Государства и права россии. задачи исторического изучения права

История государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, а также развитие системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права.

Становление государственных и правовых феноменов в данном курсе рассматривается в определенных пределах, как временных, так и пространственных. Временной предел — с момента возникновения государственности до сегодняшнего состояния государственной и правовой системы, пространст­венный — территории, занимаемые Русским или Российским государством на протяжении всего исторического времени (ГХ-ХХвв.).

История государства России включает в себя как отдель­ные факты, прежде всего юридические, так и закономернос­ти исторического развития, обосновывает основные причи­ны и следствия таких явлений, как возникновение, расцвет и упадок государственных систем и институтов. Организация и деятельность этих органов (органы власти, управления (центральные и местные) и юстиции) рассматриваются как в отдельности, так и в целом, в системе. Важно представлять цельную картину и обстоятельства их эволюции и взаимодей­ствия.

В истории права главное внимание уделяется возникнове­нию правовых систем, кодификаций, а также отдельных пра­вовых актов. Формы их могут быть разнообразными — мани­фесты, указы, грамоты, постановления и т. п. В курсе изучает­ся процесс возникновения различных отраслей права (уго-

ловного, гражданского, административного, процессуально­го и т. д.) и анализируются содержание и структура наиболее значимых юридических норм.

В курсе истории государства и права России исследуются взаимодействие и взаимообусловленность государственных структур (типы власти, государственного устройства, орга­нов и механизмов управления и т. д.) и правовых институтов (кодификаций, отдельных норм, отраслей права и г. п.).

История государства и права России изучает юридичес­кий быт и правовую культуру народов, населявших ее терри­торию. Государство возникает на основе племенных террито­риальных объединений. Право рождается из обычая. Эти факты — исходные для изучения процесса государственно-правового развития. Доюридичсскими феноменами, из кото­рых позже появляются государственные и правовые образо­вания, специально занимаются прикладные дисциплины:

юридическая археология и историческое правоведение.

Многочисленные факгы из истории разных народов тре­буют сравнительного изучения. Сравнительно-исторический метод позволяет выявить общие закономерности развития государства и права у разных народов, на разных территори­ях и в разные исторические эпохи.

Главная методологическая предпосылка курса — истори­ческая преемственность в развитии государства и права. Все государственные и правовые явления вырастают из предше­ствующих и трансформируются в будущие формы. «Связь времен» позволяет рассматривать все явления в единой исто­рической перспективе. Развитие может осуществляться плав­но или скачками (эволюция, революция); возможны возврат к утраченным институтам (полный или частичный), разрыв или прекращение дальнейшего развития.

Юридический быт складывается из различного рода обы­чаев (обрядов, ритуалов), действий, правил и органов, с по­мощью которых осуществляется правовая деятельность. Дей­ствия людей основываются на их представлениях о справед­ливом и несправедливом, законном и незаконном. Юриди­ческий быт может иметь разные уровни развития — прими­тивный или сложный. Важная его составляющая — судебная практика, которая является одним из источников права. Дру­гой источник — обычай. Обычаи существуют в обществе как

Введение в курс

неправовые явления (традиция, «так принято»). Но когда их берет под свою защиту государство, обычаи становятся ис­точником права, нормой права. На более высоком уровне развития юридического быта и юридической техники источ­ником права становится закон в широком смысле слова. Это могут быть разнообразные по форме нормы права, но их общим признаком является то, что они принимаются компе­тентным органом, а не заимствуются из обычая или практи­ки.

Периодизация курса истории государства и права России обусловлена несколькими факторами. Главные из них — раз­витие социально-экономического уклада общества (уровень экономического, технического развития, формы собствен­ности) и государственное развитие. Правоведа в истории ин­тересуют прежде всего государственно-правовые формы, факты и явления. Курс разделен на несколько периодов:

Древняя Русь (1Х—ХП вв.);

период самостоятельных феодальных государств Древ­ней Руси (ХП-ХГУ вв.);

Русское (Московское) государство (XV—XVII вв.);

Российская империя периода абсолютизма (XVIII — сере­дина XIX в.);

Российская империя периода перехода к буржуазной мо­нархии (середина XIX — начало XX в.);

Россия в период буржуазно-демократической республики (февраль — октябрь 1917 г.);

период социалистической революции и создание Совет­ского государства (1918—1920 гг.); .

переходный период или период нэпа (1921—1930 гг.);

период государственно-партийного социализма (1930 — начало 1960-х гг.); ' "

период кризиса социализма (1960—1990-е гг.).

Данная периодизация курса в значительной степени ус­ловна. Тем не менее в ее рамках удается рассмотреть основ­ные государственные и правовые изменения и тенденции. Особая дробность периодов на последних этапах истории государства и права России объясняется исключительной значимостью исторического материала для анализа совре­менных проблем и его объемом.


Наши рекомендации