Административно-правовой статус органов МВД России по субъектам Российской Федерации

Систему органов внутренних дел по субъектам Российской Федерации возглавляют МВД по республикам, ГУВД, УВД по иным субъектам Российской Федерации.

Правовой статус МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации регламентируется Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 249 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации".

МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации выступают, с одной стороны, как руководящие центры нижестоящих ОВД, а с другой, – как аппараты, непосредственно выполняющие функции по обеспечению общественного порядка, безопасности и борьбе с преступностью собственными силами и средствами.

Руководство деятельностью территориальных органов осуществляет Министр внутренних дел Российской Федерации (Министр).

Министры внутренних дел, начальники главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации являются старшими оперативными начальниками в отношении командиров специальных моторизованных соединений и воинских частей внутренних войск, дислоцированных на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Территориальные органы осуществляют свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные территориальные органы МВД России на районном уровне (далее - подчиненные органы внутренних дел), подразделения и организации, созданные для реализации задач и обеспечения деятельности территориальных органов (далее также - подчиненные органы и организации).

Основными задачами территориального органа являются:

– обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности на территории субъекта Российской Федерации;

– управление подчиненными органами и организациями;

– осуществление социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России (далее - государственные служащие) и работников территориального органа, подчиненных органов и организаций, социальной защиты членов семей указанных сотрудников, государственных служащих и работников, а также граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел и с военной службы во внутренних войсках МВД России.

Территориальный орган в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах его компетенции, нормативными правовыми актами МВД России, а также положением о территориальном органе.

Территориальный орган осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, расположенными на территории субъекта Российской Федерации, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также с иными государственными органами, с органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, действующими на территории субъекта Российской Федерации.

Территориальный орган осуществляет следующие полномочия:

– осуществляет меры по реализации государственной политики в сфере внутренних дел на территории субъекта Российской Федерации;

– анализирует и прогнозирует состояние преступности, охраны общественного порядка и собственности, обеспечения общественной безопасности, а также, в пределах своей компетенции, миграционных процессов на территории субъекта Российской Федерации, вырабатывает на их основе меры по укреплению правопорядка, вносит в МВД России и в органы государственной власти субъекта Российской Федерации предложения по совершенствованию защиты личности, общества и государства от противоправных посягательств;

– обобщает правоприменительную практику органов внутренних дел и вносит на этой основе в МВД России и в органы государственной власти субъекта Российской Федерации предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации и законодательства субъекта Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также нормативных правовых актов МВД России;

– участвует в разработке и реализации региональных и межрегиональных программ, законов субъекта Российской Федерации в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;

– разрабатывает и принимает в пределах своей компетенции меры по предупреждению преступлений и административных правонарушений, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению;

– обеспечивает совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках и в других общественных местах городов и иных населенных пунктов;

– организует и осуществляет оперативно-разыскную деятельность;

– организует и осуществляет розыск лиц и похищенного имущества, а также деятельность по установлению имущества, подлежащего конфискации;

– организует и осуществляет дознание и производство предварительного следствия по уголовным делам;

– принимает в соответствии с федеральным законом меры, направленные на выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности;

– обеспечивает участие подчиненных органов внутренних дел и, в пределах своей компетенции, внутренних войск в мероприятиях по противодействию терроризму, в обеспечении правового режима контртеррористической операции, в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан;

– организует и осуществляет экспертно-криминалистическую деятельность;

– организует и осуществляет деятельность в области оборота оружия на территории субъекта Российской Федерации;

– организует и осуществляет контроль в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности, контроль деятельности ведомственной охраны на территории субъекта Российской Федерации;

– обеспечивает осуществление подчиненными органами внутренних дел контроля деятельности народных дружин;

– участвует в формировании и реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения на территории субъекта Российской Федерации; осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения;

– организует охрану особо важных и режимных объектов, важных государственных объектов и специальных грузов, объектов;

– обеспечивает государственную защиту судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасность участников уголовного судопроизводства и их близких;

– обеспечивает производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел;

– обеспечивает участие подчиненных органов внутренних дел в осуществлении контроля (надзора) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии запретов и ограничений, а также в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно;

– обеспечивает содержание задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование;

– обеспечивает проведение государственной дактилоскопической регистрации и государственной геномной регистрации;

– обеспечивает выполнение возложенных на органы внутренних дел обязанностей в ходе избирательных кампаний, при подготовке и проведении референдумов;

– участвует в соответствии в осуществлении контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами паспортно-регистрационных и миграционных правил;

– обеспечивает планирование и координацию, осуществляет контроль деятельности подчиненных органов и организаций, а также их инспектирование.

Территориальный орган реализует на территории субъекта РФ функции обеспечения деятельности всей системы ОВД: в области мобилизационной подготовки и гражданской обороны; формирования и ведения соответствующих информационных банков (баз) данных; организует кадровое, материально-техническое, финансовое, информационно-правовое и иное обеспечение территориального органа, подчиненных органов и организаций; осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности.

Территориальный орган возглавляет министр внутренних дел по республике либо начальник главного управления (управления) МВД России по иному субъекту Российской Федерации (далее - руководитель территориального органа), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Министра.

Руководитель территориального органа имеет трех заместителей (одного заместителя - начальника полиции, одного заместителя - начальника главного следственного управления (следственного управления, отдела) и одного заместителя, курирующего иные вопросы), за исключением руководителей территориальных органов по Краснодарскому краю, по Московской области, по г. Москве, по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Заместители руководителей территориальных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Министра или Министром в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В территориальном органе образуется коллегия в составе руководителя территориального органа (председатель коллегии), его заместителей, входящих в нее по должности, а также других сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих соединений и воинских частей внутренних войск, дислоцированных на территории субъекта Российской Федерации.

Состав коллегии территориального органа (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Министром по представлению руководителя территориального органа.

Примерная структура МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации может быть следующей:

1. Руководство.

2. Заместитель министра, начальника главного управления (управления) – начальник полиции

2.1. Заместитель начальника полиции (по оперативной работе):

- управление (отдел, отделение) организации оперативно-розыскной деятельности:

· отдел (отделение, группа) оперативно-разыскной информации;

· отдел (отделение, группа) организации работы со спецаппаратом;

· отдел (отделение, группа) организации розыска;

· отдел (отделение, группа) организационно-методического обеспечения и контроля оперативно-разыскной деятельности;

– центр (группа) по противодействию экстремизму;

– оперативно-разыскные части (группы);

– оперативно-поисковые бюро;

– бюро специальных технических мероприятий;

– отдел (отделение, группа) НЦБ Интерпола;

– центр кинологической службы;

2.2. Заместитель начальника полиции (по охране общественного порядка):

– управление (отдел, отделение) организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления:

· отдел (отделение, группа) организации охраны общественного порядка на улицах и при проведении массовых мероприятий;

· отдел (отделение, группа) организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних;

· отдел (отделение, группа) организации охраны и конвоирования, спецучреждений полиции;

· отдел (отделение, группа) организации применения административного законодательства;

· отдел (отделение, группа) по взаимодействию с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

– центр (группа) лицензионно-разрешительной работы;

– управление (отдел, отделение) ГИБДД;

– управление (отдел) вневедомственной охраны.

2.3. Заместитель начальника полиции:

– оперативное управление (отдел, отделение, группа);

– дежурная часть;

– центр специального назначения сил оперативного реагирования;

– экспертно-криминалистический центр;

– комендантский отдел (отделение, группа).

3. Заместитель министра, начальника главного управления (управления) – начальник главного следственного управления (следственного управления, отдела, отделения):

- главное следственное управление (следственное управление, отдел, отделение);

- управление (отдел, отделение) организации дознания.

4. Заместитель министра, начальника главного управления (управления):

– штаб;

· отдел (отделение, группа) анализа, планирования и контроля;

· отдел (отделение, группа) контроля учетно-регистрационной дисциплины;

· отдел (отделение, группа) обеспечения участия территориальных органов МВД России в деятельности антитеррористических комиссий и оперативных штабов.

– информационный центр.

4.1. Начальник тыла:

– управление организации тылового обеспечения;

– центр финансового обеспечения;

– центр информационных технологий, связи и защиты информации;

5. Инспекция.

6. Организационно-штатный отдел (отделение, группа).

7. Контрольно-ревизионное управление (отдел, отделение, группа).

8. Правовое управление (отдел, отделение, группа).

9. Управление (отдел, отделение, группа) информации и общественных связей.

10. Управление (отдел, отделение, группа) делопроизводства и режима.

11. Управление (отдел, отделение) по работе с личным составом.

12. Культурный центр.

13. Центр профессиональной подготовки.

14. Управление (отдел, отделение) мобилизационной подготовки и мобилизации.

Территориальный орган является юридическим лицом; имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, самостоятельный баланс, лицевые счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также необходимые для осуществления своей деятельности бланки, печати и штампы; выступает истцом и ответчиком в суде.

Наши рекомендации