Полиция в Российской Федерации
Одной из главных задач любого государства является обеспечение должного порядка в обществе, в том числе реальной защиты жизни, здоровья, законных прав и свобод, чести и имущества граждан. Для выполнения этой задачи создаются специальные государственные органы, и прежде всего полиция[26].
Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»). Это определение заключает в себе задачи полиции.
Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации[27].
В состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагаются:
а) прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях;
б) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами;
в) выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
г) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также при чрезвычайных ситуациях и осложнениях оперативной обстановки;
д) обеспечение безопасности дорожного движения;
е) производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам, а также производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к подведомственности полиции;
ж) осуществление оперативно-разыскной деятельности, оперативно-поисковых и специальных технических мероприятий;
з) противодействие коррупции, терроризму и экстремистской деятельности;
и) обеспечение собственной безопасности;
к) осуществление лицензионно-разрешительной работы;
л) осуществление экспертно-криминалистической деятельности;
м) государственная охрана объектов, а также охрана имущества граждан и организаций;
н) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также иных защищаемых лиц;
о) сбор, анализ и хранение оперативно-разыскной информации;
п) содержание, охрана и конвоирование задержанных, подвергнутых административному аресту и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации;
р) контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы;
с) подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников полиции;
т) обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола и с Генеральным секретариатом Интерпола.
Структурно-функционально полиция входит в состав соответствующего органа внутренних дел. Допускается формирование органа полиции в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами МВД России.
Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции Министр внутренних дел РФ, руководители территориальных органов МВД России и руководители подразделений полиции.
Можно выделить следующие направления деятельности начальников органов внутренних дел по руководству полицией:
– определение целей и постановка конкретных задач подразделениям полиции;
– нормативно-правовое регулирование деятельности полиции;
– координация взаимодействия подразделений полиции;
– образование, реорганизация и ликвидация подразделений полиции;
– решение кадровых вопросов;
– контроль за деятельностью подразделений полиции;
– финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности.
В составе территориального органа МВД России на районном уровне могут входить отделы, отделения, пункты полиции соответственно по муниципальному образованию, поселению, части внутригородской территории.
Пункт полиции по поселению, части внутригородской территории может входить в структуру отдела (отделения) полиции.
Линейный отдел полиции может создаваться при штатной численности не менее 40 единиц. Линейное отделение полиции может создаваться при штатной численности не менее 20 единиц.
Линейный пункт полиции может создаваться на транспортных, пограничных узлах (пунктах перехода) и междорожных (внутридорожных) железнодорожных станциях, в аэропортах, морских и речных портах при штатной численности от 2 до 20 единиц. Линейный пункт полиции может входить в структуру линейного отдела (отделения) полиции.
Основные направления деятельности полиции (т.е. ее функции, сгруппированные в соответствующие блоки) отражают в первую очередь иерархию тех социальных ценностей, охрана и защита которых возлагается на полицию. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:
– защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
– предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
– выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
– розыск лиц;
– производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
– обеспечение правопорядка в общественных местах;
– обеспечение безопасности дорожного движения;
– контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
– контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
– охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
– государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
– осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.
Основными принципами деятельности полиции являются:
– соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина;
– законность;
– беспристрастность;
– открытость и публичность;
– общественное доверие и поддержка граждан;
– взаимодействие и сотрудничество.
Обязанности полиции, как специального правоохранительного института, достаточно многообразны. Им посвящена отдельная статья 12 Закона «О полиции», где дается их подробный исчерпывающий перечень, который может быть дополнен только путем внесения соответствующих изменений в указанный нормативный правовой акт (ч. 2 ст. 12). Тем самым ограничивается субъективизм исполнительной власти в использовании полиции не по назначению.
На полицию возложены следующие обязанности:
– принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, осуществлять проверку по поступившим обращениям;
– пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности;
– оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии;
– выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению;
– обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах;
– участвовать в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка при проведении публичных массовых мероприятий;
– принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра;
– возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия;
– исполнять в пределах своих полномочий решения суда (судьи), письменные поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания о производстве отдельных следственных действий, проведении оперативно-разыскных мероприятий, задержании лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, о производстве иных процессуальных действий, оказывать содействие в их осуществлении;
– осуществлять оперативно-разыскную деятельность;
– пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях;
– осуществлять розыск лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений; лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия; лиц, пропавших без вести; осуществлять розыск похищенного имущества; устанавливать имущество, подлежащее конфискации;
– оказывать содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;
– содержать, охранять, конвоировать задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста; конвоировать осужденных и заключенных под стражу лиц;
– принимать меры по идентификации лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе, а также меры по идентификации неопознанных трупов;
– принимать в соответствии с федеральным законом меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности;
– участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции;
– проводить экспертизы по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, а также исследования по материалам оперативно-разыскной деятельности;
– осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
– выдавать гражданам и организациям лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия; лицензии на осуществление деятельности по торговле оружием и основными частями огнестрельного оружия и патронами к нему; контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию;
– осуществлять прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ, а также прием, хранение и уничтожение изъятых, добровольно сданных и найденных наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
– выдавать лицензии на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности и на осуществление охранной деятельности; осуществлять контроль за деятельностью частных детективов и частных охранных организаций;
– охранять на договорной основе имущество граждан и организаций;
– осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений;
– проводить государственную дактилоскопическую регистрацию и государственную геномную регистрацию;
– осуществлять государственную защиту потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
– участвовать в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения;
– оказывать содействие пограничным органам федеральной службы безопасности в проведении мероприятий по защите Государственной границы Российской Федерации, участвовать в осуществлении контроля за соблюдением пограничного режима;
– принимать меры по пресечению в ходе избирательных кампаний, при подготовке и проведении референдумов противоречащей закону предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума;
– участвовать в осуществлении контроля за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами порядка регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства порядка временного или постоянного проживания, временного пребывания в Российской Федерации, въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации;
– изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у них без специального разрешения;
– обеспечивать сохранность найденных и сданных в полицию документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, их возврат законным владельцам либо передачу в соответствующие государственные или муниципальные органы;
– обеспечить создание и ведение единой автоматизированной информационной системы технического осмотра;
– оказывать содействие судебным приставам при осуществлении розыска гражданина - ответчика по гражданскому делу, а также должника, имущества должника или розыска ребенка по исполнительным документам;
– осуществлять контроль за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с федеральным законом.
Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлены следующие права:
– требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;
– проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания;
– вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях;
– запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию;
– беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами;
– патрулировать населенные пункты и общественные места;
– требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения происшествия;
– составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;
– производить в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, следственные и иные процессуальные действия;
– проводить оперативно-разыскные мероприятия;
– вносить законом руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений;
– доставлять граждан в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина;
– доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации;
– доставлять несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом;
– осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения; принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене;
– проводить экспертизу (исследование) изъятых у граждан и должностных лиц документов, имеющих признаки подделки, а также вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у них без специального разрешения;
– осуществлять в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами публичных и массовых мероприятий личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся такие мероприятия, с применением в случае необходимости технических средств;
– производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представилось возможным, а также других лиц в соответствии с федеральным законом;
– останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; временно ограничивать или запрещать дорожное движение;
– проводить проверки мест производства, хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, мест производства патронов к оружию и составных частей патронов, а также проверки объектов, где они обращаются, мест утилизации боеприпасов; участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в проведении проверок мест производства, хранения, использования и распространения взрывчатых материалов промышленного назначения и пиротехнических изделий IV и V класса;
– контролировать соблюдение законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
– требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых полицией объектах;
– участвовать в налоговых проверках по запросам налоговых органов Российской Федерации;
– получать в целях предупреждения, выявления и раскрытия преступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации сведения, составляющие налоговую тайну;
– применять меры государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
– применять в период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции меры и временные ограничения, установленные федеральными конституционными законами и федеральными законами;
– получать, учитывать, хранить, классифицировать, использовать, выдавать и уничтожать в соответствии с законодательством Российской Федерации дактилоскопическую информацию и геномную информацию;
– использовать в деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства;
– привлекать граждан с их согласия к внештатному сотрудничеству; устанавливать негласное сотрудничество с гражданами, изъявившими желание конфиденциально оказывать содействие полиции на безвозмездной или возмездной основе;
– использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации в целях установления обстоятельств совершения преступлений, лиц, их совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, предварительного следствия или суда, и лиц, пропавших без вести;
– использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие граждан и организаций – для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия, отстраняя при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами.
Предоставленное полиции как подсистеме исполнительной власти право применять силу для достижения законных целей – ее главная отличительная особенность, позволяющая данной структуре занять особое место в системе правоохранительных органов[28].
Государственный контроль за деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Ведомственный контроль за деятельностью полиции осуществляется в порядке, определяемом Министром внутренних дел РФ.
Граждане Российской Федерации, общественные объединения осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции в соответствии с федеральным законом «О полиции».
Надзор за исполнением полицией законов осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.
Содержание, формы и методы административной деятельности органов внутренних дел (полиции)
Сущность и правовая характеристика административной деятельности полиции. Содержание и функции административной деятельности полиции
Административная деятельность органов внутренних (полиции) представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность по организации работы служб и подразделений указанных органов и практическому осуществлению административно-правовыми способами охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью[29].
Важнейшими чертами административной деятельности полиции являются:
– государственно-властный характер;
– исполнительный характер;
– распорядительный характер;
– организующий характер
– подзаконный характер;
– ее правоохранительная и профилактическая направленность.
Государственно-властный характер административной деятельности находит свое выражение в осуществлении возложенных на полицию властных полномочий от имени государства в рамках компетенции, строго определенной законом.
Исполнительный характер находит свое выражение в том, что вся административная деятельность полиции осуществляется на основании и во исполнение законов и подзаконных актов.
Распорядительный характер подразумевает выполнение административных функций представителем власти, наделенным государством правом давать обязательные для исполнения указания, применять в необходимых случаях меры принудительного воздействия.
Организующий характер предполагает решение организационных вопросов, возникающих с надлежащим обеспечением выполнения органами внутренних дел и полицией возложенных на них задач и функций.
Подзаконность административной деятельности полиции означает:
– во-первых, что все действия сотрудников полиции должны быть основаны на законе;
– во-вторых, все действия совершены в пределах и порядке, указанных в законе;
– в-третьих, исполнены во имя осуществления целей, которые ставил законодатель, регулируя то или иное общественное отношение.
Если закон в конкретном случае предусматривает несколько вариантов действий, решений, сотрудники полиции имеют право выбрать, исходя из всей совокупности обстоятельств, оптимальное, наиболее целесообразное и действенное решение, используя предоставленные им дискреционные полномочия.
Содержание административной деятельности полиции предопределяется основными направлениями ее деятельности и особенностями выполняемых социально значимых функций. Функции отражают содержание повседневной деятельности полиции, они являются производными к ее целям и задачам, указывают на то, из чего складывается ее деятельность. Содержание административной деятельности полиции составляют:
– общие функции;
– обеспечивающие функции;
– специальные (основные) функции.
К общим функциям относятся: прогнозирование; планирование; организация; регулирование; учёт; контроль и информирование.
Прогнозирование – научное предвидение изменений в развитии, каких процессов на основе полученных данных и их анализа, а также достижений науки.
Планирование – составление планов на основе проведенного анализа.
Организация – формирование управляющей и управляемой систем административной деятельности, в обеспечении упорядоченности этих систем посредством создания соответствующей структуры и регулирования, происходящих в ней процессов (образование, реорганизация, упразднение служб, органов, подразделений, групп и других субъектов, осуществляющих административную деятельность, определение их прав и обязанностей, порядка взаимоотношений, подбор и расстановку кадров и др.)
Регулирование – непосредственное руководство, направление деятельности служб, подразделений, поведения сотрудников, осуществляющих административную деятельность.
Учёт – обеспечение сбора, передачи, хранения и переработки данных, т.е. количественном измерении, регистрации и группировке сведений о функционировании субъектов административной деятельности, о выполнении возложенных на них задач, о наличии и расходе ресурсов, о состоянии технических средств, а также о состоянии объекта, на который воздействует административная деятельность.
Контроль – проверка, насколько выполнение плана соответствует выдвинутым целям и задачам.
Специальные (основные) функции – непосредственно направлены на поддержание условий и порядка, благоприятных для реализации субъектами, их прав, свобод и выполнения других обязанностей полиции по охране общественного порядка и собственности, обеспечению общественной безопасности.
Данными функциями являются:
–деятельность по обеспечению прав и свобод личности;
– обеспечение и поддержание нормальных условий жизнедеятельности граждан и функционирования организаций;
– принудительное прекращение преступлений и административных правонарушений, предотвращение причин и условий, способствующих их совершению;
– осуществление дознания;
– осуществление административной юрисдикции;
– защита и охрана собственности;
– профилактика правонарушений;
– надзор.
Перечисленные и другие специальные (основные) административные функции выполняют без исключения сотрудники всех служб и подразделений полиции.
Обеспечивающие функции направлены на кадровое, финансовое, материально-техническое и иное обеспечение.
Классификация видов административной деятельности полиции различная.
В зависимости от содержания деятельности выделяют внутреннюю и внешнюю административную деятельность.
Внутриорганизационные функции административной деятельности предназначены для обеспечения четкого функционирования всех служб и подразделений органов внутренних дел, их личного состава, а также для эффективного использования других сил и средств, привлекаемых к решению задач полиции.
Внешние функции административной деятельности полиции связаны с практическим решением ею своих задач вовне. Они осуществляются сотрудниками (должностными лицами) от имени государства, выходят за пределы внутриорганизационных отношений и распространяются на не подчиненные им государственные и негосударственные организации, а также на их должностных лиц, на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. Внешний административно-правовой характер носит охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения, регистрация транспортных средств, выдача лицензий и разрешений и т.д. Это та деятельность, для осуществления которой и создается в конечном счете конкретный орган внутренних дел или его подразделение.
В зависимости от юридических свойств основных направлений административной деятельности выделяют следующие ее виды:
– учетно-регистрационная работа (учет и регистрация автотранспортных средств, регистрация заявлений и сообщений о происшествиях и преступлениях, регистрация и учет административных правонарушений и т.д.);
– лицензионно-разрешительная (лицензирование частной сыскной и охранной деятельности, выдача лицензий на продажу, приобретение, хранение и ношение гражданского оружия и т.д.);
– административно-юрисдикционная (осуществление производства по делам об административных правонарушениях и т.д.)
– контрольно-надзорная (осуществление административного надзора за соблюдением установленных правил в сфере общественного порядка общественной безопасности).