Глава I. Божественные законы установлены от природы, а человеческие — обычаями

«Все законы либо Божественные, либо человеческие. Боже­ственные установлены от природы, а человеческие — обычаями, поэтому те и расходятся, ибо разное нравится разным народам. § 1. Fas есть закон Божественный, a jus — закон человечес­кий...»

1 Датируется XII в.

2 Исидор, епископ Севильский (ок. 560 — 636), Отец Церкви.

Грациан. ...Все, что является fas, принимают под именем Божественного, или естественного, закона, под именем челове­ческого закона понимают обычаи, правильно записанные, со­храненные и переданные...

Поэтому Исидор говорит в «Этимологии» (V, 3):

Глава II. Право есть род, а закон (lex) — разновидность

«Право есть общее имя, а закон — разновидность права. Правом же называется, ибо справедливо. Итак, всякое право установлено законами и обычаями».

Глава III. Что такое закон [Etym. V, 3]

«Закон есть письменное установление».

Глава IV. Что такое обычай (mos) [Etym. V, 3; II, 10]

«Обычай есть давнее обыкновение (consuetudo), выводимое лишь из привычек».

Глава V. Что такое обыкновение (consuetudo) [Etym. V, 3; II, 10]

«Обыкновение есть право, некогда установленное обычаями, которому следуют вместо закона, когда закон отсутствует.

§ 1. Не важно, установлено ли оно написанием или размышлением, поскольку размышлением и закон вырабатывается.

§ 2. С другой стороны, если закон устанавливается разумом, то законом будет все, что устанавливается разумом в той мере, в какой соответствует религии, приличествует дисциплине, содействует спасению.

§ 3. Называется же обыкновением, поскольку находится в общем употреблении».

Грациан. Итак, всякий раз, когда говорят: не важно, уста­новлено ли оно написанием или размышлением, ясно, что обык­новение частично передается в писаниях, частично сохраняется привычкой пользующихся [им]. То, что передается в писаниях, называется установлением, или правом; а то, что не передается в писаниях, объединяется под общим именем «обыкновение».

§ 1. Есть и другое подразделение права, по свидетельству Исидора (V, 4), говорившего так:

Глава VI. Каковы суть разновидности права [Etym. V, 4]

«Существует право естественное, гражданское или [право] народов...»

Различение III. Грациан

Часть I. Все эти разновидности суть части мирских законов. Но ведь одно дело — это установление гражданское, а другое — церковное: гражданское же называется общественным или граж­данским правом. Каким именем обозначается церковное уста­новление, мы увидим. § 1. Церковное установление называется каноном. А что такое канон, объявил Исидор в «Этимологии» (VI, 16), говоря:

Глава I. Что такое канон

«Канон в греческом языке, по латыни называется правилом (regula)».

Глава II. Почему называется правилом lEtym. VI, 16]

«Правилом зовется то, что ведет в правильном направлении, не увлекая куда-либо в другую сторону...»

Часть II. Грациан. В свою очередь из канонов одни суть декреты Понтификов, а другие — установления соборов. Из со­борных одни — вселенских, другие — провинциальных. Неко­торые из провинциальных созываются авторитетом Римского Понтифика, а именно проводятся в присутствии легата [послан­ника] святой Римской церкви; другие же — авторитетом патри­архов, или примасов, или митрополитов той провинции. Это сле­дует знать об общих для всех правилах.

§ 1. Существуют также и частные законы (privatae leges), как церковные, так и мирские, которые именуются привилегиями...

Различение IV. Грациан Глава II. Каким должен быть закон [Etym. V, 21 ]

«Да будет закон добродетельным, справедливым, выполни­мым, соответствующим природе, обычаю родины, отвечающим месту и времени, необходимым, полезным, наконец, понятным, дабы в силу неясностей не увлекал в ловушки, предписанным не ради личной выгоды, но для общей пользы граждан».

Глава III. Законы тогда можно обсуждать, когда они вводятся, но не после того, как они были введены...

Грациан. Законы вводятся при обнародовании; приобретают прочность, когда закрепляются привычками применяющих их. Так как некоторые законы, противоположные привычкам, при­

меняющих их, оказались ныне лишенными силы, сами законы утверждаются привычками применяющих их...

Часть IV. Грациан. Не порицают как виновных в наруше­ниях тех, кто не соблюдает нечто, хотя и установленное закона­ми, но все же не закрепленное общим употреблением. Вообще же неповинующиеся им [канонам] теряют собственную должность, поскольку тем, кто не в состоянии повиноваться святым канонам, приказывают полностью оставить принятое служение; если толь­ко кто-нибудь не скажет, что это было установлено не в качестве декрета, а предписано как поучение. Ведь декрет предписывает необходимое, а поучение побуждает свободную волю.

Различение VIII. Грациан

Часть I. Естественное право отличается от обычая и уста­новления. Ведь, согласно естественному праву, все является общим для всех. Как известно, это соблюдалось не только меж­ду теми, о которых мы читаем: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян. 4, 32) и т. д., но сохра­нялось и в предшествующее время философами. Так, сообщают, что у Платона справедливейшим образом было устроено то госу­дарство (civitas), где никто не ведал собственнических жела­ний. Согласно же праву обычая или установления, это является моим, а то — чужим.

Поэтому Августин сказал в комментарии на Иоанна (VI, 1, 25):

Наши рекомендации