Особенности осмотра места происшествия при расследовании преступных нарушений правил безопасности дорожного движения

Продолжение расследования имеет целью конкретизировать первоначальный вывод о причинах ДТП, установить еще неизвестные обстоятельства проверяемого события, выяснить роль и степень вины каждого участника происшествия, проверить сведения, полученные на первоначальном этапе расследования. Для этого проводятся экспертизы, следственные эксперименты, допросы и другие следственные действия.

Среди экспертиз, потребность в проведении которых возникает чаще всего при расследовании преступных нарушений правил безопасности дорожного движения, наиболее распространены автотехнические, криминалистические, судебно-медицинские, судебно-химические. В последнее время стали чаще назначать судебно-психологические экспертизы для установления психофизиологического состояния водителей, в котором они находились в момент происшествия. Такие исследования оказываются необходимыми, когда имеются основания полагать, что отклонение этого состояния от нормы явилось причиной создания опасной ситуации на дороге.

Автотехнические экспертные исследования проводятся практически по всем делам рассматриваемой категории, поскольку часто оказываются единственным способом установления и оценки причинно-следственных связей в механизме ДТП с технической точки зрения. Без такой технической оценки невозможным бывает установление причинно-следственных связей между действиями (бездействием) участников происшествия и наступившими вредными последствиями, т. е. отсутствует возможность и юридической оценки проверяемого события. Автотехническая экспертиза дает ответ и на один из центральных вопросов, стоящих перед следователем, осуществляющим расследование дел данной категории, а именно на вопрос о технической возможности предотвращения происшествия, которой располагал водитель транспортного средства в сложившейся дорожной обстановке.

Вопросы, разрешаемые автотехнической экспертизой, можно условно разделить на три группы.

Техническое состояние автомашины (мотоцикла и др.). Задача изучения технического состояния транспортного средства заключается в данном случае не только в том, чтобы установить ту или иную неисправность, но и в выяснении причин ее возникновения. Эксперт-автотехник должен ответить на вопрос, явился ли выход из строя конкретного узла или агрегата автомобиля следствием столкновения, наезда и т. д., либо неисправность оказалась результатом неудовлетворительного ремонта, технического обслуживания транспортного средства, заводского дефекта, применения водителем неправильных приемов управления или иных причин.

Механизм происшествия в его отдельных деталях. В ходе решения этих вопросов устанавливаются скорость движения транспортных средств, направление, траектории их движения, место столкновения, механизм образования следов (повреждений) и другие обстоятельства аварии, их динамика.

Действия водителей транспортных средств, участвовавших в происшествии. Эти действия оцениваются экспертом с точки зрения правильности или неправильности использования водителем приемов вождения и управления транспортным средством в сложившейся дорожной обстановке. Эксперт высказывает и свои суждения о том, соответствовали ли использованные водителем приемы вождения требованиям техники безопасности, какие приемы в данной ситуации могли оказаться более эффективными для предотвращения аварии и т. д.

При оценке действий водителей эксперт-автотехник устанавливает также, как они могли повлиять на скорость, направление движения, устойчивость автомобиля, длину тормозного пути и т. д.

Для решения перечисленных вопросов эксперту предоставляются необходимые материалы, полученные в ходе расследования: вещественные доказательства, протоколы осмотров, следственных экспериментов, непосредственно сами участвовавшие в происшествии транспортные средства или их агрегаты; схемы и фотоснимки места происшествия; данные, полученные в ходе допросов очевидцев, и др.

Среди технических экспертных исследований, помогающих установить причинно-следственные связи в механизме ДТП, важное место занимает экспертиза технического состояния участка дороги, где произошло расследуемое событие. В ходе ее проведения выясняется, соответствует ли данный участок дороги установленным техническим требованиям (качество покрытия, освещенность, ширина, наличие ограждения и пр.). Необходимость в проведении такого рода исследований возникает в тех случаях, когда неудовлетворительное состояние дороги могло явиться причиной ДТП.

Из криминалистических экспертиз чаще всего проводятся трасологические исследования следов протектора колес (с целью идентификации транспортного средства), осколков стекла, других отделившихся или подвергшихся разрушению в результате аварии деталей и узлов (установление целого по частям при наличии общей линии расчленения), отпечатков одежды потерпевшего на различных частях автомашины (с целью ее идентификации) и др.

Для изобличения водителей, скрывшихся с места происшествия, могут назначаться идентификационные дактилоскопические экспертизы, объектом которых оказываются отпечатки пальцев, обнаруженные в салоне транспортного средства, участвовавшего в происшествии, на его узлах и агрегатах. В ходе расследования может возникнуть необходимость в проведении и других криминалистических экспертиз, в частности технико-криминалистической экспертизы документов для установления признаков подделки водительского удостоверения, документов на перевозку грузов, паспортов транспортных средств и пр.

К распространенным видам криминалистических экспертных исследований, проводимых по данной категории дел, относится криминалистическая экспертиза материалов и веществ: горюче-смазочных материалов, лакокрасочных покрытий и др. Здесь решается вопрос об их групповой принадлежности или источнике происхождения.

Объектами судебно-медицинской экспертизы при расследовании преступных нарушений правил безопасности дорожного движения могут быть потерпевшие; водители, нарушившие установленные правила, и следы биологического происхождения: кровь, волосы, мозговое вещество и т. п. Судебно-медицинская экспертиза решает вопросы о причинах смерти, тяжести телесных повреждений, об установлении групповых характеристик обнаруженных на месте происшествия биологических объектов. Судебно-медицинскому эксперту могут быть заданы и другие вопросы: о состоянии здоровья водителей транспортных средств, участвовавших в происшествии, когда болезненное состояние могло явиться причиной ДТП.

При расследовании преступных нарушений правил безопасности дорожного движения может возникнуть потребность в проведении других видов экспертиз: материаловедческих (для установления причин разрушения металлических деталей); дефектоскопических (для обнаружения скрытых, внутренних дефектов в различных конструкциях, деталях транспортного средства и пр.); товароведческой (для установления размеров нанесенного аварией имущественного ущерба) и ряда других.

Следственный эксперимент - это довольно распространенное следственное действие, проводимое главным образом с целью проверки показаний подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей или очевидцев происшествия, которые сообщают следователю сведения, содержащие субъективную оценку события и требующие объективного подтверждения путем воссоздания условий, в которых это событие происходило, и действий участников происшествия, о которых сообщалось при допросе. Реже следственный эксперимент проводится для выяснения механизма образования следов, проверки эксплуатационных качеств автомобиля в различных дорожных условиях.

Наиболее распространены следственные эксперименты, проводимые с целью:

проверки и подтверждения сведений о скорости движения транспортных средств, пешеходов, о дистанции между ними и другими объектами в момент происшествия, о которых сообщают свидетели, наблюдавшие со стороны за происходившим;

определения времени, необходимого для преодоления транспортным средством или пешеходом конкретного расстояния;

нахождения дистанции, которую можно преодолеть на данном транспортном средстве за определенное время, в определенных дорожных условиях, при использовании определенных приемов управления транспортным средством;

проверки возможности наблюдать за происшествием с конкретного места, видеть из кабины водителя какие-либо препятствия или дорожные знаки при конкретном местонахождении автомобиля на проезжей части либо установления пределов видимости в определенное время суток, при определенных погодных условиях, освещенности улицы и др.

Это, разумеется, далеко не полный перечень задач, решаемых посредством следственного эксперимента. Но для решения любой их них важно, чтобы условия проведения данного следственного действия максимально соответствовали условиям, в которых происходило событие, проверяемое экспериментальным путем. Для этого должны быть использованы те же транспортные средства (если невозможно, то транспортные средства той же марки, модели, цвета, с аналогичными техническими характеристиками и т. д.), пешеходы того же роста, пола, возраста, те же участки дороги и при тех же погодных условиях, при том же освещении и т. д.

Допрос обвиняемого производится, когда собраны достаточные доказательства для предъявления обвинения и когда это обвинение предъявлено. Суть допроса обвиняемого сводится к получению от него соответствующих объяснений. Нередко эти объяснения нуждаются в дополнительной проверке путем проведения новых следственных экспериментов, допросов, экспертиз, других следственных действий или оперативно-розыскных мероприятий. Такая проверка необходима, если обвиняемый найдет новое объяснение проверяемого события и логически его обоснует.

Особенностью допроса обвиняемых по делам о преступных нарушениях правил безопасности дорожного движения является зачастую специальная, техническая направленность выясняемых в ходе его проведения вопросов: об эксплуатационных качествах транспортного средства, которым управлял допрашиваемый; о замеченных им изменениях в работе узлов и агрегатов автомашины во время ее движения; правилах безопасного движения др. Поэтому эффективность данного следственного действия во многом зависит от компетентности следователя в рассматриваемых специальных вопросах, касающихся автодела, эксплуатации автотранспорта, от тщательности подготовки к допросу. С этой целью нередко требуется заранее ознакомиться со специальной литературой либо получить консультацию у специалиста-автотехника.

Наши рекомендации