Мораль и право: их единство, различия и взаимодействие

Соотношение морали и права является одной из актуальных и широко обсуждаемых в настоящее время проблем.

Несомненно, праву и морали принадлежит особое место в формировании духовного мира личности, они являются важнейшими социальными регуляторами, которые включены в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на их развитие и тем самым на преобразование сознания личности.

Право - это совокупность общеобязательных государственных предписаний и принципов, выражающих общую (согласованную) волю различных групп людей в обществе и выступающих мерой (регулятором) свободы и ответственности их поступков и действий. Отсюда следует, что право - это явление не только политико-юридическое, но и социально-этическое, так как правовая жизнь гражданского общества не может развиваться вне моральных категорий, например, таких как: гуманизм, справедливость, совесть, честь, ответственность, справедливость и др.

Мораль - это система этических ценностей, которые признаются человеком.

Итак, что же объединяет мораль и право? В контексте общего (общих признаков и свойств) право и мораль:

Во-первых, имеют общие социальные и экономические основания своего появления и функционирования, основными из которых, прежде всего, являются материальные условия развития государства и общества.

Во-вторых, перед моралью и правом стоит одна и та же задача - восстановить порядок совместной жизни, обеспечить стабильность в государстве и обществе.

В-третьих, мораль и право выполняют единую социальную функцию - регулирование поведения людей в обществе. Они представляют сложные системы, включающие в себя:

ü общественное сознание (моральное и правовое);

ü общественные отношения (нравственные и правовые);

ü общественно значимую деятельность;

ü нормативные сферы (нравственные и правовые нормы).

В-четвертых, общность морали и права проявляется и в относи - тельной устойчивости моральных и правовых принципов и норм, выражающих как волю стоящих у власти, так и общие требования справедливости, гуманности.

В-пятых, являются ценностными формами (индивидуального и общественного) сознания, объективно проявляющими себя в аксиологических оценках практических общественных отношений, субъектами которых выступают индивиды, общности.

В-шестых, имеют нормативное содержание, выступая в качестве общеобязательного правила поведения (обращенного в будущее, одновременно этического и правового требования должного поведения) в обществе.

В-седьмых, служат реальными регуляторами складывающихся общественных отношений.

В-восьмых, являются средством поддержания определенного строя общественных отношений (правового и общественного порядка, стабильности в государстве и обществе), средством согласования (снятия) индивидуальных и общественных противоречий (индивидуальных и общественных интересов).

В-девятых, являются разновидностью устойчивого, повторя- ющегося (социального) общения в достаточно длительных временных (исторических) рамках.

В-десятых, в качестве (обязательного) элемента своего содержания обеспечены принуждением. И если в праве принуждение является неотъемлемым признаком (свойства) права как регулятора, то в сфере моральной саморегуляции и практических нравственных отношений принуждение носит как бы идеальный характер.

И последнее - и право, и мораль являются социальными понятиями, так как мораль, как и право, объективно отражает интересы определенного класса (общности, социальной группы).

Между тем, при некоторой однотипности морали и права в определенном обществе, между этими социальными регуляторами существуют важные различия.

Право и мораль различаются:

1) по объекту регулирования;

2) по способу регулирования;

3) по средствам обеспечения выполнения соответствующих норм (характеру санкций).

Право регулирует лишь общественно значимое поведение. Оно не должно вторгаться в личную жизнь человека. Более того, оно призвано создавать гарантии против подобного вторжения. Объектом морального регулирования являются: общественно значимое поведение, личная жизнь, межличностные отношения (дружба, любовь, взаимопомощь и т. д.).

Способ правового регулирования - правовой акт, создаваемый государственной властью, реально складывающиеся правоотношения на основе и в пределах правовых норм. Мораль регулирует поведение субъектов общественным мнением, общепринятыми обычаями, индивидуальным сознанием.

Соблюдение правовых норм обеспечивается специальным государственным аппаратом, применяющим правовое поощрение или осуждение, в том числе и государственное принуждение, юридические санкции. В морали действуют только духовные санкции: моральное одобрение или осуждение, исходящие от общества, коллектива, окружающих, а также самооценки человека, его совесть.

Различия между моралью и правом специалисты в области этики юриспруденции объясняют рядом факторов. Они заключены в следующем:

· Право имеет дело с единичным человеком. Мораль, напротив, имеет дело в каждом отдельном случае именно с конкретным человеком, с его интегрирующими личностными свойствами.

· Мораль задает идеальные масштабы жизни и деятельности, ориентирует на совершенные воплощения норм, ценностей, целей. Право, напротив, формирует социально-целесообразные координаты жизни, исходит из соображения реальной достижимости необходимого общественного порядка.

· Мораль неотделима от целостного, интегрирующего осмысления каждого конкретного социального факта и поступка. Право же исходит из соображения о типичном и стандартном в действительной социальной жизни. Юридическая ответственность в отличие от моральной конкретно определена, зафиксирована в законодательстве в виде санкций. Моральные санкции формально не зафиксированы, они выражены в моральных принципах, поэтому менее определенны, чем правовые.

· Мораль в отличие от права носит ненасильственный характер и исключает прямое принуждение, исходит из добровольности.

· Специфика права определяется его связью с государством. Если нормы права устанавливаются властной силой государства и официально закрепляются в виде четких нормативных актов, то моральные нормы исходят непосредственно из общества, их формирование осуществляется стихийно, путем коллективного социального опыта.

· Правовые нормы направлены на регулирование наиболее существенных отношений общественной жизни, требующих государственного воздействия (отношения собственности, политические отношения). Нравственность пронизывает все стороны отношений между людьми. Нравственные нормы многообразны, более гибки, четко реагируют на развитие различных сторон общественной жизни.

· Право регулирует отношения в ограниченном социальном пространстве и в ограниченных временных рамках, а моральное регулирование отношений не ограничено во времени. Моральному одобрению или осуждению подвергаются люди, социальные институты, идеи, государства, народы, существующие в настоящее время и существовавшие сотни лет назад.

· В центре внимания морали - долг человека перед самим собой, перед своими идеями, религией, ближними, т. е. мораль обращается к внутреннему миру человека, в то время как право интересуют только поступки людей в рамках жизни общества и т. п.

Выводы

Итак, несмотря на существование определенных различий, мораль и право теснейшим образом взаимосвязаны друг с другом. Если в обществе происходит деградация нравственности, то право обесценивается. Подлинно эффективным может стать то право, которое опирается на нормы общественной морали и соответствует нравственным представлениям общества.


Наши рекомендации