Реформы государственного управления Александра I .
В рассматриваемый период Россия по форме правления оставалась абсолютной монархией. На фоне дальнейшей централизации и бюрократизации государственного аппарата формируются противоречия между феодально-крепостническим строем и развивающимися капиталистическими отношениями, углубляется кризис крепостнической системы, нашедший отражение во всех сферах жизни страны, укрепляются внешнеэкономические позиции России как многонационального государства. Вышеуказанные предпосылки обусловили государственные преобразования, результатом которых стало учреждение в 1810 г. Александром I Государственного совета, как высшего законосовещательного органа. Председателем Совета являлся император, который назначал членов Совета в количестве от 8 до 40. Основной функцией Совета являлась подготовка различных законопроектов и приведение всей правовой системы страны к единообразию. Совет состоял из 5 департаментов (законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии и дел царства Польского).
Реализация принципа разделения властей не могла не затронуть старейший государственный орган - Сенат. Рядом указов Сенат освобождался от выполнения законодательных и административных функций. Он превращался в государственный орган, осуществляющий публикацию законов, надзор за законностью и судебную власть. В результате этих преобразований Россия сделала важный шаг в направлении верховенства закона над властью. Понимая пагубность для России крепостного права, Александр I и его советники разработали план постепенной его ликвидации. Первым звеном этого плана стал указ от 20 ФВ 1803 о вольных хлебопашцах. Согласно указу, помещики получали право отпускать на волю своих крепостных и наделять их землёй. По этому указу в период царствования Александра I было отпущено на свободу относительно немного крестьян, чуть более 40 тыс. Его главное значение заключалось в др.: создавался юридический прецедент. Отныне по указу крестьяне получали право стать не только свободными, но и собственниками земли. Произошли изменения и в системе образования. В сёлах начали открываться приходские школы, в уездах - уездные училища, в губерниях - гимназии. В Санкт-Петербурге, Харькове, Казани и Варшаве были основаны университеты. 19 ОК 1811 в Царском Селе был основан знаменитый лицей, учеником которого был Пушкин А.С. Менее заметна деятельность правительства по совершенствованию местного управления. Россия очень страдала от произвола губернской и уездной администрации. С участием того же Сперанского М.М. были проведены ревизии ряда губерний и создана новая система местного управления Сибири. Правительство стало настойчиво вводить имперское законодательство на национальных окраинах, что нередко приводило к вспышкам протеста и даже вооружённой борьбе, как, напр., на Кавказе. В особом положении находились Польша и Финляндия, получившие при Александре I конституции, хотя и с очень ограниченными правами.
Вершиной политического творчества Сперанского М.М. стал конституционный проект 1809 под названием "Введение к уложению государственных законов". Проект предполагал установление в России конституционной монархии с разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную. Парламентский орган впервые в русской политической практике был назван Государственной думой. Высшей законодательной палатой объявлялся Государственный совет. Ряд государственных органов сохраняли свои прежние названия, но их функции существенно изменялись. В основу избирательной системы был положен не сословный принцип, а имущественный ценз, т.е. владение имуществом. Формально проект не затрагивал крепостного права, но созданная Сперанским М.М. правовая система не оставляла для него места. Проект Сперанского М.М. содержал в себе большую политическую силу, и поэтому почти столетие он держался в секрете и в полном виде стал известен только в н. XX в. Сперанскому М.М. и тем более Александру I было ясно, что разом внедрить новую государственную систему невозможно: слишком сильно было влияние консервативных кругов общества. Поэтому план стал внедряться по частям. Началу перемен положило учреждение министерств вместо прежних петровских коллегий, изрядно устаревших за прошедшее столетие. Министерства были учреждены 8 СН 1802, но первоначально они мало что изменили, т.к. сохранился чиновничий аппарат из коллегий. Только после появления общего плана Сперанского М.М. в 1811 министерства обрели окончательную структуру исполнительной власти.
28. Реформы государственного управления Александра I .”Введение к уложению государственных законов” М.М.Сперанского (2-ой вариант)
Россия этого периода - абсолютная монархия. Император возглавлял всю систему власти в стране, осуществлял объединение и координацию всех отраслей управления. В этот период монарх начинает рассматриваться не просто как «отец нации», что характерно для всех традиционных обществ, но и как хранитель законности. В начале XIX в. инициатором преобразований в сфере государственного устройства и социальных отношений выступил император Александр I (1801- 1825). Исследователи выделяют в царствовании Александра I два периода:
1) 1801 --1812 гг. - период подготовки реформ и стремление провести широкомасштабные преобразования либеральной направленности;
2) 1814--1825 гг. - во внутренней и внешней политике стали преобладать консервативные тенденции.
Реформаторская политика в России всегда была обусловлена целым рядом факторов, вследствие чего все реформы в той или иной степени имели общие характерные черты:
- реформы инициировались «сверху» - самодержцем;
- реформаторская деятельность всегда наталкивалась на сопротивление достаточно многочисленной «контрреформаторской партии»;
- судьба реформ всегда находилась в прямой зависимости от соотношения реформаторских и контрреформаторских сил;
- влияние реформ на последующее развитие страны нередко было двойственным. Успешные, последовательные преобразования предотвращали революционные потрясения, а реформы непродуманные или недоведенные до конца приближали их.
Реформы в области государственного управления:
1) в 1802 г. устаревшие коллегии, которые еще с Петровских времен являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министерств перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, финансов, коммерции и народного просвещения и др.;
2) в 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие и законотворческой деятельности выразилось в том, что он получил право делать «представления» императору по поводу устаревших законов. Постепенно шел процесс сужения компетенции Сената, который из высшего органа суда и надзора за правительственными учреждениями превратился в 20-е гг. XIX в. в высший судебный орган. Департаменты Сената являлись высшими апелляционными инстанциями для судов губерний.
Реформы в социальной сфере:
1) восстановлены Жалованные грамоты дворянству и городам;
2) расширены права купцов, мещан и казенных крестьян - им разрешили покупать у помещиков незаселенные земли, что разрушило монополию дворянства на владение землей;
3) улучшилось положение крепостных крестьян - помещики уже не могли, как раньше, ссылать своих крепостных в Сибирь без суда и следствия и получили указание освобождать своих крепостных обязательно с землей.
4) указы 1804-1805 гг. в определенной степени ограничивали крепостное право в Лифляндской и Эстляндской губерниях. Крестьян запрещалось продавать без земли. Они объявлялись наследственными владельцами своих земельных наделов. Их повинности фиксировались определенными комиссиями; вводились крестьянское самоуправление и крестьянские суды.
Реформы в области образования:
1) в 1803 г. было издано новое Положение «Обустройстве учебных заведений». В 1804 г. открылись Харьковский и Казанский университеты. Педагогический институт в Петербурге (с 1819 г. - университет). В 1811 г. основан Царскосельский лицей;
2) издан ряд законодательных актов, регламентирующих деятельность учебных заведений. Например, Университетский устав 1804 г. предоставил широкую самостоятельность Совету профессоров, разрешив выбирать ректора и деканов;
3) созданы органы управления просвещением и образованием. Особенно важную роль в выработке проекта реформ, направленных на общую демократизацию государственного строя в России, сыграл М. М. Сперанский (1772-1839), выдающийся государственный деятель. К концу 1809 г. он предоставил Александру I план государственных преобразований «Введение к Уложению государственных законов», по которому:
- рекомендовалось дать стране конституцию при сохранении института самодержавия;
- важнейшими характеристиками политической системы должны были стать законность, выборность определенной части чиновников и их личная ответственность;
- расширялись политические права купцов, мещан и государственных крестьян, которые наряду с дворянами должны были выбирать Государственную думу и распорядительные волостные, окружные и губернские думы, а также судебные органы;
- предусматривалось практическое воплощение в жизнь принципа разделения властей, четкое разграничение функций между законодательными, исполнительными и судебными учреждениями. Исполнительная власть должна быть сосредоточена в министерствах. Систему законодательных учреждений должны составлять думы - волостные, уездные, губернские и общегосударственные. Высшей судебной инстанцией становился Сенат. Высшим учреждением при императоре должен был стать Государственный совет, в котором сосредоточивались все законодательные, исполнительные и судебные функции и который становился связующим звеном между императором и всеми государственными структурами. Члены Государственного совета назначались царем.
Из всех предложений Сперанского были приняты лишь несколько:
- в 1809 г. издан Указ о придворных званиях, согласно которому служба при дворе не давала никаких привилегий, а лица, имеющие придворные звания, были обязаны поступить на гражданскую или воинскую службу;
- все чиновники должны были иметь соответствующее образование
- знать право, историю, географию, иностранный язык, статистику, математику и даже физику, и в том случае, если образование было домашним, надо было сдать определенные экзамены «на чин»;
- в 1810 г. Негласный совет (действовал с 1801 по 1810 гг.) был упразднен, и высшим законосовещательным органом стал Государственный совет;
- с 1811 г. начал действовать важный законодательный акт, определяющий основные принципы организационного устройства министров и порядок их деятельности,
- «Общее учреждение министерств». Принятие этого документа завершило министерскую реформу 1802 г.;