Судебные экспертизы при расследовании преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Автотехническая экспертиза назначается для определения технического состояния транспортного средства, исправности его отдельных частей, механизмов и узлов, установления механизма ДТП, исследования технической возможности предотвращения происшествия.
Перед экспертом-автотехником обычно ставятся следующие вопросы: 1) какие повреждения имеются на транспортном средстве; 2) когда они могли образоваться – до происшествия или после него; 3) с какой скоростью двигалось транспортное средство перед происшествием; 4) возможно ли при данной скорости движения, наличном состоянии проезжей части дороги и при заданном расстоянии до препятствия остановить транспортное средство путем торможения; 5) какое значение в данных условиях могла иметь для ДТП неисправность тормозов и рулевого управления; 6) какие обстоятельства, связанные с техническим состоянием автомобиля и дорожной обстановкой, способствовали происшествию.
На практике нередко ставится вопрос о том, какие пункты ПДД были нарушены участниками происшествия. Такой вопрос неправомерен, ибо он имеет юридический характер и не требует применения специальных автотехнических познаний.
Эксперту-автотехнику должны быть направлены постановление следователя о назначении экспертизы, протокол осмотра места ДТП и его схема, протокол осмотра и проверки технического состояния транспортного средства. Этот перечень может быть дополнен протоколом следственного эксперимента (если он проводился), другими материалами: справка метеослужбы о состоянии погоды в период расследуемого ДТП, справка о профиле дороги и состоянии дорожного покрытия в зоне происшествия, сведения о продолжительности работы фаз светофоров, а также протоколами допросов осведомленных лиц.
В большинстве случаев процесс экспертного анализа включает следующие этапы: 1) ознакомление с постановлением, изучение материалов дела, уяснение задачи предстоящей экспертизы и оценка исходных данных; 2) построение информационной модели исследуемого ДТП; 3) проведение при необходимости экспертного осмотра места происшествия; 4) производство расчетов, составление графиков, схем; 5) оценка проведенных исследований, уточнение первоначальной модели ДТП; 6) формулирование выводов; 7) составление и оформление экспертного заключения.
Отметим, что неплохо зарекомендовала себя автоматизированная система «Автоэкс-2», предназначенная для производства автотехнических экспертиз по наездам транспортных средств на пешеходов. Система включает в себя компьютер, оснащенный программой для выполнения исследований и печатания заключений. Это позволяет получать результаты экспертизы очень быстро и независимо от числа вопросов, а также количества вариантов численных значений исходных данных. Разработана памятка для следователей по назначению автотехнической экспертизы с использованием ЭВМ, где определены условия, необходимые для ее проведения. Производство автотехнической экспертизы осуществляется экспертами автотехнической лаборатории РФЦСЭ Минюста России, а также экспертами областных (краевых), республиканских лабораторий.
Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств исследует различные объекты биологического происхождения, главным образом кровь, волосы, частицы мозгового вещества, кости, различные ткани и органы человеческого тела, обнаруженные при осмотре ДТП. Перед экспертом ставятся такие вопросы: не происходит ли обнаруженная кровь от человека, если да, то совпадает ли она по группе и типу с группой и типом крови потерпевшего; принадлежат ли обнаруженные при осмотре транспортного средства волосы человеку, если да, то сходны ли они с волосами потерпевшего и др.
Судебно-химическая экспертиза назначается в тех случаях, когда возникает необходимость определить, не однородны ли частицы краски, смазочных материалов, жидких и сыпучих грузов, обнаруженные на месте происшествия, на потерпевшем и на транспортном средстве.
Из криминалистических экспертиз характерной для рассматриваемой категории преступлений является трасологическая экспертиза. Чаще всего она назначается для идентификации транспортного средства по следам протектора шин, частям и деталям, отделившимся при происшествии; определения последовательности возникновения следов, направления приложения силы при их образовании; установления взаимного расположения автомобилей в момент столкновения; направления движения транспортного средства; идентификации человека по следам рук, оставленных на рычагах управления, внутренних и наружных поверхностях транспортного средства; установления целого по частям (по осколкам фарного стекла, отломанным деталям, частицам лакокрасочного покрытия).
Иногда возникает необходимость в назначении и проведении комплексной криминалистической, автотехнической и судебно-медицинской экспертизы. Таким путем возможно разрешение следующих вопросов: являются ли обнаруженные на трупе повреждения транспортной травмой и если да, то какими частями автомобиля они могла быть нанесены; каким было положение тела потерпевшего по отношению к транспортному средству в момент причинения повреждений; с какой примерно скоростью двигался автомобиль в момент нанесения повреждений потерпевшему; каков механизм образования повреждений, обнаруженных на трупе; не нанесены ли эти повреждения конкретными частями транспортного средства; каков тип (вид, марка) автомобиля, совершившего наезд, и др.
В необходимых случаях могут быть назначены судебно-психиатрическая, судебно-психологическая, судебно-биологическая и другие экспертизы.