Государства и права россии. задачи исторического изучения права
История государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, а также развитие системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права.
Становление государственных и правовых феноменов в данном курсе рассматривается в определенных пределах, как временных, так и пространственных. Временной предел — с момента возникновения государственности до сегодняшнего состояния государственной и правовой системы, пространственный — территории, занимаемые Русским или Российским государством на протяжении всего исторического времени (ГХ-ХХвв.).
История государства России включает в себя как отдельные факты, прежде всего юридические, так и закономерности исторического развития, обосновывает основные причины и следствия таких явлений, как возникновение, расцвет и упадок государственных систем и институтов. Организация и деятельность этих органов (органы власти, управления (центральные и местные) и юстиции) рассматриваются как в отдельности, так и в целом, в системе. Важно представлять цельную картину и обстоятельства их эволюции и взаимодействия.
В истории права главное внимание уделяется возникновению правовых систем, кодификаций, а также отдельных правовых актов. Формы их могут быть разнообразными — манифесты, указы, грамоты, постановления и т. п. В курсе изучается процесс возникновения различных отраслей права (уго-
ловного, гражданского, административного, процессуального и т. д.) и анализируются содержание и структура наиболее значимых юридических норм.
В курсе истории государства и права России исследуются взаимодействие и взаимообусловленность государственных структур (типы власти, государственного устройства, органов и механизмов управления и т. д.) и правовых институтов (кодификаций, отдельных норм, отраслей права и г. п.).
История государства и права России изучает юридический быт и правовую культуру народов, населявших ее территорию. Государство возникает на основе племенных территориальных объединений. Право рождается из обычая. Эти факты — исходные для изучения процесса государственно-правового развития. Доюридичсскими феноменами, из которых позже появляются государственные и правовые образования, специально занимаются прикладные дисциплины:
юридическая археология и историческое правоведение.
Многочисленные факгы из истории разных народов требуют сравнительного изучения. Сравнительно-исторический метод позволяет выявить общие закономерности развития государства и права у разных народов, на разных территориях и в разные исторические эпохи.
Главная методологическая предпосылка курса — историческая преемственность в развитии государства и права. Все государственные и правовые явления вырастают из предшествующих и трансформируются в будущие формы. «Связь времен» позволяет рассматривать все явления в единой исторической перспективе. Развитие может осуществляться плавно или скачками (эволюция, революция); возможны возврат к утраченным институтам (полный или частичный), разрыв или прекращение дальнейшего развития.
Юридический быт складывается из различного рода обычаев (обрядов, ритуалов), действий, правил и органов, с помощью которых осуществляется правовая деятельность. Действия людей основываются на их представлениях о справедливом и несправедливом, законном и незаконном. Юридический быт может иметь разные уровни развития — примитивный или сложный. Важная его составляющая — судебная практика, которая является одним из источников права. Другой источник — обычай. Обычаи существуют в обществе как
Введение в курс
неправовые явления (традиция, «так принято»). Но когда их берет под свою защиту государство, обычаи становятся источником права, нормой права. На более высоком уровне развития юридического быта и юридической техники источником права становится закон в широком смысле слова. Это могут быть разнообразные по форме нормы права, но их общим признаком является то, что они принимаются компетентным органом, а не заимствуются из обычая или практики.
Периодизация курса истории государства и права России обусловлена несколькими факторами. Главные из них — развитие социально-экономического уклада общества (уровень экономического, технического развития, формы собственности) и государственное развитие. Правоведа в истории интересуют прежде всего государственно-правовые формы, факты и явления. Курс разделен на несколько периодов:
Древняя Русь (1Х—ХП вв.);
период самостоятельных феодальных государств Древней Руси (ХП-ХГУ вв.);
Русское (Московское) государство (XV—XVII вв.);
Российская империя периода абсолютизма (XVIII — середина XIX в.);
Российская империя периода перехода к буржуазной монархии (середина XIX — начало XX в.);
Россия в период буржуазно-демократической республики (февраль — октябрь 1917 г.);
период социалистической революции и создание Советского государства (1918—1920 гг.); .
переходный период или период нэпа (1921—1930 гг.);
период государственно-партийного социализма (1930 — начало 1960-х гг.); ' "
период кризиса социализма (1960—1990-е гг.).
Данная периодизация курса в значительной степени условна. Тем не менее в ее рамках удается рассмотреть основные государственные и правовые изменения и тенденции. Особая дробность периодов на последних этапах истории государства и права России объясняется исключительной значимостью исторического материала для анализа современных проблем и его объемом.