Понятие конфликта интересов на государственной гражданской службе и меры по его предотвращению.
Согласно ст. 19 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» конфликт интересов проявляется в ситуации, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организацией, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам.
Под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц близкого родства (или свойства), а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами. В случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.
Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы в порядке, установленном настоящим федеральным законом.
Для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта РФ по управлению гражданской службой образуются комиссии по урегулированию конфликта интересов.
Комиссия по урегулированию конфликта интересов образуется правовым актом государственного органа. В состав комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, являющийся стороной конфликта интересов, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемых органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов-специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.
Составы комиссий по урегулированию конфликта интересов формируются таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые комиссиями решения. Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих РФ и урегулированию конфликтов интересов утверждается указом Президента РФ.
Для того чтобы не допускать конфликта интересов, а также контролировать незаконные доходы (неосновательное обогащение) гражданских служащих, естественно, важно и необходимо постоянно следить за их законными (основательными) доходами. С этой целью в данном федеральном законе в ст. 20 предусматривается представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного содержания.
В ней говорится, что гражданин при поступлении на гражданскую службу, а также гражданский служащий ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляют представителю нанимателя сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Эти сведения являются информацией конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.
Практика показывает, что конфликт интересов проявляется по-разному в зависимости от сферы деятельности. Правительство РФ приняло пока постановления по урегулированию конфликта интересов в сфере накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, а также в отношении должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, вовлеченных в процесс регулирования, контроля и надзора в сфере обязательного пенсионного страхования, должностных лиц Пенсионного фонда РФ и членов Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений.
В дополнение к Федеральному закону «О государственной гражданской службе РФ» в этих постановлениях введен ряд основополагающих положений, позволяющих более обстоятельно охарактеризовать данный закон. В частности, здесь даны очень важные, с точки зрения конфликтологии, категории «материальная выгода», «личная выгода» и «предконфликтная ситуация». Поскольку эти два документа имеют идентичный характер, то вполне возможен анализ лишь одного из них.
Так, в положении о жилищном обеспечении военнослужащих говорится, что материальная выгода — это экономическая выгода в денежной или натуральной форме, которую можно оценить и определить в качестве дохода в соответствии с налоговым законодательством РФ. В отличие от нее, личная выгода, не являющаяся материальной выгодой, выражается в достижении лицом очевидных личных целей, даже если такая выгода не привела к получению материальной выгоды. При этом следует сказать, что не являются личной выгодой повышение по службе и объявление благодарности.
Предконфликтная ситуация складывается тогда, когда у должностных лиц и членов Совета по инвестированию накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих при осуществлении ими своей профессиональной деятельности возникает конфликт интересов. Подобное положение возможно в тех случаях, когда указанные лица или их близкие родственники: а) в течение последних 12 месяцев состояли в трудовых или гражданско-правовых отношениях с юридическими лицами, принимающими участие в конкурсе по отбору специализированного депозитария и управляющих компанией для заключения с ними уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих; б) владеют долями в капитале, паями, акциями, облигациями и иными ценными бумагами, эмитентами которых являются юридические лица, принимающие участие в конкурсе и (или) являющиеся субъектами отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений в соответствии с законодательством РФ и их аффилированные лица. Из этого правила, естественно, выпадают государственные гражданские служащие — собственники ценных бумаг, передавшие их в доверительное управление в соответствии с законодательством РФ о государственной гражданской службе; в) получили в течение последних 12 месяцев вознаграждения (денежную плату, призы, подарки, скидки, безвозмездные услуги и т.п.) и (или) иную выгоду от юридических лиц, принимающих участие в конкурсе и (или) являющихся субъектами отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений в соответствии с законодательством РФ, и их аффилированных лиц; г) имеют обязательства имущественного характера в отношении юридических лиц, принимающих участие в конкурсе и (или) являющихся субъектами отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений в соответствии с законодательством РФ, и их аффилированных лиц.
По последним двум случаям («в» и «г») исключение составляют уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, а также федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Должностные лица и члены Совета обязаны ежегодно информировать (в письменной форме) о наличии или отсутствии предконфликтной ситуации с их участием соответственно руководителя уполномоченного федерального органа исполнительной власти или председателя Совета в срок, установленный для представления государственными гражданскими служащими сведений о доходах, а новые члены Совета — при их включении в состав Совета. Указанные лица обязаны сообщать о возникновении предконфликтной ситуации с их участием в 10-дневный срок с даты возникновения.
Если должностное лицо сообщило о возникновении предконфликтной ситуации, руководитель соответствующего уполномочено федерального органа исполнительной власти принимает меры по недопущению возникновения конфликта интересов, связанного с осуществлением должностным лицом соответствующих полномочий. Им принимаются меры, во-первых, по усилению контроля за исполнением должностным лицом его профессиональной деятельности, в ходе которого может быть урегулирован конфликт интересов, а, во-вторых, по исключению возможности принятия должностным лицом единоличных решений по вопросам, с которыми связан конфликт интересов.
В случае, если принимаемые меры не позволяют предотвратить конфликт интересов, руководителем уполномоченного федерального органа исполнительной власти или представителем указанного руководителя или лицом, выполняющим полномочия нанимателя, принимается решение об отстранении должностного лица от исполнения должностных обязанностей, в ходе которых может быть реализован конфликт интересов.
Если руководитель уполномоченного федерального органа исполнительной власти не принял меры по недопущению возникновения конфликта интересов, к нему применяется дисциплинарное взыскание в соответствии с законодательством РФ. Когда стороной конфликта интересов является либо может явиться сам руководитель уполномоченного федерального органа исполнительной власти, в отношении его принимаются меры в соответствии с законодательством РФ. При обнаружении предконфликтной ситуации, о которой должностное лицо знало, но не сообщило руководителю соответствующего уполномоченного федерального органа исполнительной власти, к этому должностному лицу применяется дисциплинарное взыскание в соответствии с законодательством РФ.