Развитие Советского государственного аппарата в середине 50-х - середине 60-х годах.

1953 г., умер Сталин, после этого идёт борьба за власть: Берия, Хрущев (Маленков, Жуков), после этой борьбы расстрелян Берия. До этого был генеральным секретарём, 1-ый секретарь партии (Хрущев).

Отправная точка – ХХ съезд КПСС в феврале 1956 г. (самый продолжительный съезд, с 14-25 февраля). Основные идеи докладов на этом съезде: обновление общества, демократизация, придание нового импульса экономическим и социальным отношениям. Так же доклад Хрущева о культе личности Сталина (готовила доклад специальная комиссия), не все политбюро (президиум ВС) поддержало доклад, после прочтения он был засекречен. Основные выводы опубликованы в постановлении ЦК КПСС “О преодолении культа личности Сталина”, без какой-либо конкретной информации. Выводы этого постановления:

  1. Был обозначен период советской истории – период культа личности Сталина, сложившегося по двум объективным и субъективным причинам. 1. (Объективная) - сложности социалистического строительства, война, сложность индустриализации и коллективизации, классовая борьба. 2. (Субъективная) - личные качества Сталина (все узнали о письме Ленина в политбюро о Сталине).
  2. Культ личности деформировал социализм, принес ущерб обществу, государству, но не изменил сути социалистического общества и его политических институтов. Поэтому необходимо преодолеть деформацию предыдущего периода, вернуться к до деформированному состоянию. И все дальнейшие мероприятия этим обуславливались.

Демократизация – проявляется:

  • Повышение роли Советов,упрочнение связей с народными массами
  • Регулярно созываются съезды партии, заседания ЦК стали открытыми.
  • Демократизация государственных учреждений. Регулярно проводятся сессии ВС (реально до войны президиум 3-4 раза в год, в 50-е г. ни разу)
  • Передача части законодательных функций из центра на места. (1956 г. ликвидация Минюста СССР, вновь созданы Минюсты республик). Расширение полномочий Верховных Судов республик.
  • Расширены полномочия местных советов. В 1957 г. постановление ЦК об улучшении деятельности советов депутатов и трудящихся, и усиление связи с трудящимися. На его основе новые полномочия советов на всех уровнях. Особо расширялась компетенция советов в социально-экономической сфере. Возросли бюджеты местных советов.
  • Выдвижение кандидатов в депутаты проходило открыто, на общих собраниях рабочих и колхозников. Кандидатуры по разнарядке, обсуждение кандидата, обязательные встречи депутатов с избирателями, депутатский приём, регулярные его выступления с отчетами.
  • Всплеск общественной активности, повышается роль общественных организаций. Профсоюзы – огромные права по распределению жилья, социальные выплаты и др. Создавались уличные и квартальные комитеты, родительские советы при школе, народные дружины, советы ветеранов и др.
  • Восстановление национальных автономий: Чеченская, Ингушская, Калмыцкая, Карачаевская автономии и др. (не восстановлены крымские татары, немцы). До середины 50-х эти народы специальные переселенцы под надзором специальных комендатур при НКВД, после отмены этого режима отсутствовала политика возращения их на родные места, не было материальной поддержки, материальной компенсации.
  • Работа по реабилитации незаконно репрессированных граждан. Сначала заявления подавали лично, знакомые и родственники репрессированных, в Верховный Совет и прокуратуру с просьбой о пересмотре дела. После ХХ съезда, летом 56-57 г. созданы специальные комиссии, которые пересматривали дела на местах (нехватка людей для пересмотра дел). Основная масса реабилитирована, в том числе военные начальники, репрессированные 38 г. Не были реабилитированы политические деятели (Зиновьев, Каменев и др.) – проявилась ограниченность ликвидации культа личности Сталина.
  • Радикальная реформа в области управления. Попытка отойти от сложившегося административно-территориального деления. Вся территория СССР разделена на экономические административные районы, в которых создали совет народного хозяйства, подчиняющийся совету Министров союзной республики. Создано 105 СНК(Х) (70 в РСФСР), одновременно ликвидировано 141 министерство. Сохранился Госплан и Госснаб (координировал). При совете Министерств создано ряд комитетов, особенно в области обеспечения научно-технического прогресса (по авиации, машиностроению и др.).

Оценка экономических реформ неоднозначна - до 80-х отрицательно, после положительно. Но после Хрущева все свернуто.

Создание СССР.

Договор о создании Союза Советских Социалистических Республик (СССР) был подписан в декабре 1922 г. представителями четырех советских республик: РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации (Азербайджан, Армения и Грузия).
Эти государства образовали в годы Гражданской войны военно-политический союз, заключив систему межгосударственных договоров и соглашений. С окончанием войны усилия по поиску будущих форм экономического и политического объединения активизировались.
Причины создания СССР. Сближение республик, с одной стороны, отвечало историческим традициям: столетиями складывавшаяся единая экономика, плодотворное культурное взаимодействие, участие в защите страны от внешних врагов. С другой стороны, оно опиралось на сходство политических систем, возникших после Октября 1917г., на партийное единство: стоявшие у власти в этих государствах национальные компартии входили в состав РКП(б).
Этот процесс не был простым. Давали о себе знать и националистические настроения части местной элиты, и стремление центра (в лице российских руководящих органов) утвердить единый порядок управления, игнорируя мнение республик.
Принципы создания СССР. В августе 1922 г. от имени комиссии, созданной по постановлению ЦК РКП(б), был предложен план вхождения советских республик в состав РСФСР на правах автономий (проект автономизации И. В. Сталина). Его авторы утверждали, что объединение республик в реальную, как они ее называли, федерацию (в противовес фиктивной, когда официальные речи о независимости республик прикрывают фактическое всесилие центра) приведет к тому, что уже через год будет крайне сложно сохранить единство советских республик .
Против этого проекта выступали руководители республиканских компартий. Они утверждали, что реальная федерация будет полезна не только с точки зрения интересов укрепления международного влияния советского строя, но и в смысле завоевания доверия народных масс, решения экономических проблем и др. Высказывались предложения о создании конфедерации, которая позволила бы республикам остаться полностью самостоятельными в решении вопросов внутренней политики.
Острая дискуссия завершилась одобрением федеративного проекта В. И. Ленина: республики сохраняют независимость и на условиях равноправия заключают договор об образовании союза (федерации). Речь шла о «новом союзе, новой федерации», «новом этаже, федерации равноправных ».
Образование СССР имело важное историческое значение. Была найдена новая форма совместного сосуществования народов, длительное время входивших в состав единого государства. Вместе с тем федеративные принципы устройства постепенно вытеснялись иными — унитарными.

Значение образования СССР

Финансовое и экономическое развитие
Объединение республик в Союз дало возможность аккумулировать и направить все ресурсы на ликвидацию последствий гражданской войны. Это способствовало развитию экономики, культурных отношений и позволило начать избавляться от перекосов в развитии отдельных республик. Характерной чертой становления национально ориентированного государства стали усилия правительства в вопросах гармоничного развития республик. Именно для этого с территории РСФСР в республики Средней Азии и Закавказья были перемещены некоторые производства с обеспечением их высококвалифицированными трудовыми ресурсами. Проводилось финансирование работ по обеспечению регионов путями сообщений, электричеством, водными ресурсами для орошения в сельском хозяйстве. Бюджеты остальных республик получали дотации от государства.
Социальное и культурное значение
Принцип построения многонационального государства на основе единых стандартов оказал позитивное влияние на развитие в республиках таких сфер жизнедеятельности, как культура, образование и здравоохранение. В 20-30-х годах повсеместно в республиках строятся школы, открываются театры, развиваются средства массовой информации и литература. Некоторым народам учёными разработана письменность. В здравоохранении делается упор на развитии системы медицинских учреждений. Например, если в 1917 году на весь Северный Кавказ приходилось 12 клиник и всего 32 врача, то в уже 1939 году только в Дагестане наличествовало 335 врачей. При этом 14% из них были из состава исконной национальности.

Наши рекомендации