Развитие уголовного права в 1917-1920гг. Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 г.
Развитие уголовного права в период Гражданской войны характеризовалось наличием ряда уголовно-правовых актов, издаваемых органами советской власти, в которых содержались нормы об отдельных составах преступлений и мерах наказания. Данные акты применяли в своей деятельности революционные трибуналы, наделенные чрезвычайными судебными и карательными полномочиями. Уголовные дела разрешались не на основании закона, а в соответствии с «революционным правосознанием», что вело к произволу и по сути представляло собой узаконенный террор по отношению к неугодным власти элементам. Систематизировав и обобщив судебную практику, Наркомюст в 1919 г. Издал Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. Руководящие начала представляли собой кодификацию норм Общей части уголовного права. Руководящие начала состояли из 8 разделов: об уголовном праве, об уголовном правосудии, о преступлении и наказании, о стадиях осуществления преступления, о соучастии, о видах наказания, об условном осуждении, о действии уголовного права в пространстве. Введение содержало классовую характеристику уголовного права, раскрывались его задачи - охрана общественных отношений в интересах трудящихся масс путем репрессий.
Преступление понималось как нарушение порядка общественных отношений, охраняемого уголовным правом.Наказаниетрактовалось не как возмездие, а как оборонительная мера. При определении меры наказания суду предписывалось оценивать не только совершенное преступление, но и личность преступника. Насчитывалось 16 видов наказаний, причем меры общественного воздействия применялись в качестве уголовного наказания (общественное порицание, бойкот). Высшей мерой наказания был расстрел. Уголовная ответственность наступала с 14 лет.Широко применялось условное осуждениекак имеющее воспитательное значение. Специфика Особенной частиуголовного права состояла в наличии условного деления преступлений на обычные, характерные для любой исторической обстановки, и государственные, контрреволюционные преступления, направленные против правящего режима (вооруженные мятежи, шпионаж, теракты). Последние подлежали жестокому подавлению с применением крайних мер.
Появление новых составов преступлений (объявление врагом народа, лишение свободы до победы мировой революции, объявление вне закона) являлось порождением революционного творчества и было спецификой отдельной страны.
49. Образование СССР. Декларация и Договор об образовании СССР 1922 г. Разработка и принятие Конституции СССР 1924 г.
Образованию Союза Советских Социалистических Республик (СССР) предшествовало сотрудничество по следующим направлениям,развивавшееся между дружественными республиками:
совместное решение военных задач по защите границ от иностранной интервенции;
развитие экономических и хозяйственных связей;
единая дипломатическая и внешнеэкономическая политика;
интернациональная природа советской власти (сохранение права народа на самоопределение, родственные национальности).
Данные причины выявили необходимость официального оформления сложившихся взаимоотношений на межгосударственном уровне. Предлагались следующие проекты государственного устройства СССР:Проект автономизации (И.В. Сталин), по которому в состав РСФСР на правах автономных республик входят Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения и Грузия. В результате Советское государство превращалось в унитарное.
Проект конфедерации(Украина, Белоруссия) предусматривал выделение из РСФСР автономных республик и наделение их статусом союзных республик.
Проект равноправия(В.И. Ленин), который предусматривал создание добровольной федерации равноправных, независимых, суверенных республик. При этом важнейшие функции управления передавались в ведение федерации - СССР. В результате за основу был взят проект Ленина.
30 декабря 1922 г.на I съезде Советов были вобщем виде приняты Декларацияи Договор об образовании СССР.
В состав СССР вошли РСФСР, Украина, Белоруссия и ЗСФСР.
СССР был создан как федеративное государство,но за союзными республиками было сохранено право выхода из состава СССР.
Декларация провозглашала образование СССР, описывала историческую обстановку создания СССР, формулировала основные условия объединения союзных республик: принцип добровольности, право каждой республики выхода изсостава СССР, возможность вступления в СССР другим советским республикам.
Договор определял систему ипорядок создания высших органов власти СССР, компетенцию органов СССР и компетенцию союзных республик, регулировал бюджетные отношения. Утверждение, изменение и дополнение Договора могло производиться только Съездом Советов СССР как высшим органом власти СССР. Договор не содержал условий о его отмене, денонсации, аннулировании.
Органами власти СССР стали Съезд Советов СССР,ЦИК СССР, Президиум ЦИК и СНК СССР. Образование СССР завершило федеративное объединение республик.
Конституция (К) - Основной закон СССР, была принята 31 января 1924 г. на II съезде Советов СССР.
К состояла из двух разделов.
1. Декларации об образовании СССР, где отражалисьосновные принципы объединения республик в Союз ССР (добровольность, равноправие, право выхода).
2. Договора об образовании СССР,который состоял из 11 глав:
1) О предметах ведения верховных органов власти СССР;
2) О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве;
3) О съезде Советов СССР;
4) О Центральном Исполнительном Комитете СССР;
5) О Президиуме ЦИК СССР;
6) О Совете Народных Комиссаров СССР;
7) О Верховном Суде СССР;
8) О народных комиссариатах СССР;
9) Об Объединенном государственном политическом управлении;
10) О союзных республиках;
11) О гербе, флаге и столице СССР.
В компетенцию СССРвходили: международные отношения и внешняя политика, основополагающие вопросы развития народного хозяйства СССР, утверждение единого бюджета СССР, руководство транспортом, связью, вооруженными силами, финансовой и налоговой системой, землей, недрами, определение основ судоустройства и судопроизводства, гражданское, уголовное, общие начала трудового законодательства.Союзные республикиосуществляли свою власть самостоятельно, ограничиваясь лишь пределами, установленными для них в К.
В обязанности СССР входила охрана суверенных прав республик. СССР решал вопросы приема в СССР новых республик, изменения границ СССР или границ республик, споры между республиками. Граждане союзных республик получали гражданство СССР.
Высшим органом власти СССР являлся Всесоюзный съезд Советов,избиравшийся из городских и губернских съездов Советов.
В период между съездами высшим органом власти был Центральный исполнительный комитет СССР - ЦИК СССР,который состоял из: союзногоСовета (избирался съездом Советов СССР из представителей союзных республик); Совета Национальностей(состоял из представителей союзных и автономных республик и автономных областей).
ЦИК СССР работал в сессионном порядке, в промежутках между сессиями с функциями высшего законодательного и исполнительного органа работал Президиум ЦИК СССР.
Совет народных комиссаров СССРявлялся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР. Он состоял из председателя СНК, его заместителей и 10 наркомов. Верховный Суд СССРнаделялся функциями судебного контроля и конституционного надзора. Правом вносить изменения в К обладал Всесоюзный съезд Советов.