Государство и право в период буржуазно- демократической республики 32?

Наиболее важные дела рассматривались в мировых присутст­виях. В мае и июне 1917 г. принимаются акты, которыми устанавливались новые цензы для судей: для мировых — сред­нее образование и трехгодичный стаж чиновника, для окруж­ных судей — высшее образование и определенный стаж рабо­ты в госаппарате.

В самом начале революции (в марте) постановлением пра­вительства и по инициативе Петроградского совета стали учреждаться временные суды, состоявшие из мирового судьи и двух заседателей (рабочего и солдата). В их компетенцию входили дела местного масштаба. После июльских событий эти органы упраздняются.

В мае принимается закон «О временном устройстве мест­ного суда», включивший в состав мирового суда участковых и добавочных мировых судей. Членов мирового суда избирали волостные земские собрания и городские думы, утверждался их список мировым съездом.

В мае 1917 г. в стране возрождается система администра­тивной юстиции: в уездах стали действовать административ­ные судьи, в губерниях открылись административные отделе­ния окружных судов, административно-судебные функции были возложены на первый департамент Сената.

В апреле 1917г. вместо полиции учреждается милиция, на которую возлагались функции по охране общественного по­рядка, гражданской свободы, содействия органам власти. Кроме того, на милицию были возложены дополнительные функции по содействию органам судебного/ведомства и воен­ным органам. Отчитывалась милиция перед уездными зем­скими и городскими управами, а через них — перед думами.

В Петрограде в июле создается Управление уголовного розыска, подчиненное прокурору окружного суда и контро­лируемое прокурором судебной палаты. Формирование орга­нов розыска и дознание осуществлялись в рамках систем об­щего суда и местного самоуправления с целью усиления за ними контроля общественности и представительных орга­нов.

В компетенцию органов административной юстиции вхо­дило разрешение конфликтов между государственными орга­нами и общественными учреждениями. В сентябре в систему административной юстиции были включены земельные и продовольственные комитеты. .;

328 •VII.

Земельные комитеты на губернском, уездном, волостном уровнях были образованы в апреле 1917г. Цель, которая была поставлена перед ними, — подготовка земельной реформы для ее окончательного утверждения на Учредительном собра­нии. В задачи земельных комитетов входили сбор сведений по земельным делам, надзор за эксплуатацией национализи­рованных земель, урегулирование земельных споров.

К компетенции Главного земельного комитета относи­лись: обобщение данных и составление проектов земельных реформ, руководство местными комитетами, отмена в случае необходимости их решений, созыв съездов земельных коми­тетов. Функции губернских и уездных комитетов — подготов­ка представлений о помехах на пути земельной реформы, ограничение действий частных лиц, связанных с бесхозяйст­венным владением, разрешение споров о владении.

Члены земельных комитетов избирались земскими собра­ниями, городскими думами, мировыми съездами и состояли из членов уездных или волостных земельных комитетов, ок­ружных судов, представителей Министерства финансов и Министерства земледелия. Уездные земельные комитеты со­стояли из делегатов волостей, земств и городов, земельного агронома и статистика. Губернские комитеты — из представи­телей уездных комитетов, экономических отделов губерн­ских земских управ, члена окружного суда и представителя Министерства земледелия.

В состав Главного комитета входили: министр земледе­лия, назначенные правительством члены, представители Всероссийского совета крестьянских депутатов, временного комитета Государственной думы, Всероссийского Совета ра­бочих депутатов, Всероссийского совета кооперативов, пред­ставители политических партий и научных экономических обществ.

В сентябре 1917 г. были созданы полевые земельные суды, призванные разрешить дела о земельных спорах и беспоряд­ках.

Для разрешения конфликтов на промышленных предпри­ятиях в августе 1917 г. создавались примирительные камеры в территориальных районах или отраслях промышленности. Второй инстанцией для решения этих споров стали третей­ские суды.


Наши рекомендации