Глава XVI. Почему ныне недвижимое имущество верующих остается в Церкви
Папа Урбан3, единственное послание [1]:
«Иерархи и прочие священнослужители, а также остальные верующие видели большую пользу в том, когда наследственные владения и поля, прежде продававшиеся, передаются церквям, возглавляемым епископами, дабы те от доходов с них могли как в настоящем, так и в будущем лучше обеспечивать общину ве-
1 Подложное послание Иоанна I, Папы Римского (523 — 526 гг.).
2 Подложный трактат Мильтиада, Папы Римского (311—314 гг.).
3 Подложная декреталия Урбана I, Папы Римского (222 — 230 гг.).
рующих... § 2. Само же имущество именуется подношениями верующих, поскольку жертвуется Господу...»
Часть II. Грациан. Все авторитеты ясно свидетельствуют, что [отдельным] клирикам никоим образом не позволяется иметь что-либо в собственности...
Папа Урбан [I] сказал в своем единственном послании [2]:
Глава XXVI. Епископ распределяет имущество Церкви как общее
«Имущество Церкви должно честно распределяться не как собственное, но как общее [для всей Церкви] и пожертвованное Господу...»
Дело XIII
Вопрос II
...Блаженный Григорий [I] сказал:
Глава IV. Надлежит соблюдать последнюю волю покойного
«Всеми силами надлежит соблюдать последнюю волю покойного».
Часть IV. Следует относить это к свободному, но не к рабу (servus). Ведь раб не может составлять завещания. Поэтому Папа Геласий [I] писал епископу Гонорию:
Глава V. Раб не может составлять завещания
«...До нас дошло, что подрядчик Амплиат, который не только является рабом Церкви, но с давних пор так вовлечен в ее денежные дела, что, даже будучи свободным, считался бы во всех отношениях зависимым, пока не рассчитался бы с ней вполне, предпринял безрассудную попытку составить завещание. По закону же несомненно, что весь его пекулий относится к церковной юрисдикции...»
Глава XI. Должны быть отлучены те, кто дерзнет удерживать пожертвованное или оставленное церквям по завещанию
То же в [деяниях] собора в Агде1:
«Клирики или миряне, которые с упорством удерживают родительские пожертвования, дарения или оставленное [Церк-
1 Вестготский синод в Агде (Южная Галлия) в 506 г.
ви] по завещанию, или же посягают на то, что сами подарили церквям и монастырям, должны быть... отлучены от Церкви словно убийцы нищих, пока не вернут [присвоенного]...»
Дело XXVII Вопрос II
Часть I. Грациан. Исследуется второй вопрос, в котором спрашивается, могут ли девушки, помолвленные с одними, отклонить предыдущую договоренность и обратить свои обещания к другому (вопрос I). Во-первых, следует выяснить, состоят ли они в браке? (вопрос II). Во-вторых, могут ли они расстаться друг с другом?1 § 1. Легко удостовериться, что они являются супругами как исходя из определения брака, так и на основании авторитета многих. Ведь супружество или брак есть соединение мужчины и женщины, поддерживаемое нераздельным образом жизни. Иначе говоря, соединение имело место между теми, кто вел нераздельный образ жизни. Соответственно между ними было согласие, которое есть побудительная причина брака, сообразно сказанному у Исидора: «Согласие создает брак». То же у Иоанна Хризостома2.
Глава I
«Ведь брак создает не соитие, но воля, а потому его расторгает не разделение тел, а разделение в волях. Значит, тот, кто оставит свою жену и не принимает другую, остается женатым. Ибо, хотя и отделен телом, все же в отношении воли остается соединенным. Когда же примет другую, то полностью оставит [жену]. Итак, распутству предается не тот, кто оставляет, а тот, кто приводит другую».
1 Употребляемые Грацианом термины «discedere», «divortium», «discessio» обозначают расторжение брака, или развод, который подразумевал тогда лишь отлучение от стола и ложа, а потому не тождественен современному юридическому понятию развода.
2 Иоанн Златоуст, епископ Константинопольский (ок. 347—407), Отец Церкви.
Глава II
То же Папа Николай [I] для уведомления болгар (3): «В соответствии с законами достаточно одного их [мужчины и женщины] согласия, на основании которого совершается соединение. Если же случится, что в браке отсутствует лишь это согласие, то все прочее вместе с самим соитием не имеет силы».
Грациан. Итак, если между ними было согласие, которое одно создает брак, ясно, что они являются супругами... По словам Августина:
Глава III
«... § 1. Становятся супругами по достижении обоюдного согласия жить вместе и вести нераздельный образ жизни. Нераздельный же образ жизни заключается в том, чтобы отдавать себя во всем мужу... и наоборот...»
Глава VI
То же Исидор, «Этимологии» (IX, 7):
«Более справедливо называть супругами, начиная с первой клятвы при помолвке, хотя они еще не узнали брачного сожительства...»
Часть III. Грациан. Итак, очевидно, что та не является супругой, которой разрешено при живом женихе выйти за другого. Когда же, согласно Амвросию и остальным Отцам, называют невест женами?.. Следует знать, что [заключение] брака начинается с помолвки, заканчивается соитием. Поэтому между женихом и невестой существует брак, но начатый (initiatum), между совокупившимися брак является окончательным (ratum)...