Понятие, функции и принципы государственной гражданской службы.
Содержание и порядок заключения служебного контракта на государственной гражданской службе.
Ст. 23 (ч. 1) Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяет служебный контракт как соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы.
В служебном контракте выступают две стороны: представитель нанимателя (государства) и физическое лицо, поступающее на гражданскую службу впервые или находящееся на государственной гражданской службе. Таким образом, стороной, с которой заключается служебный контракт, выступает само государство, а не его орган, в котором проходит службу гражданский служащий, и не должностное лицо, обладающее правом заключать служебные контракты от имени государства.
Существенные условия служебного контракта. Обязательным существенным условием служебного контракта является положение о том, что гражданский служащий в соответствии с контрактом имеет права и обязанности, предусмотренные ст. 23 (ч. 2 и 3) Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В служебном контракте гражданина или гражданского служащего указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, полное наименование и местонахождение государственного органа, на службу в который поступает гражданский служащий. Эти данные указываются в служебном контракте в соответствии с паспортом или иным документом, удостоверяющим его личность. Согласно ст. 1 закона, представитель нанимателя — это руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. В связи с этим в служебном контракте указываются фамилия, имя и отчество лица, выступающего в качестве представителя нанимателя.
Существенными условиями служебного контракта также являются:
1.Наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа. Наименование должности указывается в соответствии с Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы или реестром должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Наименование подразделения государственного органа указывается в соответствии с его структурой, утвержденной в установленном порядке. При этом указывается и группа, к которой отнесена должность, замещаемая государственным гражданским служащим.
2.Дата начала исполнения должностных обязанностей, число, месяц и год, с которого гражданский служащий обязан приступить к выполнению своих служебных обязанностей. Если служебный контракт заключается на определенный срок, то в нем указывается также срок действия служебного контракта.
3. Права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент. Основными обязанностями государственного гражданского служащего являются: исполнение должностных обязанностей по замещаемой должности в соответствии с прилагаемым к служебному контракту должностным регламентом государственного гражданского служащего Российской Федерации; соблюдение служебного распорядка государственного органа. При этом должностной регламент — правовой акт, изданный представителем нанимателя, регламентирующий правовой статус должности гражданской службы, полномочия по ней, а также ответственность, — прилагается к служебному контракту. Основными правами государственного гражданского служащего являются право на замещение должности государственной гражданской службы в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе; право на получение денежного содержания своевременно и в полном объеме; право на государственные социальные гарантии в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации. Государственный гражданский служащий имеет также иные права и обязанности, установленные комментируемым Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами о гражданской службе.
При заключении служебного контракта гражданский служащий обязан ознакомиться со всеми закрепленными за ним должностными правами и обязанностями, а также правами и обязанностями представителя нанимателя, предусмотренными соответствующими правовыми актами. Тот факт, что гражданский служащий ознакомился с указанными документами, должен быть удостоверен его подписью.
3.Виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования.
4.Права и обязанности представителя нанимателя указываются в служебном контракте только в том случае, если они дополняют права и обязанности, установленные законом и иным нормативным правовым актом (например, дополнительные обязанности по обеспечению надлежащих условий гражданской службы конкретному гражданскому служащему в связи с исполнением им возложенных на него служебных обязанностей).
5. Условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях. Они указываются в служебном контракте гражданского служащего, который обязуется выполнять свои должностные обязанности в условиях, предусмотренных служебным контрактом.
6. Режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа).
7.Условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности).
8. Виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.
При заключении служебного контракта гражданский служащий должен быть ознакомлен с содержанием соответствующих правовых актов.
К числу факультативных условий, которые стороны могут включать в служебный контракт по своему усмотрению, относятся следующие:
1) испытание при поступлении на гражданскую службу;
2) неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений.
В связи с этим в служебном контракте или в приложении к нему должно быть точно указано, какие конкретно сведения, содержащие государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну, доверяются данному гражданскому служащему.
3) обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока. Это условие может быть включено в служебный контракт только в том случае, если этот же контракт, приложение к нему или специальное соглашение содержат условие об обязанности представителя нанимателя оплатить обучение в образовательном учреждении профессионального образования за счет средств соответствующего бюджета;
4) показатели результативности профессиональной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты ;го труда. Данное условие вводится в том случае, если в государственном органе или для отдельной категории государственных гражданских служащих возможно ввести систему оплаты труда, учитывающую эффективность и конечные результаты профессиональной служебной деятельности.
Помимо перечисленных условий стороны вправе включать в служебный контракт иные условия, не ухудшающие положение гражданского служащего по сравнению с положением, установленным комментируемым федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Понятие, функции и принципы государственной гражданской службы.
В Федеральном законе "О государственной гражданской службе РФ" под государственной службой понимается "профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; Федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; Субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федерального государственного органа; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Уставами, Законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий Государственных органов Российской Федерации".
В определении понятия "государственная гражданская служба" в качестве ведущего признака выделяется прилагательное "государственная" - сущность и значение государственной службы определяются сущностью государства.
Государственная гражданская служба не только отражает задачи, функции и основные черты государства, но призвана обеспечивать их практическое осуществление.
Поэтому государственный служащий в рамках полномочий по замещаемой должности всегда выступает от имени и по поручению государства.
Следующий существенный признак понятия государственной гражданская службы - профессиональная деятельность. Под профессиональной деятельностью имеется в виду деятельность, осуществляемая на основе специальных теоретических знаний и практических знаний и практических навыков, приобретаемых в результате подготовки.
Государственная гражданская служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение исполнения полномочий государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях.
Государственная гражданская служба - это профессия для государственных служащих, которая требует специальной подготовки, получения специального образования.
Государственная гражданская служба - особый вид профессиональной деятельности, и заниматься этой деятельностью можно лишь в государственных органах, только государственные органы наделены правом иметь государственных служащих.
Под государственным органом понимается составная часть государственного аппарата, образуемая в установленном законом порядке и наделенная государственными полномочиями, необходимыми для осуществления функций государственной власти.
Возможность создания таких органов предусмотрена Конституцией РФ, где указано, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы. Поскольку эти органы создаются для осуществления полномочий исполнительной власти, их правомерно именовать государственными органами, а профессиональную деятельность по реализации их задач и функций следует считать государственной гражданской службой.
Каждый государственный орган уполномочен российским государством осуществлять строго определенные задачи и функции. В этих целях государство наделяет свои органы властными полномочиями. Сущность этих полномочий состоит в том, что государственные органы имеют право принимать общеобязательные решения. Властные полномочия государственных органов находят свое воплощение в компетенции, закрепленной в соответствующем нормативно-правовом акте и производной непосредственно от государства.
Государственная гражданская служба осуществляется в аппаратах органов представительной и судебной властей, в органах исполнительной власти, а также в иных государственных органах, реализующих от имени государства его цели и функции, и отнесенных актами законодательства РФ и ее субъектов к государственной службе.
Таким образом, согласно действующему законодательству государственная гражданская служба осуществляется в государственных органах, правовой статус которых определяется Конституцией РФ и законом, государственными служащими, правовой статус и властная деятельность которых также детально регламентируется законом и иными нормативными актами. Все это придает государственной гражданской службе параметры публично-правового института, имеющего решающее значение для формирования государственности, осуществления государственной власти и воплощения социальной роли государства в обществе.
Под функциями государственной гражданской службы понимаются самостоятельные и относительно обособленные основные виды государственно-служебных действий.
Функция | Трактовка |
Правоприменительная | реальное претворение в жизнь Конституции РФ, законов и иных нормативных правовых актов государства |
Правотворческая | разработка и принятие нормативных актов. Государственная гражданская служба проявляет себя также в процессе подготовки законов в Федеральном Собрании и парламентах субъектов РФ |
Правозащитная | обеспечение прав и свобод граждан |
Регулирующая | разработка и реализация государственной политики во всех областях жизни общества. Государственная гражданская служба проявляет себя при подготовке разнообразных конкретных программ государственной деятельности, принятии всех основополагающих политических решений и при их реальном осуществлении |
Организационная | обеспечение практической реализации компетенции государственных органов, внутренней согласованности, их стабильного функционирования и эффективного влияния на процессы в обществе |
Принципы гражданской службы — это основополагающие требования, которыми руководствуются гражданские служащие в процессе своей профессиональной деятельности. В них выражены необходимые основания функционирования государственного аппаратного управления. Они устанавливают основные правила этой деятельности. Принципы кладутся в основу формирования и дальнейшего функционирования гражданской службы как административной власти.
В Законе «О системе государственной службы РФ» в гл. 1, ст. 3 сформулированы девять основных принципов построения и функционирования системы государственной службы:
· федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдения конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
· законность;
· приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
· равный доступ граждан к государственной службе;
· единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
· взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
· открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
· профессионализм и компетентность государственных служащих;
· защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
Каждый в отдельности принцип государственной службы отражают не все объективные связи государственных органов и служащих, а лишь некоторые из них. Но все принципы взаимосвязаны и взаимообусловлены: соблюдение одних способствует реализации других и, напротив, нарушение какого-либо из принципов отрицательно сказывается на выполнении остальных принципов.