Соучастие в преступлении. виды соучастников. эксцесс исполнителя.
Участие двух или более лиц в совер-и прест-я (множественность субъектов) - количественный признак соучастия. Лицо, совершающее прест-е в соучастии, должно отвечать всем требованиям, предъявляемым к субъекту прест-я, т.е. достичь возраста уголовной отв-ти и быть вменяемым (ст. 19-23 УК).
Совместное участие в совершении прест-я является признаком, который позволяет отграничить соучастие от ситуаций, когда действия нескольких лиц, приводящие к одному преступному результату, не образуют соучастия (некто взломал дверь квартиры, услышав шаги на лестнице, убежал, а шедший за ним гражданин вошел в открытую квартиру и похитил оттуда ценные вещи). Совместность - качественный признак соучастия - означает, что действия одних (одного) соучастников являются необходимым условием действия других (другого) соучастников; их действия дополняют друг друга и приводят к единым преступным последствиям; общие для всех прест-ые последствия наступают в результате усилий всех соучастников; между действиями каждого соучастника и преступными последствиями должна быть причинная связь; именно наличие причинной связи позволяет отграничить соучастие от прикосновенности в форме заранее не обещанного укрывательства; связь должна быть внутренняя.
Совместными являются деяния соучастников, непосредственно участвующих в совершении прест-я, т.е. при соисполнительстве. Лица, соверш-е прест-е с распределением ролей, также действуют совместно.
Умыш-е совместное участие в совершении прест-я характеризуется несколькими моментами. Соучастник прест-я осознает общественную опасность своих действий; осознает общественную опасность действий других соучастников и знает о характере совершаемого прест-я. Соучастники должны также осознавать все названные в законе объективные признаки, которые повышают общественную опасность содеянного.
Совместность умысла обусловлена согласованностью действий соучастников, которая достигается в результате устного или письменного соглашения либо путем конклюдентных действий. Для соучастия не обязателен сговор всех лиц, участвующих в преступлении. Исполнитель должен знать, что ему содействует хотя бы одно лицо, а каждый соучастник должен быть осведомлен о преступном намерении исполнителя. Наряду с осведомленностью о преступном намерении исполнителя соучастник должен сознательно способствовать ему в совершении прест-я.
Согласно части второй ст. 34 УК исполнителем признается лицо, непосредственно совер-ее прест-е. Это означает, во-первых, что в содеянном лицом должны быть признаки объективной стороны деяния, предусмотренные диспозицией статьи Особенной части УК, во-вторых, в виновном отношении лица к содеянному должно найти прямое отражение то обстоятельство, что оно совместно с другими (другим) соучастниками выступило в данном конкретном случае именно как исполнитель (соисполнитель) прест-я.
Подстрекателем признается лицо, склонившее к совершению прест- (часть четвертая ст. 33 УК).
Организатором признается лицо, организовавшее совершение прест-я или руководившее его совершением (часть третья ст. 33 УК).
Пособником признается лицо, содействовавшее совершению прест-я советами, указаниями, предоставлением средств или устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, орудия и средства совершения прест-я, следы прест-я либо предметы, добытые преступным путем.
Эксцесс исполнителя прест-я, хотя и был известен теории уголовного права и практике, законодательно закреплен впервые. Суть этого института состоит именно в решении вопроса об отв-ти соучастников. Эксцессом исполнителя признается совершение исполнителем прест-я, не охватывающегося умыслом других соучастников. В определении эксцесса исполнителя акцент сделан на субъективный признак
При эксцессе исполнителя, когда он выходит за пределы договоренности, отпадает вопрос об уголовной отв-ти других соучастников за совершенное исполнителем, потому что они, как следует из закона, не предвидели неизбежности или возможности наступления преступных последствий от действий исполнителя и не желали и даже сознательно не допускали их наступления, а также потому что между их действиями и действиями исполнителя нет причинной связи.
УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ.
Наказание в виде штрафа исполняется судом, вынесшим приговор, либо судом по месту жительства (работы) осужденного.
Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется уголовно - исполнительной инспекцией по месту жительства (работы) осужденного, исправ-ым центром, исправ-ым учреждением или дисциплинарной воинской частью. Требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются администрацией организации, в которой работает осужденный, а также органами, правомочными в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью.
Наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняется судом, вынесшим приговор. Требования приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются должностным лицом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой, либо соответствующими органами Российской Федерации.
Наказание в виде обязательных работ исполняется уголовно - исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.
Наказание в виде исправ-ых работ исполняется уголовно - исполнительной инспекцией.
Наказание в виде ограничения свободы исполняется исправ-ым центром.
Наказание в виде ареста исполняется арестным домом.
Наказание в виде лишения свободы исполняется колонией - поселением, воспит-ой колонией, лечебным исправ-ым учреждением, исправ-ой колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, указанных в статье 77 УИК РФ, следственным изолятором.
Наказание в виде пожизненного лишения свободы исполняется исправ-ой колонией особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.
Наказание в виде смертной казни исполняется учреждениями уголовно - исполнительной системы.
В отношении военнослужащих наказания исполняются: содержание в дисциплинарной воинской части - специально предназначенными для этого дисциплинарными воинскими частями; арест - командованием гарнизонов на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт; ограничение по военной службе - командованием воинских частей, в которых проходят службу указанные военнослужащие (далее - командование воинских частей).
Условно осужденные находятся под контролем уголовно - исполнительных инспекций. За условно осужденными военнослужащими контроль осуществляется командованием воинских частей.
Организационная структура ГУИН Министерства юстиции РФ является достаточно сложной, кроме собственно центрального аппарата (состоящего из более чем двадцати управлений, самостоятельных отделов и иных подразделений). В его состав входят: территориальные главные управления исполнения наказаний Министерства юстиции (например, по Кемеровской области, Красноярскому краю, Самарской области и т.п.), управления лесных исправ-ых учреждений Министерства юстиции РФ (в ряде случаев расположенные на территориях нескольких субъектов Российской Федерации), территориальные управления (отделы) исполнения наказаний Министерства юстиции (например, по Томской области, Костромской области и т.п.) и непосредственно учреждения и органы, исполняющие наказания (колонии - поселения, исправ-ые колонии общего, строгого и особого режима (в том числе и для лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы), воспит-ые колонии, лечебные исправ-ые учреждения, тюрьмы, следственные изоляторы (как в части исполнения наказаний в отношении отдельных категорий осужденных, так и в качестве структурного элемента уголовно - исполнительной системы), и система уголовно - исполнительных инспекций.
Кроме того, в состав ГУИН и его органов на местах входит большое число учреждений, организаций, учебных заведений, научно - исследовательских центров, лечебно - оздоровительных баз и т.п. структур, призванных осуществлять обеспечивающие функции уголовно - исполнительной системы. Следует подчеркнуть, что список учреждений и органов, входящих в уголовно - исполнительную систему, периодически уточняется и пополняется специальными постановлениями Правительства РФ. Уголовно - исполнительная система исполняет наказания в виде: лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправ-ых работ, ограничения свободы, ареста, лишения свободы (в том числе и пожизненного), смертной казни. На нее также возложен контроль за условно осужденными.
Министерство обороны РФ исполняет в отношении осужденных военнослужащих следующие виды наказаний: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничение по военной службе, арест, содержание в дисциплинарной воинской части. Командование воинских частей, где проходят службу военнослужащие, осужденные условно, осуществляет за ними контроль. Подробный комментарий смотри в разделе пятом (ст. 149 - 171 УИК РФ).
Уголовно - исполнительная система представляет собой наиболее многочисленную структуру, включающую учреждения, персонал, осужденных, подозреваемых и обвиняемых. На 1 января 2001 г. УИС Минюста РФ насчитывала: 998 учреждений (исправ-ых колоний - 737, воспит-х колоний - 64, следственных изоляторов и тюрем - 197 (из них - 13 тюрем), в которых содержалось в общей сложности 923765 человек. Кроме того, в УИС имелось 1892 уголовно - исполнительных инспекции, в которых стояло на учете 336756 осужденных (в 2000 г. была проведена массовая амнистия, в связи с чем численность стоящих на учете осужденных против обычного сократилась почти в два раза). Персонал УИС насчитывает свыше 350 тыс. человек, включая как аттестованный состав, так и вольнонаемных работников.
36.75.ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ.
Исправление осужденных - генеральная линия законодательства об исполнении уголовных наказаний (естественно, кроме смертной казни). Осуществление исправления осужденных является непосредственной задачей учреждений и органов, исполняющих наказания.
Сейчас процесс исправления осужденных ориентирован на реальную действительность, в которой он осуществляется (прежде всего в условиях исполнения наказания, применения кары). Поэтому конечный результат исправления определяется так: формирование у осужденных правопослушного поведения, уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития. Тем не менее речь идет здесь не только о "юридическом" исправлении (осужденный не совершит нового прест-я), но и о более сложном явлении - нравственном исправлении, когда ценности человеческого общежития осужденный соблюдает глубоко осознанно, а не из-за боязни нового наказания. Поэтому перед персоналом УИС стоит сложная задача по организации процесса нравственного исправления осужденных.
Проведение комплекса воспит-х мероприятий является необходимым условием исправления осужденных. Он представляет собой набор разнообразных средств и методов их применения. В этом отношении непосредственную помощь персоналу может оказать знание основных положений исправ-ой (пенитенциарной) педагогики и психологии. В УИС действуют психологические службы.
При достижении цели исправления осужденных следует применять не одно воспитательное средство (сколь бы действенным оно ни представлялось), а систему соответствующих мероприятий, средств в их различной комбинации в зависимости от личностных свойств воспитуемых.
В эту систему мероприятий входит и религиозное просвещение, однако оно не может быть панацеей от всех бед. Сейчас вместо политико-воспит-ой работы с осужденными проводится просто воспит-ая работа, что выразилось не только в снятии ее политической окраски, но и в изменении ее содержательной стороны (например, политзанятия с осужденными не проводятся) (более подробно эти вопросы освещены при анализе организации работы с осужденными, отбывающими конкретные виды наказаний).
Общественно полезный труд в силу своего исключительно большого воспит-го воздействия на личность выступает важнейшим средством исправления осужденных. В прошлом труд в законах нашей страны признавался основой всего процесса исправления и перевоспитания осужденных. Сейчас в политике и законодательстве в сфере исполнения наказаний акцент смещен с трудового аспекта на уголовно-исполнительный. Тем не менее труд продолжает играть важную роль при исполнении многих видов наказаний. Применительно к осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, проблема привлечения их к труду остается исключительно острой. Несмотря на колоссальные усилия УИС по сохранению и расширению рабочих мест в местах лишения свободы, количество безработных осужденных не сокращается. Условия труда осужденных регулируются в своей основе закон-твом о труде.
Получение осужденными общего образования и профессиональной подготовки является мощным средством их исправления. Особенно важно это для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Здесь речь идет не просто о получении осужденными того или иного уровня образования, специальности или ее усовершенствовании, а об учебно-педагогическом процессе, имеющем исключительно высокую воспит-ую направленность.
Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенных ими прест-й, личности осужденных и их поведения. Прежде всего, набор средств исправления зависит от вида наказания, примененного к осужденному. Однако даже в рамках одного вида наказания набор и содержательная сторона этих средств будут неодинаковы. Так, в тюрьмах и ИК особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, а также которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы, средства их исправления существенно отличаются от применяемых в других типах ИУ.