Основные направления развития конституционного и гражданского права Российской Федерации в период реставрации капитализма.
Конституционное право. Общественно-политические процессы, проходившие в обществе, в первую очередь, находили свое отражение в изменении конституционного права. Важным моментом в развитии этой отрасли является принятие первым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете. Декларация о государственном суверенитете признала принцип разделения властей важнейшим в функционировании России как правового государства. В ней также констатировалась необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных областей и округов, равно как краев и областей.
Важное место в конституционном праве занимает правовой статус личности и гражданина. Отмечая необходимость приведения законодательства в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод, Верховный Совет РСФСР 22 ноября 1991 г. принял Декларацию прав и свобод человека и гражданина. Впервые в истории нашего государства Конституция декларировала, что общество и государство утверждают права и свободы человека, его честь и достоинство как высшую ценность. Права и свободы человека принадлежат ему от рождения.
Важной стороной правового статуса личности является институт гражданства. Закон от 23 мая 1990 г. "О гражданстве СССР" не внес принципиальных изменений в этот вопрос. Гражданами России признавались все граждане СССР, постоянно проживающие на территории РСФСР на день вступления в силу Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации. Допускается и прием в гражданство, но при соблюдении условия постоянного проживания на территории России в течение пяти лет всего или трех лет непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством.
Одно из важнейших мест в правовом статусе граждан занимает избирательное право. Значительные изменения произошли и в избирательной системе. С 1993 г. выборы стали проводиться по смешанной системе, предполагающей избрание депутатов частично по пропорциональному принципу - по партийным спискам, а частично - по мажоритарному. При этом было зафиксировано, что выборы народных депутатов проводятся как по одномандатным, так и многомандатным избирательным округам.
В целях развития не только представительной, но и прямой демократии впервые после установления возможности проведения референдума ст. 5 Конституции СССР 1977 г. в законодательстве России и Союза был разработан механизм его проведения. Центробежные силы, действовавшие в советском обществе в конце 80-х - начале 90-х гг., провоцировавшие массовые беспорядки, обозначили необходимость принятия 3 апреля 1990 г. Закона СССР "О правовом режиме чрезвычайного положения". В Законе подчеркивалось, что чрезвычайное положение является временной мерой и может вводиться исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и охраны конституционного строя республики. Вместе с тем устанавливалось, что правосудие на территории, где введено чрезвычайное положение, осуществляется только судом. Соответственно запрещалось и создание каких-либо форм или видов чрезвычайных судов, и использование ускоренного или чрезвычайного судопроизводства.
Ограничение прав и свобод граждан устанавливается после введения не только чрезвычайного, но и военного положения.
Гражданское право. В его развитии можно выделить два этапа. Первый - с середины 80-х до начала 90-х гг. - характеризовался постепенным допущением рыночных отношений. В 1986 г. принимается Закон СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности", в соответствии с которым она допускается в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также в некоторых иных случаях. При этом обязательно использование лишь личного труда граждан и членов их семей.
1 января 1988 г. вступил в силу Закон СССР "О государственном предприятии (объединении)", который определял экономические и правовые основы хозяйственной деятельности социалистических государственных предприятий (объединений), укреплял государственную собственность на средства производства, предусматривал усиление экономических методов управления, использование полного хозяйственного расчета и самофинансирования. Предприятиям отводилась главная роль в развитии экономического потенциала страны и достижении высшей цели общественного производства при социализме - наиболее полного удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей людей.
1 июля этого же года вводится в действие Закон "О кооперации в СССР", который определял экономические, социальные, организационные и правовые условия деятельности кооперативов. Кооперативные предприятия наряду с государственными признавались основным звеном единого народно-хозяйственного комплекса страны. Кооперативы могли действовать как в сельском хозяйстве, где их преобладающей формой являлись колхозы, так и в промышленности, строительстве, на транспорте, в торговле и общественном питании, в сфере платных услуг и т.д.
В системе мер по совершенствованию производственных отношений все большее значение стала приобретать аренда. В связи в этим Президиум Верховного Совета СССР в апреле 1989 г. принимает Указ "Об аренде и арендных отношениях в СССР".
Второй этап в развитии гражданского права, по всей видимости, можно связать с принятием 24 декабря 1990 г. и введением в действие с 1 января 1991 г. Закона "О собственности в РСФСР". Российский Закон наряду с государственной, муниципальной, собственностью общественных объединений (организаций) восстановил частную собственность. Одновременно был предусмотрен запрет для государства устанавливать в какой бы то ни было форме ограничения или преимущества в осуществлении права собственности в зависимости от нахождения имущества в частной или других формах собственности. В отличие от прежнего законодательства не ограничивались число и стоимость приобретенного имущества. Вводилась приобретательная давность - добросовестное и открытое владение недвижимым имуществом не менее 15 лет или движимым не менее 5 лет - как основание возникновения права собственности. Закон предусматривал защиту интересов собственника в случае принятия государством законодательных актов, прекращающих право собственности, путем возмещения в полном объеме причиненных убытков. Прекращение права собственности в связи с решением государственного органа, направленным на изъятие имущества у собственника, допускалось лишь в случаях, установленных законом, с предоставлением равноценного имущества или возмещением убытков. Таким образом, Закон о собственности в РСФСР является тем своеобразным рубежом, с которого начался процесс перехода к рыночной экономике.
Новые условия потребовали и пересмотра правового статуса предприятий. Поэтому на следующий день после принятия Закона о собственности принимается Закон "О предприятиях и предпринимательской деятельности", распространяющий свое действие на лиц, преследующих цель получения прибыли. Данный акт был введен в действие одновременно с Законом о собственности и отменил полностью действие Закона "О предприятиях в СССР", законов об индивидуальной трудовой деятельности и кооперации в части, противоречащей этому акту .
Так как рыночные преобразования немыслимы без разгосударствления собственности, Закон о собственности в ст. 25 предусмотрел возможность приватизации, т.е. отчуждения в частную собственность граждан и юридических лиц государственного и муниципального имущества. В соответствии с данной нормой в июле 1991 г. принимаются Законы "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" и "О приватизации жилищного фонда".