Через регулирование осу­ществляется непосредственное руководство деятельностью служб (подраз­делений) и сотрудников.

Внутриорганизационная деятельность направлена на формирование подразделений и служб, определение функциональных обязанностей со­трудников, на руководство подчиненными службами, аппаратами подраз­делений и т. п. Эта деятельность способствует эффективному осуществле­нию внешне организационной деятельности, то есть деятельности по реа­лизации задач борьбы с преступностью, обеспечению общественного по­рядка и безопасности.

Административно-правовые отношения в этом случае возникают между органом внутренних дел в лице руководителя и его сотрудниками (например, при назначении на должность, перемещении сотрудников, присвоении им специальных званий, поощрении, привлечении к дисципли­нарной ответственности и в других случаях).

Внутриорганизационные функции выполняются всеми службами и подразделениями органов внутренних дел, включая и те, которые занимаются оператив­но-розыскной работой или проводят дознание. Однако, несмотря на всю важность и необходимость этих функций, они являются вспомогательны­ми, направленными на обеспечение слаженной работы коллектива кон­кретного органа или подразделения, эффективной реализации внешних административных функций органов внутренних дел.

Внешниеадминистративные функции органов внутренних дел связаны с практиче­ским решением ею своих задач вовне. Их осуществление выходит за пре­делы внутриорганизационных отношений и распространяется на неподчи­ненные им государственные и негосударственные организации, а также на их должностных лиц и на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. Внешний административно-правовой ха­рактер имеет реализация таких функций, как охрана общественного поряд­ка, обеспечение безопасности дорожного движения, регистрация транс­портных средств, выдача лицензий, разрешений и т. д. Это та деятель­ность, для осуществления которой и создается в конечном счете конкрет­ный орган внутренних дел или его подразделение.

В данном случае административно-правовые отношения возникают между органом внутренних дел в лице его сотрудников (должностных лиц) с одной стороны и гражданами, государственными органами, предпри­ятиями, организациями и должностными лицами не подчиненными орга­нам внутренних дел в служебном отношении.

По характеру управленческих задач, решаемых при осуществлении административной деятельности органов внутренних дел, ее функции можно подразде­лить на общие, специальные и обеспечивающие.

К общимфункциям административной деятельности органов внутренних дел отно­сятся: прогнозирование и планирование; организация; регулирование; учет; контроль. Данные функции являются составными элементами любой управленческой деятельности и реализуются как в рамках внутриорганизационной, так и внешнеорганизационной административной деятельности органов внутренних дел.

К обеспечивающимфункциям относятся: кадровое, финансовое, ма­териально-техническое, психологическое, медицинское и иное обеспече­ние административной деятельности органов внутренних дел. Эта деятельность направле­на на то, чтобы обеспечить согласованную и ритмичную деятельность кон­кретных органов и подразделений при решении стоящих перед ними внешних задач.

В процессе исполнения внешних административных функций в наи­большей мере проявляется социальное назначение полиции как исполнительного органа государственной власти. В учебной литературе их выде­ляют в качестве специальных (основных). Исходя из Федерального Закона РФ «О поли­ции» ее специальными (основными)административными функциями являются:

- защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

- выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

- розыск лиц;

- производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

- обеспечение правопорядка в общественных местах;

- обеспечение безопасности дорожного движения;

- контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

- контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

- охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

- государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

- осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

Перечисленные и другие административные функции выполняют участковые уполномоченные полиции, подразделения патрульно-постовой службы органов внутренних дел, государственной инспекции безопасности дорожного движения, охраны объектов по договорам, а также инспекторский состав подразделений лицензионно-разрешительной работы, подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполне­ния административного законодательства, по делам несовершеннолетних. В реализации определенных административных функций полиции участ­вуют сотрудники специальных приемников для содержания лиц, аресто­ванных в административном порядке, изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, наряды дежурных частей территориальных органов внутренних дел и органов внутренних дел на транспорте.

Общие, обеспечивающие и специальные (основные) функции нахо­дятся во взаимосвязи и взаимозависимости. В совокупности они составля­ют содержание (сферу, объем) административной деятельности органов внутренних дел.

Для административной деятельности органов внутренних дел характерно то, что она преимущественно связана с внешней по отношению к полиции сферой. Эта деятельность - наиболее обширное, емкое направление в работе по­лиции. В связи с этим большая часть сотрудников органов внутренних дел осуществляет внешние административные функции. В процессе осуществления этой дея­тельности ее субъекты вступают в административно-правовые отношения с гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лица­ми без гражданства, государственными органами, организациями, общест­венными объединениями, государственными служащими, служащими (представителями) общественных объединений.

В зависимости от юридических свойств перечисленных специальных (основных) направлений административной деятельности в научной лите­ратуре выделяют следующие ее виды:

а) учетно-регистрационная (например, учет средств цветного копи­рования, регистрация автомототранспортных средств и прицепов к ним, регистрационный учет граждан по месту пребывания и месту жительства, регистрация заявлений, сообщений и иной поступающей информации о преступлениях, регистрация и учет административных правонарушений);

б) лицензионно-разрешительная (лицензирование частной детектив­ной и охранной деятельности, выдача лицензий на продажу и приобрете­ние гражданского и служебного оружия, выдача разрешений на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, разрешений на хранение и перевозку автомобильным транспортом взрывчатых мате­риалов промышленного применения, выдача лицензий на изготовление бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков);

в) административно-юрисдикционная (осуществление производства по делам об административных правонарушениях, назначение админист­ративных наказаний, исполнение административных наказаний);

г) контрольно-надзорная (осуществление административного надзо­ра за соблюдением установленных правил в сфере общественного порядка, безопасности дорожного движения, соблюдения гражданами и должност­ными лицами паспортных правил и правил регистрационного учета, соблюдения установленных федеральным законом правил частной детектив­ной и охранной деятельности и других).

На основе вышеизложенного можно определить, что администра­тивная деятельность органов внутренних дел представляет собой, осуществляемую в административно-правовых формах, с использованием административно-правовых методов, подзаконную, исполнительно-распорядительную дея­тельность, направленную на организацию слаженной работы служб и подразделений, их личного состава и непосредственное обеспечение безо­пасности личности, общественной безопасности, охрану общественного порядка, выявление и пресечение преступлений и административных пра­вонарушений, принятие мер по привлечению нарушителей к ответствен­ности.Она по своему воздействию охватывает как внутриорганизационную, так и внешневластную сферу деятельности органов внутренних дел.

Вопрос 2

Понятие и виды административного надзора, осуществляемого органами внутренних дел.

В научной литературе на протяжении многих лет административный надзор традиционно рассматривался как важнейшая правовая форма адми­нистративной деятельности органов внутренних дел. В то же время некоторые известные российские ученые-административисты считают административный над­зор способом (методом) деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и безопасности, а отдельные из них - функцией органов внутренних дел. Независимо от подходов, определение понятия административного надзора остается неизменным.

Административный надзор органов внутренних дел - это систематическое наблю­дение органов внутренних дел за точным исполне­нием должностными лицами и соблюдением гражданами общеобязатель­ных правил, регулирующих общественный порядок и безопасность, в це­лях предупреждения и пресечения их нарушений, выявления правонару­шителей и привлечения их к ответственности или принятия к ним мер об­щественного воздействия.

Это так называемый общий административный надзор органов внутренних дел, ко­торый имеет самую широкую сферу воздействия.

Во-первых, он осуществляется в отношении неопределенного круга лиц (физических и юридических) за соблюдением ими общеобязательных правил, содержащихся, например, в федеральных нормативных актах или нормативных актах субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, пользо­вания общественным транспортом, организации и проведения массовых мероприятий и другим.

Во-вторых, административный надзор распространяется на более оп­ределенный круг субъектов и по более конкретному кругу вопросов, на­пример, надзор органов внутренних дел за соблюдением правил лицензионно-разрешительной, паспортно-визовой, учетно-регистрационной систем, правил пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Фе­дерации, правил дорожного движения, правил продажи алкогольной про­дукции и многим другим.

В-третьих, административный надзор может осуществляться за стро­го определенным кругом лиц, например, за условно осужденными; за лицами, освобожденными из мест лишения свободы; а также осужденными, которым назначены виды наказания, не связанные с лише­нием свободы; несовершеннолетними, состоящими на учете в подразделе­ниях органов внутренних дел по делам несовершеннолетних и некоторыми другими.

Последний вид надзора характерен только для органов внутренних дел. В специаль­ной и юридической литературе он носит наименование «специальный пра­воохранительный надзор органов внутренних дел» или индивидуальный, персонифициро­ванный надзор за отдельными категориями лиц.

Таким образом, в зависимости от круга лиц и объектов, за которыми милиция осуществляет официальное наблюдение, можно выделить три разновидности административного надзора:

- надзор в отношении неопределенного круга лиц;

- надзор в отношении определенного круга субъектов;

- надзор персональный.

Административный надзор органов внутренних дел осуществляется от имени госу­дарства и только по вопросам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел.

Общие надзорные полномочия полиции и сфера ее надзора главным образом определены в Федеральном Законе РФ «О полиции». Полномочия по примене­нию принудительных мер воздействия, в том числе административных на­казаний, установлены в Кодексе РФ об административных правонаруше­ниях и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации об административной ответственности.

Характерная черта административного надзора состоит в том, что он носит внешнийхарактер, то есть осуществляется в отношении неопреде­ленного круга лиц, не находящихся в организационном или ином подчине­нии органам внутренних дел, но на которых законами или подзаконными актами возлагается необходимость соблюдения конкретных правил в сфере общественного порядка и безопасности.

Другая характерная черта, тесно связанная с первой - административный надзор, как правило, связан с применением мер административного принуждения.

В осуществлении административного надзора так или иначе участ­вуют все сотрудники органов внутренних дел, но для сотрудников службы обеспечения общественного порядка (особенно, для нарядов патрульно-постовой служ­бы), участковых уполномоченных полиции, дорожно-патрульной службы ГИБДД он является одной из важнейших правовых форм их повседневной служебной деятельности. Систематический надзор имеет большое значе­ние для укрепления общественного порядка. Он является также важным психологическим фактором, побуждающим граждан воздерживаться от нарушения установленных правил. Именно поэтому говорят, что нахожде­ние сотрудника полиции в общественном месте в форме - уже профилак­тика правонарушений.

В практической деятельности органов внутренних дел сложились следующие мето­дыадминистративного надзора:

1. Непосредственное наблюдение за исполнением (соблюдением) ус­тановленных общеобязательных правил должностными лицами и гражда­нами (метод характерен, например, для нарядов патрульно-постовой служ­бы, участковых уполномоченных полиции, государственной инспекции безопасности дорожного движения, всех сотрудников, несущих службу по охране правопорядка в общественных местах).

2. Периодические проверки исполнения (соблюдения) должностны­ми лицами и гражданами правил, надзор за которыми отнесен к компетен­ции органов внутренних дел (метод характерен, например, для работы аппаратов мигра­ционной службы, службы лицензионно-разрешительной работы, участковых уполномоченных полиции).

3. Проверка и выявление нарушений по жалобам, заявлениям и иным обращениям граждан, организаций, сообщениям в средствах массовой ин­формации, материалам, поступившим из правоохранительных органов, ор­ганов местного самоуправления, от общественных объединений (метод ха­рактерен, например, для работы участковых уполномоченных полиции, службы дежурных частей органов внутренних дел).

Органы внутренних дел не ограничиваются только принятием мер административ­ного воздействия в отношении правонарушителей, они ведут учет и анализ правонарушений с целью выявления причин, их порождающих, и условий, им способствующих. Для анализа берутся данные, как об общем количест­ве правонарушений, так и отдельно по видам, месту и времени соверше­ния, особенностям субъектов, причинам и т. д. Это позволяет судить о ди­намике правонарушений в целом и по отдельным видам и, в свою очередь, помогает оценивать эффективность административного надзора.

На основе анализа правонарушений органы внутренних дел инфор­мируют органы государственной власти и местного самоуправления, доби­ваясь от них устранения причин правонарушений, вносят предложения о принятии нормативных правовых актов, их изменении, дополнении или отмене, о расширении участия общественности в охране правопорядка и т. п.

Успешное осуществление административного надзора во многом за­висит от правильной оценки оперативной обстановки и расстановки сил органов внутренних дел.

Вопрос 3.

Наши рекомендации