Развитие Советского государственного аппарата в период НЕП
Высшие органы государственной власти и управления.
Высшим органом стал Съезд Советов Союза ССР. Собирается он не реже раза в год. С 1927 года – и эта периодичность признана избыточной, так что теперь – раз в два года. По большому счёту и это много.
Формирование – так же, как формировались республиканские съезды. Т.е. представители губернских съезды советов и городских советов – избирали. От губернских съездов – больше всего губерний в РСФСР – следственно, РСФСР доминировало.
Компетенция – статья 1 и 2 Конституции 1924 года. Т.е. все вопросы, отнесённые к ведению Союза.
Между съездами действие Центральный Исполнительный Комитет СССР. Не ВЦИК, а ЦИК, это экстремизм. Мы вызовем ОМОН и он вас примет. Изначально, в 22-23 годах, ЦИК планировался как обычный однопалатный парламент. В июле 1923 года состоялось совещание четвёртое по счёту национальной комиссии, и решили наполнить национальными кадрами, их очень мало. Была поставлена задача насытить управление регионами национальными кадрами. Возможно поэтому, возможно были и другие причины. И уже с 1923 года ЦИК проектировался как двухпалатный парламент. Палаты были равные и теперь нету верхней и нижней палаты. Первая – Союзный совет, формируется съездом Советов в составе 414 депутатов пропорционально населению СССР. Вторая – Совет национальностей, формируется тоже съездом, но от субъектов СССР. И соответственно каждая советская республика посылали в эту палату по 5 человек, от каждой автономии – по 1. Учитывая отдельных мелких национальностей, получилось, что обязательно человек от неё должен быть. В этом смысле было исключено доминирование РСФСР.
Где больше всего автономий? Конечно, в Российской Федерации. Но всё по национальному принципу. Если Союзный Совет является зеркальным отображением состава съезда, то Совета национальный – противовес. Эти палаты равноправны. Заложена возможность конфликта между палатами, поэтому предусмотрено создание согласительных комиссий, совместное заседание палат, ну и ,в крайнем случае, это передача дела на рассмотрение очередного съезда советов.
Компетенция – примерно как разделение Всероссийского Съезда и ВЦИКа.
Исключительная компетенция:
1. Изменение Конституции СССР;
2. Ратификация международных договоров.
Сессии ЦИКа собираются не реже трёх раз в год.
Президиум ЦИК.
У него компетенция поинтересней, чем с Конституцией 1918 года.
Собирает ЦИК на сессии.
Обладает контрольными полномочиями. Может приостанавливать действие постановления наркоматов до созыва ЦИК. Президиум ЦИК – координирующий орган до сессии ЦИКа.
Готовит материалы для очередной сессии ЦИКа. Рабочий орган он для ЦИКа советского союза.
При формировании Президиума учтены члены обеих палат.
Всего 21, последние 7 – избираются на совместном заседании палат. 7 –от союзного совета и 7 от совета национальностей.
СНК СССР.
Состоял из народных комиссаров. Но что это за народные комиссары? Это Комиссары, возглавлявшие два типа народных комиссариатов:
1. Общесоюзные – реализуют компетенцию СССР. 5 человек
2. Объединённые – реализуют сферу совместного ведения. 5 человек.
Виды наркоматов:
1. Иностранных дел;
2. Путей и сообщения;
3. Внешней торговли;
4. Почты и телеграфа;
5. Военных дел;
6. Продовольствия;
7. Нарком, возглавляющий ВСНХ СССР;
8. Труда;
9. Финансов;
10. Нарком, возглавляющий рабоче-крестьянскую армию.
Компетенция совнаркома включает законодательные полномочия.
Смотреть выше – по компетенции СССР и совместной.
Отсутствует формальное разделение властей. Однако, СНК всё реже и реже законодательствует. В основном, акты их утверждаются ЦИКом, и вступают в силу только после подтверждения. Их самостоятельное законотворчество уже не велико. Хотя де-юре – издавали декреты.
Местные органы.
Два магических слова:
1. Оживление;
2. Коренизация.
Оживление. В годы гражданской войны затухло. Теперь надо оживлять. Одно из самых главных НЭПовских нововведений – расширение избирательного списка, т.е. включение туда тех, кто это права был лишён, например, торговцев. Сначала сдай продналог, потом торгуй пожалуйста.
Второе – укрепление финансовой и материальной базы местных советов. В годы гражданской войны были упразднены местные бюджеты, теперь их восстановили Восстановили местные бюджеты, начиная с уездного, губернские, а также республиканские. Бюджеты были дотационными. Суть в том, что если доходы республики меньше расходов, то разницу покроют из дотацией из федерального бюджета. Это было официально закреплено. Касательно материальной базы – в управление местных советов переданы местные предприятия; главкизм приказал долго жить. Плюс – здравоохранение и образование местного значения.
Третье – проведение предвыборных кампаний. Несколько раз за годы НЭПа результаты выборов признавались недействительными – по причине низкой явки избирателей. Подкорректировано законодательство по отзыву депутатов. Очень часто депутаты физически не могли работать. Засыпали.
Национализация руководящих кадров - коренизация. Это делается, во-первых, путём национального делопроизводства – два языка – на русском и на национальном. Во-вторых, повышение уровня грамотности местного населения. За счёт федерального бюджета.
Обновляется законодательство о выборах в местные советские органы.
69.