Тема 9.Этикет в профессиональной деятельности юриста.
Время - 2 часа
План:
1. Понятие, нравственные принципы и содержание служебного этикета.
2. Виды и особенности юридического этикета.
3. Этические требования к проведению деловых бесед, встреч, переговоров.
4. Общение в служебном коллективе.
6.Самостоятельная работа студентов
Методические рекомендации
Самостоятельная работа студентов занимает важное место в общем комплексе учебных занятий. В ходе самостоятельной работы студентами изучаются вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях. Контроль над выполнением данного вида работы осуществляется либо на семинарских занятиях, либо во время индивидуальных консультаций.
Важными аспектами данного вида работы являются: изучение основной и дополнительной литературы к темам семинарских занятий, проработка соответствующей тематики в конспектах лекций, составление терминологического справочника (словаря) по конкретной теме. Самостоятельная работа студентов предполагает также работу над творческими заданиями, предусмотренными по некоторым темам курса. В целях более углублённого изучения отдельных тем или проблемных вопросов курса студенту предлагается подготовить письменную работу (эссе) и выступить с ней на учебных занятиях. В ходе выполнения самостоятельной работы студент должен особое внимание обратить на дискуссионные вопросы, на проблемы, не имеющие однозначного решения, на темы, предполагающие альтернативные пути своего осмысления. При рассмотрении подобного рода материала, необходимо чётко и ясно обозначить собственную точку зрения, подыскивать весомые аргументы для её обоснования.
№ н/п | Название теми | Количество часов | Формы текущего контроля |
Этика как наука. История этических учений. | творческое задание | ||
Мораль в жизни человека и общества. | устный опрос | ||
Основные категории этики. | творческое задание | ||
Профессиональная этика как наука. | устный опрос | ||
Судебная этика. | устный опрос | ||
Этика и психология судьи. | устный опрос | ||
Адвокатская и прокурорская этика. Этика взаимоотношений между юристами. | устный опрос | ||
Моральный облик юриста: этические аспекты. | эссе | ||
Этикет в профессиональной деятельности юриста. | творческое задание | ||
Всего |
1. Оценочные средства для текущего контроля и промежуточной аттестации студента
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины представлены контрольными вопросами и тестами по каждой изучаемой теме, заданиями для контрольных работ (в процессе изучения курса предусмотрено проведение одной контрольной работы, которая включает 30 вариантов), а также вопросами к зачету.
Контрольная работа – работа исследовательского характера, выполненная студентом самостоятельно. Она выявляет уровень общей профессиональной подготовки студента, его знания в области гуманитарных проблем, а также способность свободно ориентироваться в круге вопросов, непосредственно связанных с пониманием социально-правовой действительности. Студенту следует помнить, что при выполнении контрольной работы должны быть использованы и показаны все знания, полученные во время обучения.
Выбор темы работы производится в соответствии с порядковым номером студента в групповом журнале.
Контрольная работа состоит из следующих заданий:
1. Ответ на теоретический вопрос (объем – не менее 4-х листов формата А-4 в рукописном варианте).
2. Работа с основными понятиями.
Сроки выполнения: контрольная работа выполняется студентами в процессе изучения курса «Профессиональная этика юриста» и предоставляется на кафедру не позднее, чем за две недели до начала сессии.
Перечень вопросов для контрольных работ:
Контрольная работа № 1
Теоретические вопросы
Дать развернутый ответ:
1.Предмет и задачи курса «Профессиональная этика юриста».
2.Основные этапы возникновения и развития этической мысли.
3.Мораль как предмет этики, ее особенности.
4.Сущность морали и ее основные функции.
5.Общая структура морали. Поступок и его признаки.
6.Общая характеристика принципов общественной морали.
7.Принцип гуманизма. Гуманистическое содержание юридической деятельности.
8.Принцип справедливости и законности как нравственная и правовая норма, его отражение в деятельности юриста.
9.Отражение основных нравственных принципов в нормативных документах, регламентирующих нравственно-правовые требования к деятельности представителей юриспруденции.
10.Основные понятия и категории этики.
11.Добро и зло. Борьба с социальным злом (преступностью, правонарушениями) как способ утверждения добра.
12.Профессиональный долг, честь и совесть – основа нравственных отношений в юридической деятельности.
13.Категория совести. Совесть как внутренний регулятор нравственного отношения к людям.
14.Категория чести как оценка и признание заслуг работников юридической сферы перед обществом.
15.Категория долга. Долг служебный и моральный.
16.Соотношение морали и права в истории философской мысли.
17.Взаимодействие морали и права в современном обществе.
18.Особенности профессиональной морали юристов.
19.Основные требования, предъявляемые к нравственной культуре представителей юридических профессий.
20.Мораль как важнейший элемент гуманизации человека и общества.
21.Структура профессионально-нравственного сознания: моральные ценности, принципы и нормы.
22.Справедливость как нравственный смысл норм и принципов права. Единство справедливости и юридической истины.
23.Законность как социально-нравственное явление и принцип общественной морали.
24.Интегрирующая функция судебной этики по отношению к усилиям всех специалистов, профессионально занятых в юриспруденции.
25.Значение презумпции невиновности для проведения судебных разбирательств.
26.Нравственное значение суда присяжных.
27.Законодательное обеспечение независимости адвокатуры, формирования единых нравственных принципов деятельности адвокатов.
28.Основные причины, порождающие нравственно-профессиональную деформацию.
29.Проблема нравственного выбора в профессиональной деятельности прокурора.
30.Коммуникативная культура юриста как неотъемлемая часть служебного этикета.
Практические вопросы
Дать определение следующим понятиям:
1. Гуманизм
2. Добро
3. Зло
4. Долг (моральный)
5. Качества (моральные)
6. Мораль
7. Порок
8. Свобода (нравственная)
9. Деформация нравственно-профессиональная
10. Идеал (моральный)
11. Кодекс корпоративной этики
12. Моральный кодекс
13. Достоинство
14. Норма (моральная)
15. Ответственность (нравственная)
16. Патриотизм
17. Нравственность
18. Обвинительный уклон
19. Поступок
20. Ценности (моральные)
21. Этика
22. Совесть
23. Профессиональная мораль
24. Профессиональная честь
25. Профессиональное воспитание
26. Профессиональный кодекс
27. Убеждения (нравственные)
28. Справедливость
29. Судебная этика
30. Выбор (моральный)
Вопросы к зачету:
1.Этика – наука о морали, ее предмет.
2. Свойства морали (нормативность, императивность, оценочность).
3. Функции морали.
4. Моральные ценности.
5. Профессиональная этика, ее содержание.
6. Понятие и содержание основных категорий этики.
7. Категории «добра» и «зла» в деятельности юриста.
8. Долг, совесть, ответственность в работе юриста.
9. Понятие и сущность морали. Соотношение морали и права.
10. Моральное сознание и моральная практика.
11. Понятие и виды профессиональной этики.
12. Юридическая этика – вид этики профессиональной.
13. Особенности профессии юриста и их нравственное значение.
14. Понятие, предмет и содержание профессиональной этики юриста.
15. Методы изучения профессиональной этики юриста.
16. Кодексы профессиональной морали, их значение в профессиональной деятельности. Профессиональные кодексы юриста.
17. Нравственное содержание принципов судопроизводства.
18. Нравственность презумпции невиновности.
19. Нравственное содержание независимости следователя, прокурора, судьи.
20. Совесть и долг в механизме оценки доказательств.
21. Культура юридической деятельности, факторы, ее определяющие.
22. Этическая сторона деятельности прокурора в надзоре за следствием.
23. Нравственные аспекты поддержания государственного обвинения.
24. Этика защитительной деятельности.
25. Нравственные аспекты принципов защиты.
26. Нравственный долг адвоката.
27. Нравственность правосудия как деятельности судебной власти.
28. Нравственный потенциал и воспитательное значение стадии судебного разбирательства.
29. Нравственная сторона организации судебных процессов.
30. Ритуал судебного заседания.
31. Особенности судебной речи. Компоненты судебной речи, определяющие уровень ее нравственности.
32. Этические аспекты речи обвинителя.
33. Этические аспекты речи защитника.
34. Нравственное значение суда присяжных.
35. Нравственные основы деятельности судьи.
36. Нравственные основы деятельности прокурора.
37. Нравственное содержание судебных прений.
38. Соотношение целей и средств в профессиональной деятельности юриста.
39. Профессионально необходимые качества юриста, их нравственное содержание.
40. Проблема профессиональной деформации работника юридической сферы.
41. Коррупционная составляющая как результат профессиональной деформации.
42. Коммуникативная подструктура личности юриста.
43. Значение невербального общения в юридической деятельности.
44. Характеристика основных этапов развития этических учений.
45. Мораль в жизни человека и общества.
46. Принцип гуманизма. Гуманистическое содержание юридической деятельности.
47. Законность как социально-нравственное явление и принцип общественной морали.
48.Виды и особенности юридического этикета.
49. Основные функции морали как регулятора социальных отношений
50.Адвокатская тайна: понятия, основные требования.
8.Формы контроля знаний студентов
Тип контроля | Форма контроля | Параметры | |
Текущий | Доклады и тематические сообщения | Заслушивание выступлений | |
Тестовые задания | Выполнение и письменное оформление | ||
Творческие задания | Проверка выполнения заданий | ||
Письменная контрольная работа | Выполнение и письменное оформление | ||
Промежуточный | Зачет | Выставление итоговых баллов за работу в семестре. Заслушивание ответов на контрольные вопросы |
Методы обучения
Словесные методы: беседа, дискуссия, обсуждение проблемных вопросов.
Наглядные методы: использование таблиц, слайдов, схем.
Частично-поисковые методы: творческие задания, проблемные вопросы.
Интерактивные методы: работа в малых группах, «мозговой штурм».