Поступление на государственную гражданскую службу.
В соответствии с п. 1 ст. 22 ФЗ № 79 способом замещения гражданином РФ должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности определен конкурсный отбор.
Федеральный закон и конкретизирующий его указ Президента РФ от 1 февраля 2005 года № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» четко определяют порядок и условия проведения конкурса.
Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к данной должности. Положение о конкурсе, утвержденное Указом Президента РФ, определяет, что право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет и владеющие государственным языком Российской Федерации.
Гражданин, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в государственный орган необходимые документы в течение 30 дней со дня объявления конкурса.
Несвоевременное предоставление документов без уважительной причины, представление их в неполном объеме или с нарушением правил оформления являются основанием для отказа гражданину в их приеме. При несвоевременном представлении документов, представлении их в неполном объеме или с нарушением правил оформления по уважительной причине представитель нанимателя вправе перенести срок их приема.
Претенденту на замещение вакантной должности может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к данной должности, а также в связи с законодательными ограничениями для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.
Отказ направляется претенденту в письменной форме с обоснованием причин отказа.
Положением определен и порядок участия в конкурсе на вакантную должность действующих гражданских служащих, независимо от того, какую должность он замещает на период конкурса. Гражданский служащий, изъявивший желание принять участие в конкурсе, направляет заявление на имя представителя нанимателя. Кадровая служба государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, обеспечивает ему получение необходимых документов для участия в объявленном конкурсе.
Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе государственный орган публикует объявление о приеме документов для участия в конкурсе не менее чем в одном периодическом печатном издании, а также размещает информацию о проведении конкурса на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования. Необходимые документы от претендентов принимаются в течение 30 дней со дня объявления об их приеме.
Затем осуществляется проверка достоверности сведений, предоставленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также, в случае необходимости, проводится процедура оформления допуска претендента к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.
Только после этих организационно-правовых действий представитель нанимателя принимает решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса. При этом не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа он направляет соответствующее сообщение гражданам (гражданским служащим), допущенным к участию в конкурсе.
Если на первом этапе конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, представитель нанимателя может принять решение о проведении повторного конкурса.
Для проведения конкурса государственным органом образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. В государственном органе допускается образование нескольких конкурсных комиссий для различных категорий и групп должностей гражданской службы. Состав конкурсных комиссий, сроки и порядок их работы, а также методика проведения конкурса определяется правовым актом государственного органа.
В соответствии с законодательством в состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности), представитель федерального или субъектного органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.
Конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности.
При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований к вакантной должности, положений должностного регламента по данной должности, а также иных положений, установленных законодательством о гражданской службе.
Заседание конкурсной комиссии проводится при наличии не менее двух кандидатов и присутствии при этом не менее двух третей общего числа ее членов.
Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствии кандидата и является основанием для назначения его на вакантную должность либо отказа в таком назначении.
Кандидат, участвовавший в конкурсе, вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с законом о гражданской службе.
По результатам конкурса издается акт представителя нанимателя о назначении победителя конкурса на вакантную должность, и с ним заключается служебный контракт. В соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ назначение на должность может осуществляться и без конкурсной процедуры. Как определено ст. 22 этого закона, конкурс не проводится:
а) в случае назначения на замещаемую на определенный срок полномочий должность категории «руководители и помощники (советники)»;
б) в случае назначения на должность гражданской службы категории «руководители», назначение и освобождение осуществляется Президентом или Правительством Российской Федерации;
в) в случае заключения со служащим срочного служебного кон тракта;
г) в случае назначения гражданского служащего на иную должность при обстоятельствах, предусмотренных законом;
Такими особыми обстоятельствами в соответствии с Федеральным законом № 79 являются предоставление служащему иной должности гражданской службы в связи с ослаблением его здоровья, сокращением должности либо реорганизацией или ликвидацией государственного органа; направлением служащего на переподготовку или повышение квалификации.
д) в случае назначения на должность претендента, состоящего в кадровом резерве.
В ст. 22 Федерального закона о гражданской службе предусматривается также положение, согласно которому конкурс может не проводиться. Это положение вступает в силу:
а) в случае назначения на должность, исполнение обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
Перечень таких должностей утвержден указом Президента Российской Федерации. Решение о том, проводить или не проводить по замещению должности конкурс, принимает руководитель государственного органа, на которого в соответствии с законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. Федерального закона от 6 октября 1997 г. № 131-ФЗ) возложена ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну. Если руководитель принимает решение о проведении конкурса, он обеспечивает при этом также осуществление проверочных мероприятий и оформление допуска к сведениям, составляющим государственную тайну
б) в случае, когда представителем нанимателя принимается решение не проводить конкурсный отбор на должность младшей группы.
Служебным законодательством 1995 года конкурс на младшие должности не предусматривался. Это было связано с их местом и ролью в иерархии должностей государственной службы, невысокими квалификационными требованиями и низким социальным статусом. Однако в настоящее время в связи с информатизацией и компьютеризацией государственной службы требования к младшим служебным должностям резко возросла. Представитель нанимателя поэтому имеет в соответствии с новейшим служебным законодательством возможность принять решение о проведении конкурса по младшим должностям и тем самым провести отбор наиболее подготовленных претендентов, способных осуществлять профессиональную служебную деятельность в современных условиях.
Содержание и порядок заключения служебного контракта на государственной гражданской службе.
Ст. 23 (ч. 1) Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяет служебный контракт как соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы.
В служебном контракте выступают две стороны: представитель нанимателя (государства) и физическое лицо, поступающее на гражданскую службу впервые или находящееся на государственной гражданской службе. Таким образом, стороной, с которой заключается служебный контракт, выступает само государство, а не его орган, в котором проходит службу гражданский служащий, и не должностное лицо, обладающее правом заключать служебные контракты от имени государства.
Существенные условия служебного контракта. Обязательным существенным условием служебного контракта является положение о том, что гражданский служащий в соответствии с контрактом имеет права и обязанности, предусмотренные ст. 23 (ч. 2 и 3) Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В служебном контракте гражданина или гражданского служащего указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, полное наименование и местонахождение государственного органа, на службу в который поступает гражданский служащий. Эти данные указываются в служебном контракте в соответствии с паспортом или иным документом, удостоверяющим его личность. Согласно ст. 1 закона, представитель нанимателя — это руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. В связи с этим в служебном контракте указываются фамилия, имя и отчество лица, выступающего в качестве представителя нанимателя.
Существенными условиями служебного контракта также являются:
1.Наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа. Наименование должности указывается в соответствии с Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы или реестром должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Наименование подразделения государственного органа указывается в соответствии с его структурой, утвержденной в установленном порядке. При этом указывается и группа, к которой отнесена должность, замещаемая государственным гражданским служащим.
2.Дата начала исполнения должностных обязанностей, число, месяц и год, с которого гражданский служащий обязан приступить к выполнению своих служебных обязанностей. Если служебный контракт заключается на определенный срок, то в нем указывается также срок действия служебного контракта.
3. Права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент. Основными обязанностями государственного гражданского служащего являются: исполнение должностных обязанностей по замещаемой должности в соответствии с прилагаемым к служебному контракту должностным регламентом государственного гражданского служащего Российской Федерации; соблюдение служебного распорядка государственного органа. При этом должностной регламент — правовой акт, изданный представителем нанимателя, регламентирующий правовой статус должности гражданской службы, полномочия по ней, а также ответственность, — прилагается к служебному контракту. Основными правами государственного гражданского служащего являются право на замещение должности государственной гражданской службы в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе; право на получение денежного содержания своевременно и в полном объеме; право на государственные социальные гарантии в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации. Государственный гражданский служащий имеет также иные права и обязанности, установленные комментируемым Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами о гражданской службе.
При заключении служебного контракта гражданский служащий обязан ознакомиться со всеми закрепленными за ним должностными правами и обязанностями, а также правами и обязанностями представителя нанимателя, предусмотренными соответствующими правовыми актами. Тот факт, что гражданский служащий ознакомился с указанными документами, должен быть удостоверен его подписью.
3.Виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования.
4.Права и обязанности представителя нанимателя указываются в служебном контракте только в том случае, если они дополняют права и обязанности, установленные законом и иным нормативным правовым актом (например, дополнительные обязанности по обеспечению надлежащих условий гражданской службы конкретному гражданскому служащему в связи с исполнением им возложенных на него служебных обязанностей).
5. Условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях. Они указываются в служебном контракте гражданского служащего, который обязуется выполнять свои должностные обязанности в условиях, предусмотренных служебным контрактом.
6. Режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа).
7.Условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности).
8. Виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.
При заключении служебного контракта гражданский служащий должен быть ознакомлен с содержанием соответствующих правовых актов.
К числу факультативных условий, которые стороны могут включать в служебный контракт по своему усмотрению, относятся следующие:
1) испытание при поступлении на гражданскую службу;
2) неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений.
В связи с этим в служебном контракте или в приложении к нему должно быть точно указано, какие конкретно сведения, содержащие государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну, доверяются данному гражданскому служащему.
3) обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока. Это условие может быть включено в служебный контракт только в том случае, если этот же контракт, приложение к нему или специальное соглашение содержат условие об обязанности представителя нанимателя оплатить обучение в образовательном учреждении профессионального образования за счет средств соответствующего бюджета;
4) показатели результативности профессиональной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты ;го труда. Данное условие вводится в том случае, если в государственном органе или для отдельной категории государственных гражданских служащих возможно ввести систему оплаты труда, учитывающую эффективность и конечные результаты профессиональной служебной деятельности.
Помимо перечисленных условий стороны вправе включать в служебный контракт иные условия, не ухудшающие положение гражданского служащего по сравнению с положением, установленным комментируемым федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.