Порядок проведения аттестации и квалификационного экзамена государственных гражданских служащих РФ.

В период прохождения гражданской службы в деятельности государственных органов под влиянием изменяющихся условий (политических, экономических, организационных, информационных, социально-технологических и др.) происходит существенное изменение требований к их руководителям и специалистам.

Это обусловливает необходимость периодической оценки знаний, умений и навыков гражданских служащих, установления их служебно-должностного соответствия к замещаемым должностям. Этим целям служит предусмотренная Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 48) аттестация гражданских служащих.

В соответствии с действующим законодательством и сложившейся практикой аттестация представляет собой проверку квалификации работника.

Аттестация регулируется нормами новейшего служебного законодательства. В соответствии с российским законодательством гражданский служащий подлежит аттестации один раз в три года. Законом допускается проведение и внеочередной аттестации: а) по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности; б) после принятия представителем нанимателя в установленном порядке решения о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе или об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

Аттестации подлежат все гражданские служащие, кроме замещающих должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», в случае, если с указанными гражданскими служащими заключен срочный служебный контракт (ч. 3. Закона № 79-ФЗ). Положением об аттестации определено, что очередную аттестацию не проходят гражданские служащие, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Причем аттестация указанных служащих проводится не ранее, чем через год после выхода из отпуска. Кроме названных, аттестации не подлежат служащие, проработавшие в занимаемой должности менее года, в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена, а также достигшие 60 лет.

Аттестация организуется государственным органом (его администрацией) с целью рационального использования имеющегося кадрового состава. В Положении о проведении аттестации государственных гражданских служащих определены порядок и условия подготовки и проведения аттестации.

В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов (не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии)

В случае, если аттестации подлежит служащий, использующий в своей работе сведения, составляющие государственную тайну, аттестационная комиссия комплектуется из специалистов, допущенных к государственной тайне.

На заседании аттестационной комиссии должно присутствовать не менее двух третей ее членов (ст. 18 Положения об аттестации). В Законе № 79-ФЗ и Положении об аттестации количественный состав аттестационной комиссии не регламентируется. Но из содержания ч. 10 ст. 48 закона вытекает, в ее составе должно быть не менее 7-9 высококвалифицированных специалистов. Кроме того, к комиссии должны быть прикомандированы обеспечивающие специалисты по оформлению необходимых документов по обсуждаемым вопросам.

Члены комиссии, в соответствии с Положением об аттестации, должны на основе представленных документов, сообщения аттестуемого служащего, а в случае необходимости и сообщения его непосредственного руководителя объективно и доброжелательно оценить профессиональную служебную деятельность служащего. Оценка базируется на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности. В процессе оценки должны учитываться результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента, его профессиональные знания и опыт работы, соблюдение им ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а при аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, — также организаторские способности.

Представителем нанимателя утверждается (ежегодно) график проведения аттестации с указанием даты, времени и места проведения, а также даты представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих подразделений государственного органа. График доводится до сведения каждого аттестуемого служащего не менее чем за месяц до начала аттестации; не менее чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении служащим должностных обязанностей за аттестационный период, с перечнем основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых служащий принимал участие, а также с мотивированной оценкой профессиональных, личностных качеств и результатов его профессиональной служебной деятельности.

Не позже чем за неделю до начала аттестации кадровая служба государственного органа должна ознакомить аттестуемого с представленным отзывом. (В случае несогласия гражданского служащего с содержанием отзыва, он вправе представить заявление об этом, должностные сведения о своей профессиональной служебной деятельности или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя).

Аттестация проводится в присутствии гражданского служащего. Заочная аттестация не допускается. Законом предусмотрено: в случае неявки на заседание комиссии без уважительной причины или отказа от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности, а аттестация переносится на более поздний срок (ч. 14. ст. 48 Закона № 79-ФЗ).

Если процесс обсуждения профессиональных, личностных и иных качеств служащего носит открытый характер, то решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии.

Аттестационной комиссией принимается одно из четырех решений: 1) соответствует занимаемой должности гражданской службы; 2) соответствует занимаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста; 3) соответствует занимаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации; 4) не соответствует занимаемой должности гражданской службы.

Принятое аттестационной комиссией решение заносится в аттестационный лист, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, присутствовавшими на заседании. Гражданский служащий непосредственно после подведения итогов голосования знакомится с аттестационным листом под расписку.

Материалы аттестации гражданского служащего (протокол заседания комиссии, отзыв об исполнении аттестуемым должностных обязанностей, сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов, пояснительная записка или заявление служащего в случае его несогласия с содержанием отзыва непосредственного руководителя) не позднее, чем через семь дней после проведения заседания, представляется представителю нанимателя, на основании которых в течение месяца издается правовой акт государственного органа или принимается решение представителя нанимателя о сохранении или изменении правового статуса гражданского служащего.

Аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв непосредственного руководителя, хранятся в личном деле гражданского служащего

В случае несогласия с результатами аттестации и принятым решением, гражданскому служащему предоставлено право обжаловать их. Интересы гражданского служащего защищаются процедурой обжалования, предусмотренной ч. 24. ст. 48 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Одной из фундаментальных основ государственной гражданской службы являются классные чины, которые присваиваются гражданским служащим в соответствии с занимаемой должностью в пределах группы должностей гражданской службы (ч. 1. ст. 11 Закона № 79-ФЗ). Частью 2 этой же статьи установлено, что гражданским служащим, занимающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

Квалификационный экзамен — одно из средств обеспечения реализации принципа профессионализма и компетентности, закрепленного в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 4). Квалификационный экзамен призван определить, насколько гражданский служащий владеет процедурами деятельности государственного органа, знает свои права и обязанности, умеет осуществлять функции и действия, предусмотренные законодательством, должностным регламентом и инструкциями.

Законом (ч. 1 ст. 49) определено, что квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, замещающие без ограничения срока полномочий (т.е. заключившие служебные контракты на неопределенный срок) должности гражданской службы категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты» и только исключительно в тех случаях, которые специально определены Президентом РФ, квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, замещающие должности категории «руководители».

Порядок сдачи квалификационного экзамена гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта РФ или их аппаратах, регламентирован соответствующим Положением, утвержденным Президентом РФ1.

Положением об экзамене определены основания и периодичность проведения квалификационного экзамена.

Квалификационный экзамен обязательно проводится:

♦ после успешного завершения испытания (не ранее, чем через три месяца после назначения гражданского служащего на должность гражданской службы);

♦ при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему первого класса чина по занимаемой должности;

♦ при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему очередного классного чина по замещаемой должности (по истечение срока, установленного для прохождения службы в предыдущем классном чине и при условии, что он замещает должность, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый гражданскому служащему);

♦ при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему классного чина после назначения его на более высокую должность гражданской службы, если для этой должности предусмотрен более высокий классный чин, чем тот, который имеет гражданский служащий.

В соответствии со ст. 8 Положения об экзаменах, квалификационный экзамен проводится конкурсной или аттестационной комиссией в порядке, установленном для проведения заседаний таких комиссий. Составы конкурсной и аттестационной комиссии определены соответственно ч. 8. ст. 22 и ч. 10. ст. 48 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Главным условием проведения качественной оценки служащего является формирование независимой и высококвалифицированной аттестационной комиссии.

В Российской Федерации законодателем четко определена периодичность проведения квалификационно-экзаменационной процедуры — не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года (ч. 2. ст. 49 Закона № 79-ФЗ). Той же статьей (ч. 3) допускается возможность внеочередного проведения экзамена по инициативе гражданского служащего. В этом случае квалификационный экзамен проводится не позднее, чем через три месяца после дня подачи гражданским служащим письменного заявления о присвоении классного чина.

В организационном плане, проведение квалификационного экзамена во многом совпадает с осуществлением аттестационных процедур.

Квалификационный экзамен проводится по решению представителя нанимателя. В решении указывается дата и время проведения экзамена, список лиц, которые должны сдавать экзамены, перечень документов, необходимых для квалификационного экзамена.

Решение о предстоящей сдаче квалификационного экзамена доводится до сведения гражданского служащего не позднее, чем за месяц до его проведения. В этот же срок непосредственный руководитель служащего, направляет в комиссию отзыв об уровне знаний, навыков и умений (профессионального уровня) гражданского служащего и о возможности присвоения ему соответствующего классного чина.

Не менее, чем за две недели до экзамена, служащий знакомится с отзывом и, если считает его не вполне объективным, подает в комиссию заявление о своем несогласии с отзывом.

Решение о результате квалификационного экзамена выносится комиссией в отсутствии гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих членов комиссии. При равенстве голосов, служащий признается сдавшим квалификационный экзамен.

По результатам экзамена выносится одно из следующих решений:

а) признать, что гражданский служащий сдал квалификационный экзамен, и рекомендовать его для присвоения классного чина;

б) признать, что гражданский служащий не сдал квалификационный экзамен.

Результат квалификационного экзамена заносится в экзаменационный лист, с которым гражданский служащий знакомится под роспись.

На основании результатов квалификационного экзамена представитель нанимателя либо принимает решение о присвоении в установленном порядке классного чина государственного советника гражданской службы РФ 1, 2, 3 класса, референта государственной гражданской службы РФ 1, 2, 3 класса, секретаря государственной гражданской службы 1, 2, 3 класса гражданским служащим, занимающим соответствующие должности, ведущей, старшей и младшей групп, либо направляет представление о присвоении указанному гражданскому служащему классного чина в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

Гражданскому служащему, не сдавшему квалификационный экзамен, предоставлено право выступить с инициативой о проведении повторного квалификационного экзамена не ранее, чем через шесть месяцев после проведения данного экзамена.

Так же, как и при несогласии с результатами аттестации, при несогласии с результатами квалификационного экзамена гражданский служащий вправе обжаловать решение комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Основания и порядок привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности.

Основанием дисциплинарной ответственности является совершение государственным гражданским служащим дисциплинарного проступка. Дисциплинарный проступок проявляется в виновном противоправном неисполнении или ненадлежащем исполнении гражданским служащим должностных обязанностей. Понятие дисциплинарного проступка и виды дисциплинарных взысканий, применяемых к государственным гражданским служащим, определены в статье 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Кроме того, дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих может устанавливаться: а) иными федеральными законами; б) законами субъектов Российской Федерации; в) указами Президента Российской Федерации; г) административными регламентами государственных органов; д) должностными регламентами государственных гражданских служащих («г» и «д» предусмотрены в п. 2 ч. 2 ст. 47 ФЗ № 79).

Дисциплинарный проступок является основанием привлечения государственного гражданского служащего к дисциплинарной ответственности. Дисциплинарным проступком, на основании ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», является неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей.

Субъектом дисциплинарной ответственности является только гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы (ст. 13). К служащему, который уволился с гражданской службы, не может быть применено дисциплинарное взыскание.

За совершение дисциплинарного проступка к государственному гражданскому служащему применяется дисциплинарное взыскание. Перечень взысканий, предусмотренных ч. 1 ст. 57 ФЗ № 79, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Иные нормативные правовые акты не могут предусматривать дисциплинарные взыскания, применяемые к гражданским служащим.

Закон устанавливает следующие виды взысканий:

1)замечание;

2)выговор;

3)предупреждение о неполном должностном соответствии;

4)освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5)увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, пп. «а»-«г» п. 3, п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ.

Право выбора конкретного дисциплинарного взыскания принадлежит представителю нанимателя. При применении такой нормы взыскания, как увольнение, необходимо учитывать, что оно допускается лишь в случаях, прямо предусмотренных Федеральным законом № 79-ФЗ (п. 2 пп. «а»-«г», п. 3, 5, 6 ч. 1 ст. 37). За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Представитель нанимателя вправе, но не обязан, привлекать гражданского служащего к дисциплинарной ответственности. Он может ограничиться устным замечанием, анализом допущенных нарушений должностного регламента, беседой и т.п. В период предупреждения о расторжении служебного контракта по инициативе гражданского служащего (ст. 36) последний может быть подвергнут дисциплинарному взысканию, так как его служебные отношения прекращаются лишь по истечении срока предупреждения.

В отличие от поощрений, которые могут применяться в различных сочетаниях, меры дисциплинарного воздействия применяются по одному. Дисциплинарный проступок может повлечь за собой наложение единственного дисциплинарного взыскания по выбору представителя нанимателя. Однако если неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине гражданского служащего возложенных на него должностных обязанностей продолжалось, несмотря на наложение дисциплинарного взыскания, допустимо применить к нему новое дисциплинарное взыскание, в т.ч. увольнение.

До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме.

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. Порядок проведения служебной проверки установлен ст. 59 Федерального закона № 79-ФЗ.

Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. Решение об организации служебной проверки в отношении гражданского служащего, независимо от того, по чьей инициативе она проводится (представителя нанимателя или гражданского служащего), принимается в виде соответствующего акта (приказа, распоряжения и т.п.). В акте указываются: факты, послужившие основанием для принятия решения об организации служебной проверки; цель служебной проверки; состав лиц, проводящих проверку, с указанием должностей, фамилий, имен и отчеств; должность, фамилия, имя и отчество лица, в отношении которого проводилась проверка; дата начала и сроки проведения служебной проверки.

При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

2) вина гражданского служащего;

3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

1)давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

2)обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;

3)ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:

1) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;

2) предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка, в течение которых представитель нанимателя может привлечь гражданского служащего к дисциплинарной ответственности.

При исчислении срока не учитываются периоды отсутствия гражданского служащего на службе по уважительным причинам. Таковыми могут быть болезнь, отпуск (ежегодный, учебный, без сохранения заработной платы), командировка, использование отгулов, прохождение повышения квалификации и т.п. Не учитывается при исчислении срока и время служебной проверки, которая не может превышать одного месяца (ст. 59).

Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в пятидневный срок. Если гражданский служащий отказался от подписи, этот факт удостоверяется специальным актом. В том случае, когда подвергшийся наказанию гражданский служащий отсутствует на службе в период издания приказа, распоряжения в силу болезни, нахождения в командировке и т.п., копия акта вручается ему в первый день выхода на службу.

Гражданский служащий, полагающий, что дисциплинарное взыскание применено к нему неправомерно, имеет право обжаловать его в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд общей юрисдикции (ст. 70 ФЗ № 79).

Дисциплинарное взыскание действует в течение одного года со дня его применения, если в этот период гражданский служащий не подвергался новым взысканиям. Гражданский служащий, который не подвергнут в течение одного года новому дисциплинарному взысканию, считается не имеющим дисциплинарного взыскания. По истечении года взыскание снимается автоматически, то есть без издания специального акта. С этого момента гражданский служащий считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию. Однако если в течение года со дня применения взыскания гражданский служащий совершил дисциплинарный проступок и на него вновь наложено дисциплинарное взыскание, первоначальное взыскание сохраняет силу и учитывается вместе с последним. Данный факт учитывается при увольнении за неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей (п. 2 ч. 1 ст. 37 ФЗ № 79).

Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя. Досрочное снятие дисциплинарного взыскания возможно по истечении любого периода с момента его наложения, поскольку закон не устанавливает четких правил и минимальных сроков действия дисциплинарного взыскания. Оно оформляется актом государственного органа (приказом, распоряжением, постановлением).

При освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы в порядке дисциплинарного взыскания он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.

Наши рекомендации