Раздел 2.ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА В ЮРИСПРУДЕНЦИИ

Тема 4. Профессиональная этика как наука.Понятие профессиональной этики. История возникновения. Основополагающие принципы и задачи курса «Профессиональная этика юриста», его место и роль в формировании мировоззрения, убеждений и ценностных установок, повышении уровня профессиональной и общей культуры юриста. Предмет, система и функции юридической этики. Виды профессиональной этики. Понятие профессиональной этики юриста. История возникновения профессиональной этики юриста. Специфические черты профессиональной этики юристов. Система профессиональной этики юриста.

Тема 5. Судебная этика.Краткий очерк истории судебной этики. Судебная система как сфера, объединяющая усилия представителей различных юридических профессий, выражающая идеи законности и порядка. Интегрирующая функция судебной этики по отношению к усилиям всех специалистов, профессионально занятых в юриспруденции. Принципы судебной этики: справедливость, беспристрастность, независимость. Формы справедливости – распределительная (дистрибутивная) и уравнивающая (ретрибутивная). Независимость как универсальный всеобщий принцип. Обвинительный уклон в уголовном процессе. Значение презумпции невиновности для проведения судебных разбирательств. Нравственное значение суда присяжных. Судебный этикет: понятие, основные требования.

Тема 6. Этика и психология судьи.Нормативные основания этического регулирования поведения судьи. Нравственные нормы поведения судьи во время судебного заседания. Наличие государственной символики, соблюдение установленного регламента, норм одежды. Торжественность обстановки, уважение к закону и судебной власти. Состязательность сторон как нравственное и правовое требование. Моральность равенства прав сторон. Важность присутствия обвиняемого в суде. Этика пользования доказательствами, выявления истины. Необходимость поддержания нравственного авторитета судебной власти, достоинства судьи. Ограничения и запреты, налагаемые на судей. Независимость судьи. Недопустимость вмешательства в деятельность судьи. Несменяемость. Возможность прекращения полномочий в связи с деятельностью, не совместимой с должностью судьи, совершением поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти.

Тема 7. Адвокатская и прокурорская этика.Этика взаимоотношений между юристами.Функции адвокатуры как независимого самоуправляемого правового института. Компетентность. Независимость. Честь. Достоинство. Доверительность. Тактичность. Предупредительность.Честность.Правдивость. Конфиденциальность. Сдержанность. Такт. Нравственные начала поведения адвоката в суде. Выбор нравственной линии защиты, соблюдение этики речи защитника.Законодательное обеспечение независимости адвокатуры, формирования единых нравственных принципов деятельности адвокатов.Ответственность адвоката за нарушение требований Кодекса профессиональной этики адвоката. Нравственные начала прокурорской деятельности. Кодекс этики прокурорского работника: основные требования к поведению прокурора. Ответственность прокурорского работника за нарушение требований настоящего Кодекса. Проблема нравственного выбора в профессиональной деятельности прокурора.

Тема 8. Моральный облик юриста: этические аспекты.Моральные качества личности как первооснова профессионального становления личности юриста. Структура морально-психологических особенностей личности юриста. Нравственное значение и сущность профессии юриста. Сущность и формы проявления нравственно-профессиональной деформации. Основные причины, порождающие нравственно-профессиональную деформацию. Решения, обеспечивающие предупреждение явлений нравственно-профессиональной деформации. Пути выхода из ситуации, способной провоцировать нравственно-профессиональную деформацию личности и поведения юриста. Нравственно-психологические навыки предупреждения и преодоления нравственно-профессиональной деформации.

Тема 9. Этикет в профессиональной деятельности юриста.Этикет как результат воспитания и самовоспитания личности. Понятие, нравственные принципы и содержание служебного этикета. Виды и особенности юридического этикета. Коммуникативная культура юриста как неотъемлемая часть служебного этикета. Этические требования к проведению деловых бесед, встреч, переговоров. Общение в служебном коллективе




Планы семинарских занятий

Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям.

Семинарские занятия по профессиональной этике юриста нацелены не только на изучение различных аспектов этики, но, прежде всего, на формирование у студентов корректных морально-правовых установок для последующего их использования в профессиональной деятельности, формирование уважения к правам человека и личности и понимания необходимости их соблюдения. Основные задачи данного вида учебной работы заключаются в необходимости дать студентам развернутое представление о специфике базовых этических знаний; раскрыть содержание основных принципов профессиональной этики, правил, регламентаций, моральных кодексов; акцентировать студентов на рассмотрение проблем личности человека с этической точки зрения; изучить основные категории этической оценки личности профессионала; проанализировать различные аспекты этики делового общения; рассмотреть специфические аспекты этики профессиональной деятельности.

Особое значение имеет форма проведения семинарских занятий. Содержание и объём вопросов, выносимых на семинар, обусловливают способы его организации. Наиболее эффективными являются занятия, проводимые с использованием элементов активных и интерактивных технологий, а именно: использование методики постановки проблемных вопросов, метода «мозгового штурма», некоторых элементов дебатов, дискуссии, круглого стола. Кроме того, для раскрытия интеллектуального потенциала студетов в процессе семинарских занятий применяются экспресс-опросы, основанные на тематических тестах. Таким образом происходит формирование социально-конструктивного мировоззрения как необходимого фундамента в духовном и гражданском становлении личности, развивается умение логично излагать свои мысли и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем, обучающиеся овладевают основными приёмами ведения дискуссии, полемики, диалога.

Качественная подготовка студента к семинарскому занятию предполагает:

- знание лекционного материала;

- самостоятельную проработку вопросов, выносящихся на самостоятельное изучение;

- углубленное изучение рекомендованной литературы и ее краткий конспект по наиболее важным вопросам семинарского занятия;

- составление терминологического словаря по изучаемой теме.


Раздел 1.Общие основы этического знания

Наши рекомендации