Государственное устройство и административно-территориальное деление периода становления Русского централизованного государства.
Новый государственный аппарат Русского централизованного государства сформировался к середине XVI в.Возглавлял Русское государство великий князь,сконца XV в. он стал именоваться государем всея Руси.
По мере централизации государства и подчинения отдельных княжеств Московскому великому князю его власть значительно возросла. В XIV—XV вв. происходит резкое сокращение иммунитетных прав, удельные князья и бояре становятся подданными великого князя.
Одним из средств укрепления великокняжеской власти, а также упорядочения финансов была денежная реформа, проведенная в начале XVI в. Ее основное значение заключалось в том, что она вводила в государстве единую денежную систему, чеканить монету мог только великий князь, деньги удельных князей изымались из обращения.
Великий князь, еще не имея абсолютной власти, управлял государством при поддержке совета боярской аристократии — Боярской думы.
Боярская дума была постоянно действовавшим органом, основывавшимся на принципе местничества (замещение государственной должности связывается с происхождением кандидата, со знатностью его рода). Дума вместе с князем осуществляла законодательную, административную и судебную деятельность.
Состав Боярской думы на протяжении XIV—XVI вв. постоянно менялся. В нее входили путные бояре, тысяцкий, окольничий, «бояре введенные», думные дворяне, думные дьяки, дети боярские и др.
В XIII—XV вв. продолжала действовать дворцово-вотчинная система управления.Важная роль в ней принадлежала княжескому дворуво главе с дворецкими и дворцовыми ведомствами — путями. В XIV в. существовали конюший, соколичий, стольничий, ловчий и другие пути, возглавляемые соответствующими путными боярами. Постепенно эти придворные чины превращались в государственные должности.
Централизация государства, расширение территории и усложнение социально-экономического и политического развития потребовали создания специального управленческого аппарата.
В результате начиная с конца XV в. происходит становление новых органов центрального и местного управления — приказов.Они представляли собой постоянно действовавшие административно-судебные учреждения, компетенция которых распространялась на всю территорию государства. Были созданы Посольский, Поместный, Разбойный, Казенный, Ямской и другие приказы.
Приказы совмещали административные, судебные и финансовые функции. Они имели свои штаты, приказные избы, делопроизводство, архивы. Приказы возглавлялись боярами, в состав также входили приказные дьяки, писцы и специальные уполномоченные.
К середине XVI в. приказная система управленияокончательно вытесняет дворцово-вотчинную.
Местное управлениедо конца XV в. основывалось на системе кормленийи осуществлялось наместниками великого князя в городах и волостелями в сельской местности.
Компетенция наместников и волостелей четко не определялась. Они занимались административными, финансовыми и судебными делами. Вместо жалованья за службу они имели право оставить себе «корм» — часть собранного с населения. Срок пребывания в должности сначала не был ограничен.
С централизацией Русского государства положение кормленщиков изменилось: устанавливались определенные размеры «корма», регламентировались права и обязанности кормленщиков, срок их деятельности стал составлять от 1 до 3 лет, ограничивались судебные права и др.
В начале XVI в. учреждаются новые дворянские и земские органы — губные и земские избы.В их компетенцию входили финансовые, полицейские и судебные функции.
Специальных судебных органов еще не существовало. Суд не был отделен от администрации, и судебные функцииосуществляли: великий князь, Боярская дума, дворцовые ведомства, приказы, наместники, волостели и церковный суд. С созданием губных органов большинство уголовных дел было отнесено к их компетенции.
Формируется система обжалования решений суда — центральные органы могли рассматривать жалобы на решения местных судов.
В конце XV — начале XVI в. была проведена реорганизация вооруженных сил,которые стали теперь включать феодальное ополчение, дворянское поместное ополчение, народное ополчение и княжеское дворцовое войско
17. Светские и духовные феодалы в XV-XVII вв., их положение в русском общ-ве.Класс феодалов подразделялся на несколько разрядов. Во главе стоял великий князь – крупнейший феодал, владевший дворцовыми и черносошными землями. Дворцовые земли принадлежали князу и его семье непосредственно и зачастую раздавались приближенным за службу. Служилые князья превратились в крупных вотчинников, подданных великого князя, обязанных ему службой. Бояре– крупные землевладельце, основная категория господствующего класса феодалов (наряду с монастырями и церковниками) в период феодальной раздробленности. Они имели большие права на землю и живших на них крестьян: передавали землю по наследству, отчуждали ее, меняли и.т.д. В их руках (согласно иммунитетным грамотам) находились суд, управление, сбор податей. Они были свободны от податей и повинностей, входили в состав феодального совета при князе (боярской думы), занимали важнейшие должности в системе управления гос-ом и в вооруженных силах, имели привилегии в суде. Служилые люди – дворяне – владели землей на так называемом поместном праве, т.е. условно за службу и на время службы. Владельцы поместных земель не могли их отчуждать и передавать по наследству, не входили в боярскую думу, не могли получать высшие чины в дворцовом управлении и быть наместниками. Монастыри и церковь – крупнейшие землевладельце-вотчинники имели до трети всех частновладельческих земель. Духовенство связывало свою политику с великим князем, поддерживало его стремление к политическому объединению Руси, укреплению гос. аппарата, но в то же время широкие привилегии, иммунитеты церковных феодалов мешали централизации гос-ва. В начале 16 в. определилась тенденция к их изменению: земли монастырей и церквей перестали освобождаться от уплаты государственных податей, из юрисдикции суда были изъяты дела о наиболее тяжких преступлениях. церковные феодалы имели ряд личных привилегий – не платили государевых податей ( были «белым» сословием), подлежали только суду духовенства, их жизнь, честь, имущество защищалось повышенными мерами наказания.