Речь против Навсимаха и Ксенопифа
(18) (Закон) «...Закон, который недвусмысленно говорит, что, если не возбудить дело в течение пяти лет, судебный иск уже не допускается...»
«Никто не может быть освобожден от триерархии1, кроме девяти архонтов».
«Если кто-нибудь оспаривает права на наследство или на эпиклеру, полученные по решению суда, пусть он вызовет владеющего ими к архонту, как это делается при исках другого рода. Возбуждающий иск должен внести залог. Если он добьется присуждения себе наследства, не вызвав владеющего им, решение будет недействительным. Если тот, кто раньше высудил себе наследство, умер, пусть претендент, для которого еще не истек срок давности, сделает вызов таким же образом. Претензия предъявляется к тому, в чьих руках находится имущество, и выясняется, на каком основании оно было ему присуждено».
«Когда человек умирает, не оставив завещания, то, если у него есть дочери, наследство переходит вместе с ними; если же у него нет дочерей, то право на имущество покойного имеют следующие родственники: братья по отцу; если у них будут законные дети, они получают каждый долю своего отца; если же нет братьев или нет детей братьев... их потомки наследуют на тех же основаниях; преимуществом пользуются мужчины и их потомки при одинаковой и даже при более отдаленной степени родства. Если же нет родственников по отцовской линии до детей двоюродных братьев включительно, то право на наследство имеют родственники со стороны матери по тем же правилам. Если же среди потомков не будет родственников такой степени ни со стороны отца, ни со стороны матери, то наследует ближайший родственник по отцовской линии. Незаконнорожденные того и другого пола2, начиная с года архонства Евклида3, не имеют права наследовать ни имущества, ни участия в семейных святынях».
«Если ближайший родственник эпиклеры, принадлежащей к цензовому классу фетов, не захочет на ней жениться, пусть выдаст ее замуж, дав в приданое сверх имеющегося у нее иму-
1 Разновидность литургии, общественная повинность, возлагавшаяся афинским государством на состоятельных людей, обязанных за свой счет построить и оснастить триеру.
2 Под незаконнорожденными могли подразумеваться как дети, чьи родители не были афинянами, так и внебрачные дети афинских граждан. Последние были в лучшем положении.
3 403 — 402 гг. до н. э.
щества 500 драхм, если он пентакосиомедимн, 300 драхм, если он всадник, 150 драхм, если он зевгит... Если же осталось несколько дочерей, то один родственник обязан выдать замуж только одну из них; остальных пусть снабдят приданым или возьмут в жены ближайшие родственники в последовательном порядке...»
«Пусть обвинение против убийцы произнесут на агоре родственники, включая двоюродных братьев и их детей. Участвовать в преследовании убийцы должны также двоюродные братья и их дети, зятья, тесть, фратеры. Простить убийцу могут отец убитого, если он жив, брат, сыновья — при общим согласии; если один из них возражает, то его голос имеет решающую силу. Если же нет в живых никого из этих родственников, то в случае непредумышленного убийства, признанного таковым судом из 51 человека, т. е. эфетами, 10 фратеров, если захотят, смогут простить убийцу. Их, этих 51 человека, пусть изберут самых достойных. И этот закон пусть распространяется и на тех, кто раньше совершил убийство...»1
«Пусть архонт заботится о сиротах, эпиклерах, опустевших домах и о женщинах, которые, заявив, что они беременны2, остаются в доме своих мужей после их смерти. Пусть он о них заботится и не допускает, чтобы кто-нибудь оскорбил их. Если же кто-нибудь оскорбит их или совершит противозаконный поступок, архонт вправе сам наложить штраф в пределах своих полномочий. Если же, по его мнению, виновный заслуживает большего штрафа, пусть он его вызовет за пять дней и передаст дело в гелиэю, письменно указав сумму штрафа, которую сочтет нужным. В случае осуждения пусть гелиэя определит меру наказания виновного, касающегося лично его или его имущества».
«Разрешается свидетельство со слов умерших, а заочные показания допускаются для находящегося за границей и неспособного явиться в суд».
1 Цитируется часть закона Драконта (621 г. до н. э.) о непредумышленном убийстве. Объявление имени убийцы влекло за собой отлучение последнего от участия в общественной и религиозной жизни полиса.
2 После смерти мужа не имевшая детей жена возвращалась обычно в дом своего отца. Во всяком случае права на наследство мужа она не имела. Но положение менялось, если она ждала ребенка, потенциального наследника.
«Тяжущиеся стороны обязаны ответить друг другу на вопросы1, но не свидетельствовать».
«Пусть свидетель отвечает и за лжесвидетельство, и даже за само свидетельство вопреки закону. Таким же образом пусть отвечает и выставивший этого свидетеля».
«Все, кроме тех, кто были усыновлены ко времени вступления Солона в должность архонта и вследствие этого были лишены права отказа от наследства и возбуждения судебных претензий по вопросам наследства, — все, кроме этих людей, могут завещать свое имущество кому захотят, если у них нет законных детей мужского пола, буде они не впали в безумие под влиянием старости, снадобий или болезней и не действуют под влиянием женщины, безумствуя по одной из этих причин, или если их не принудили силой или лишением свободы».
«Если какая-либо женщина отдана в жены законным образом отцом или братом от того же отца или дедом со стороны отца, то дети от нее законные. Если же этих родичей не будет и если она эпиклера, то ее получает имеющий на это право родственник. Если же она не эпиклера, то на нее имеет право тот, кому она сама себя вручит».
«Если кто-нибудь родится от эпиклеры, то через два года после его совершеннолетия2 он получает свое имущество, но должен выдавать матери пропитание».
«Архонт должен назначать по жребию разбирательство по делам о наследствах и об эпиклерах каждый месяц, кроме Ски-рофориона3. Без судебного разбирательства владеть наследством нельзя».
• «Чтобы ни завещал отец при наличии законных сыновей, если сыновья умрут раньше, чем через два года после совершеннолетия, завещание отца имеет законную силу».
«Если кто-либо вступит в сговор, или организует подкуп ге-лиэи, или какого-нибудь из дикастериев в Афинах, или Совета, давая или получая деньги в качестве взятки, или, будучи защитником в суде, возьмет деньги в ходе частного разбирательства
1 Этот порядок относился к предварительному разбирательству и к самому судебному заседанию.
2 Афинский юноша становился совершеннолетним в 18 лет.
3 Последний месяц афинского календаря (вторая половина июня — начало июля). Приняв дело в этом месяце, архонт не успел бы закончить его рассмотрение до окончания своего годичного срока пребывания в должности.
или государственного дела, — обвинение против таких людей вручается фесмофетам».
«Если чужестранец состоит в супружестве с афинской гражданкой, прибегнув к какой-нибудь хитрости, то письменное обвинение должно быть подано любым афинским гражданином, имеющим на это право, и передано фесмофетам. Если этот чужестранец будет признан виновным, то надлежит продать его самого и его имущество, а третья часть вырученных денег должна быть выплачена обвинителю. Точно таким же образом надлежит поступать и в том случае, когда чужестранка состоит в браке с афинским гражданином. Лицо, которое окажется в супружестве с осужденной, должно уплатить штраф в 1000 драхм».
«Если кто-нибудь сосватает чужестранку афинскому гражданину, выдав ее за свою собственную дочь, то он должен быть лишен гражданской чести, а имущество его должно быть конфисковано. Третья часть вырученных денег должна быть выплачена выигравшему судебный процесс по такому делу. Письменные заявления в связи с подобными обвинениями надлежит подавать всем лицам, имеющим на это право, передавая эти заявления фесмофетам, как и в процессах о выявлении чужестранцев, выдающих себя за афинских граждан».
«Если человек захватит с поличным прелюбодея, захвативший не должен более сожительствовать со своей женой. Если же станет сожительствовать, то должен быть лишен гражданской чести. Женщине, застигнутой за прелюбодеянием, не дозволяется приходить на публичные жертвоприношения. Если же она придет, ее можно подвергнуть любому наказанию, кроме смерти, и наказавший ее не несет при этом никакой ответственности».
Глава 2. Древний Рим