Второй Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, его решения и первые шаги по формированию государственного аппарата Российской республики

Предпосылки возник. сов. гос.: объективные- обострение классовых противоречий, присущих буржуазному обществу, антагонизм между трудом и капиталом конфликты в деревне ( недовольство земельными реформами, желание избавиться от эксплуататоров, и получение земель, расслоение крестьянства, усилившаяся после Столыпинской реформы, усиление национальных движений; мировая война; слабость Временного правительства, падение его авторитета, повышение влияния Советов. Субъективные - популярность социалистических идей, существование В России партии большевиков, готовой повести массы на революцию, наличие в партии сильного руководителя(В.И.Ленин).После Октябрьской революции в результате сочетания всех факторов и предпосылок возникло Сов. гос-во, юридически оформленное 2 Всер. съездом Советов. В ходе первой русской революции возникли пер­вые Советы - представительный орган рабочего класса, крестьян и солдат. Советы, регулировали общественную жизнь, стремились ликвидировать старые порядки и утвер­дить новые, которые бы отвечали их интересам при помощи нормотворческой деятельности. Советы прово­дили огромную работу по демократизации отноше­ний: контролировали наем и увольнение рабочих, вы­дачу зар.платы, ввели 8-часовой рабочий день, занимались трудоустройством и нормирова­нием рабочего времени. К Советам большевики вернулись после револю­ции в феврале 1917 г, После укрепления власти Совета в центре начался процесс установления советской власти на местах, который распался на 2 этапа: 1) захват власти военно-революционными комите­тами у Временного правительства; 2) передача власти Советам. 2-ым Всероссийским съездом Советов была установ­лена единая система органов власти на местах (гу­бернские, уездные, волостные съезды Советов, посел­ковые и сельские Советы). Юридическое оформление единовластия Советов в центре и на местах завершилось к весне 1918 г. С ликвидацией буржуазного гос-ва были лик­видировано и буржуазное право. Наряду с новыми за­конами продолжали действовать нормы старого пра­ва, которые не противоречили программам партии. В гражданском праве ограничивались право част­ной собственности, право гос.собственности было значительно расширено. Трудовое право- введение всеобщей трудовой повинности. В октябре 1917 г. был принят Декрет, устанавливающий 8-часовой рабочий день, который запрещал использовать труд женщин и подростков в ночное время и ограничивал рабочее время на вредных производствах и сверх­урочные работы. Был введен двухнедельный оплачиваемый отпуск, работнику обеспечивались прожиточный минимум и минимальная заработная плата, оплата труда муж­чин и женщин полностью уравнялась, было введено социальное страхование. В дек. 1918 г. принят первый Кодекс законов о труде РСФСР, действие которого распрост­ранялось на все категории граждан, работающих в госу­дарственном, кооперативном и частном хозяйстве. Семейно-брачное право - изменения: 1) отменен церковный брак и установлен граж­данский, регистрируемый советскими органами в актах гражданского состояния; 2) установлен брачный возраст для мужчин —18 лет, для женщин — 16 лет; 3) уравнивались в правах внебрачные дети с рожден­ными в браке; 4) расторгал брак суд. В сентяб­ре 1918 г. был принят Кодекс законов об актах граж­данского состояния, брачном, семейном и опекун­ском праве, в котором отменялся принцип общего имущества супругов, родителей и детей, запреща­лось усыновление. В Угол. праве появились не известные буржуазному праву понятия и конкретные составы таких преступлений, как спекуляция, контр­революционные выступления, за сокрытие материалов и продуктов, за неправильное ведение отчетности. Вводилась исключительная мера наказания — рас­стрел. В процессе законотворчества формировалась единая система права, которая нуждалась в консти­туционной основе. Национализация охватила сферы промышленно­сти, транспорта, финансов и жилья. Декларация прав народов России представляла собой один из первых нормативных актов Советско­го государства, утверждена СНК РСФСР 2 ноября 1917 г, основным национально-государственным прин­ципом Декларация провозгласила право нации на самоопределения. Формирование социалистического права началось с момента создания первых декретов 2го Все­российского съезда Советов, на котором были сфор­мированы его принципы. Старые законы отменялись, если противоречили «революционному правосозна­нию», что в дальнейшем стало главным источником права. Посте­пенно складывалась новая судебная практи­ка, осуществляемая судебными органами, высши­ми органами власти, к которым относились съезд, ВЦИК, СНК, руководящие органы политических пар­тий (ЦК) и местные Советы. В кач-ве источника права выступали не норма права и правоотнош., а правосознание. Окт. революция произвела изменения в соц. строе России и праве.





2.Стороительство Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов на местах…

Слом старых и созда­ние новых местных органов власти и управления проходили по мере распространения революции по территории страны. Дина­мику этого процесса иллюстрируют сведения об установлении Советской власти в губернских городах. До конца октября 1917 г. власть Советов победила в 21 губернском городе, в ноябре — еще в 15, в декабре — в 13, в январе 1918 г. — в 15. При этом оружие для подавления сопротивления контрреволюции пришлось при­менять лишь в 15 крупных городах из 84. Слом старых местных органов проходил по-разному. Прежде всего Обращением II Всероссийского съезда Советов «Рабочим, солдатам и крестьянам!» юридически были упразднены посты представителей центра на местах — губернских и уездных ко­миссаров Временного правительства. Практическое лишение влас­ти этих комиссаров проходило по мере установления Советской власти на местах. Сложнее обстояло дело с третьей системой местных органов — земским и городским самоуправлением, которое руководило жиз­ненно важными для населения городским хозяйством, продоволь­ственным делом, здравоохранением. Советам, еще не имевшим ни соответствующего аппарата, ни специалистов, было не под силу взять на себя эти функции. Поэтому, распустив наиболее контрреволюционные органы местного самоуправления, Советы использовали остальные для решения неотложных хозяйствен­ных дел, направляя в них своих комиссаров. Для осуществления перехода аппарата органов местного само­управления в ведение Советов в декабре 1917 г. был специально учрежден Наркомат по местному самоуправлению,

Власть на местах принадлежала областным, губерн­ским, уездным и волостным съездам Советов, а также городским и сельским Советам. Постоян­ными рабочими органами съездов Советов и Советов были их ис­полнительные комитеты. Съездам Советов и их исполкомам при­надлежало право контроля над деятельностью местных Советов, tвплоть до отмены решений нижестоящих советских органов. Советы становились органами, регулирующими всю местную жизнь.

Значительный рост и укрепление съездов Советов в связи с объ­единением губернских и уездных съездов Советов рабочих и сол­датских депутатов с Советами крестьянских депутатов способство­вали роспуску земских и городских самоуправлений. Уже к 1 апре­ля 1918 г. было распущено более 3/4 городских дум, а к лету 1918 г. городские думы и земства были упразднены почти повсюду.

Большую роль в деле упрочения Советской власти в деревне сыграли волостные и сельские комитеты бедноты (ком­беды), учрежденные в мае 1918 г. При Советах и исполкомах создавались отраслевые отде­лы или комиссариаты. К ним относились отделы земледелия, юстиции, социального обеспечения, народного просвещения, тру­да, продовольственный, дорожно-строительный, здравоохранения и др. Число отделов в разных исполкомах колебалось от 5 до 25. Отделы в свою очередь подразделялись на подотделы: медицин­ский, статистический, милиции и т. д. Во главе отдела должен был стоять член исполкома. Контроль за деятельностью всех от­делов осуществлялся президиумом исполкома — его коллегиаль­ным руководящим органом. На комбеды возлагались зада­чи распределять хлеб, предметы первой необходимости и сель­скохозяйственные орудия, оказывать содействие местным про­довольственным органам в изъятии излишков из рук кулаков, снабжать деревенскую бедноту хлебом. Комбеды взяли на себя заботу о формировании частей Красной Армии, создавали сель­скохозяйственные коммуны и другие кооперативы, содействова­ли развитию культурно-просветительской деятельности в деревне. В комбеды избирались не только бедняки, но и середняки, по­рой даже кулаки, хотя по закону им не было здесь места. Там, где классовый состав советов и комбедов был одноро­ден, они существовали параллельно, но руководящими органами оставались Советы, а комбеды превращались по существу в их продотделы.

Наши рекомендации