Ликвидация юридического лица

(см. п.п. 28, 29 Пост. Пленума Верх.Суда РФ от 23.06.2015г. № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ")

Ликвидация ю. лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам, поэтому с момента принятия решения о ликвидации ю. лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим. Учредители (участники) ю. лица независимо от оснований его ликвидации обязаны совершить за счет имущества ю.лица (при его недостаточности – солидарно за свой счет) действия по ликвидации юр. лица.

Виды и основания ликвидации: 1) добровольная – по решению учредителей (участников) либо уполномоченного органа ю.лица. Основания добровольной ликвидации: истечение срока создания ю. лица, достижение цели создания, иные – по решению учредителей либо уполномоченного органа.

Лицо, принявшее решение о ликвидации, обязано: 1) письменно сообщить о ликвидации в регистрирующий орган для внесения сведений в ЕГРЮЛ; 2) установить в соответствии с законом порядок и сроки ликвидации и назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора), к которым переходят полномочия по управлению делами и имуществом ю.лица. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого ю.лица, а также его кредиторов. Члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) по требованию учредителей (участников) ликвидированного ю.лица или его кредиторов обязаны возместить причиненные ими убытки в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 53.1 ГК. При неисполнении (ненадлежащего исполнения) учредителями (участниками) ю,лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный госорган вправе потребовать в суде ликвидации ю.лица и назначения для этого арбитражного управляющего (т.е. принудительного осуществления добровольной ликвидации).

2) принудительная – по решению суда, которым на учредителей (участников) либо уполномоченный орган возлагаются обязанности по осуществлению ликвидации. Неисполнение решения суда – основание для осуществления ликвидации арбитражным управляющим (п. 5 ст. 62) за счет имущества ю.лица. В п. 3 ст. 61 ГК названы лица, которые вправе предъявить в суд требование о ликвидации ю.лица применительно к каждому из пяти оснований и указано, что возможна ликвидация в иных установленных законом случаях.

Надо учитывать, что : 1) Ю.лица, за исключением предусмотренных ст. 65 ГК, по решению суда могут быть также признаны несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) – см. п.6 ст. 61 ГК. 2) Правовые последствия, предусмотренные законодателем для ликвидированных ю.лиц, влечет исключение недействующего ю.лица из ЕГРЮЛ в порядке, установленном ФЗ о госрегистрации ю. лиц (ст. 64.2).

Порядок ликвидации. Ликвидационная комиссия (ЛК) помещает в органах печати публикацию о ликвидации ю.лица и порядке предъявления к нему требований; выявляет кредиторов и письменно уведомляет их о ликвидации ю.лица; принимает меры по получению дебиторской задолженности и рассматривает предъявленные претензии кредиторов к ликвидируемому ю. лицу. По окончании срока для предъявления требований кредиторов ЛК составляет по результатам рассмотрения предъявленных претензий промежуточный ликвидационный баланс. Со дня его утверждения идет выплата денежных сумм кредиторам в установленной ст. 64 ГК очередности; требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Выплаты производят за счет денежных средств ю.лица, при недостатке которых ЛК продает его имущество на торгах. При недостаточности имущества оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально сумме подлежащих удовлетворению требований.

Если ЛК отказала в удовлетворении требования кредитора либо уклоняется от их рассмотрения, кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса предъявить в суд иск об удовлетворении его требования к ликвидируемому ю. лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК.

После завершения расчетов с кредиторами ЛК составляет окончательный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) ю.лица или органом, принявшим решение о ликвидации.

Считаются погашенными: 1) требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого ю.лица и не удовлетворенные за счет имущества лиц, несущих субсидиарную ответственность, если ликвидируемое ю.лицо не может быть признано банкротом (ст. 65 ГК);

2) требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы не обращались с исками в суд;

3) требования, в удовлетворении которых кредиторам отказано решением суда.

Имущество ю.лица, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, именуемое ликвидационной квотой, передается его учредителям (участникам), имеющим на него вещные или корпоративные права. При наличии спора между учредителями (участниками) о том, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся имущество направляется в соответствии с ее уставом на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а ю. лицо – прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в ЕГРЮЛ.

В случае обнаружения имущества ликвидированного ю.лица, исключенного из ЕГРЮЛ, заинтересованное лицо или уполномоченный госорган вправе в течение 5 лет с момента исключения ю.лица из реестра обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. Суд назначает арбитражного управляющего, на которого возлагается обязанность распределения обнаруженного имущества ликвидированного ю. лица – при наличии средств, достаточных для осуществления процедуры, и возможности распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц. Процедура распределения обнаруженного имущества осуществляется по правилам ГК о ликвидации ю. лиц

См. также п.п. 28, 29 Пост. Пленума Верх.Суда РФ от 23.06.2015г. № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ"

Банкротство. В соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 27.09.2002. под несостоятельностью (банкротством) понимают признанную судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, – если эти обязательства или обязанность не исполнены должником в течение трех месяцев с даты, когда должны были быть исполнены. Предъявить требование о признании должника банкротом вправе: сам должник; конкурсный кредитор; уполномоченные органы.

При рассмотрении дел о банкротстве ю.лиц применяются процедуры банкротства: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение. При процедуре наблюдения применяют меры по обеспечению сохранности имущества должника, проводят анализ его финансового состояния, составляют реестр требований кредиторов. При финансовом оздоровлении к должнику применяют меры по восстановлению его платежеспособности и погашению задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Внешнее управление также применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности назначенным судом внешним управляющим. Конкурсное производство применяют в отношении должника, признанного банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Очередность удовлетворения требований кредиторов установлена ст.134 ФЗ. Мировое соглашение заключается в письменной форме должником, конкурсными кредиторами и уполномоченными госорганами. Соглашение может быть заключено на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве, утверждается судом. Утверждение мирового соглашения судом – основание прекращения производства по делу.

Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются расходы, связанные с конкурсным производством – судебные; расходы на оплату вознаграждения арбитражному управляющему; текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, иные.

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий предоставляет суду отчет; суд выносит определение о завершении конкурсного производства, которое является основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника. С даты внесения записи конкурсное производство завершено.

Публично-правовые образования как субъекты гражданского права

В гл. 5 ГК определены лишь правовые основы участия публичных субъектов в гражданских отношениях, в ней всего четыре статьи, что объясняется, во-первых, наличием общего правила п. 2 ст. 124 ГК, распространяющего предписания о юридических лицах на публично-правовые образования, во-вторых, наличием положений специального законодательства, детально определяющих публично-правовую составляющую механизма их участия. Законодатель относит к их числу Российскую Федерацию, ее субъектов и муниципальные образования (городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория ФЗ от 6.10. 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования участниками гражданских правоотношений признаны на равных началах с гражданами и ю.лицами (ст. 2), а их правовой статус определен приме­нительно к статусу ю.лиц, поскольку это, по сути, коллективные субъекты – за установленными законом изъятиями. Это означает, что на них распространено действие норм, определяющих участие ю.лиц в гражданском обороте, если иное не вытекает из закона или особенностей этих субъектов. В Определении Конституционного Суда РФ от 5.07.2005 г. № 297-О отмечено, что указание в ст. 124 ГК на особенности публично-правовых образований, в силу которых к ним не всегда применимы положения, определяющие участие ю.лицв гражданских отношениях, означает, что в гражданском законодательстве имеются специальные нормы, регулирующие участие данных субъектов в гражданских правоотношениях, а также правовые нормы о юридических лицах, которые неприменимы к государству, государственным и муниципальным образованиям (напр., нормы, относящиеся к образованию юридического лица, его учредительным документам, реорганизации юридического лица, о несостоятельности (банкротстве) и т.д.) в силу специфики последних, которая в основном проистекает из особой организации институтов публичной власти.

Применение комплексного законодательного массива и множественность публичных субъектов как возможных непосредственных участников гражданских отношений вызывают значительные трудности при правоприменении.

Правоспособность. Государство, участвуя в гражданском обороте, продолжает исполнять публичные функции, в реализации которых и состоит основное назначение любого публично-правового образования, поэтому правосубъектность государства именуют функциональной; соответственно, государство одновременно является носителем конституционной и гражданско-правовой правосубъектности. Правоспособность публично-правовых образований отличается от правоспособности и граждан и ю.лиц, т.к. в одной структуре они объединяют наделенную властными полномочиями политическую организацию и субъекта хозяйствования.Законодатель наделяет каждое публично-правовое образование таким объемом право- и дееспособности, который достаточен для выполнения функций публичной власти, реализующихся путем его выступления в гражданском обороте от собственного имени.

Участие РФ в гражданском обороте специфично: только государство может выпускать государственные ценные бу­маги, приобретать право собственности в результате конфискации, реквизиции, национализации пользуется иммунитетом; обладать правом собственности на природные ресурсы и объекты, изъятые из гражданского оборота, исключительным правом эмиссии национальной валюты и т.д. При этом содержание гражданской правоспособности определено самим государством, которое установило для публичных образований ограничения, не свойственные гражданам и ю.лицам, запрещая приобретать некоторые права и освобождая от отдельных обязанностей (изъятия из универсального характера правосубъектности). Так, госорганы (и органы местного самоуправления) не могут быть участниками полных товариществ или полными товарищами в товариществах на вере; по общему правилу они не вправе быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере; имеют право обязываться по векселю лишь в специально предусмотренных фе­деральным законом случаях; учрежденные РФ, ее субъекта­ми или муниципальными образованиями акционерные общества должны быть открытыми и т.п. Характер изъятий может меняться тоже государством.

Специфика дееспособности РФ и ее субъектов определена ст. 125 ГК – от их имени приобретают и осуществляют права и обязанности и выступают в суде органы государственной власти в рамках компетенция, установленной актами об их правовом статусе. От имени муниципальных образований в рамках своей компетенции выступают органы местного самоуправления. И те и другие, как и органы ю.лиц, сами по себе не обладают гражданской правосубъектностью и лишь реализуют правоспособность публично-правового образования, поэтому, чтобы обосновать возможность органа действовать от имени публично-правового образования, анализируют содержание его компетенции. Категория компетенции связана с установлением публично-правового статуса органа публичной власти, не является гражданско-правовой и не определяется актами гражданского законодательства.

Таким образом, публично-правовое образование признается единым самостоятельным субъектом, однако от имени публично-правовых образований в гражданском обороте действует совокупность публичных органов впределах полномочий, установленных актами, определяющими статус этих органов. Круг уполномоченных органов определяется государством и муниципалитетами самостоятельно.Основным и единственным признаком государственного или муниципального органа, определяющим его способность действовать от имени соответствующего публичного субъекта в гражданских отношениях в рамках реализации положений п. 1 ст. 125 ГК, является наличие соответствующей нормативно закрепленной компетенции.

От имени государства могут выступать как представительные так и исполнительные органы РФ и ее субъектов. Так, казначейство наделено правом размещения заказов и заключения государственных контрактов, иных гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд. Отношения собственности – важнейшая область Г-П отношений с уча­стием государства, т.к. государственная собственность представлена федеральной собственностью и собственностью субъектов РФ. В части второй ГК определены особенности участия публичных образований в отдельных видах обязательств, включая обязательств из причинения вреда.

Помимо закрепления компетенции в соответствующем акте, определяющем статус органа, возможен иной вариант участия публично-правового образования в гражданских отношениях – по специальному поручению публично-правовых образований от их имени выступают органы местного самоуправления, юридические лица и граждане, напр., предусмотрено заключение договоров с гражданами, действующими в качестве представителей государства в органах управления акционерных обществ, часть акций которых закреплена в федеральной собственности. При этом нет общих ограничений по видам, форме и содержанию сделок, заключаемых от имени государства уполномоченными лицами.

Муниципальные образования – самостоятельные субъекты ГП, т.к. органы местного самоуправления в РФ не входят в систему органов государст­венной власти и самостоятельно осуществляют владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправле­ния представляют муниципальные образования в гражданских правоотношениях – передают объекты муниципальной собственности в аренду или в пользование, принимают решение об их приватизации, совер­шают иные сделки с муниципальной собственностью.

Во внутреннем гражданском обороте государство, как следует из норм ст. ст. 124-126 ГК, не пользуется иммунитетом собственности, так как участвует в гражданском обороте наравне с иными субъектами.

По своим гражданско-правовым обязательствам РФ, ее субъекты и муниципаль­ные образования отвечают принадлежащим им на праве собственности имуще­ством казны, кроме того, которое может находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности, а также кроме закрепленного за созданными ими ю.лицами. По обязательствам друг друга публично-правовые образования ответственности не несут (ст. 126).

Публично-правовые образования могут быть привлечены к гражданско-правовой ответственности только в случаях, предусмотренных законом. Так, субсидиарная (дополнительная) ответственность по обязательствам созданных государственными органами и органами местного самоуправления ю.лиц возможна по долгам казенного предприятия (п. 6 ст. 113), по долгам государственного или муниципального учреждения при недостаточности у последнего денежных средств (п. п. 4 - 6 ст. 123.22). Публично-правовые образования могут быть субъектами договорной ответственности по п. 6 ст. 126 - в случае принятия на себя гарантии (поручительства); отвечают по долгам наследодателя (п. 3 ст. 1175). В ГК содержится ряд иных статей, посвященных гражданско-правовой ответственности публично-правовых образований, в системной связи с которыми применяется ст. 126 ГК (например, ст. ст. 16, 16.1, 1069, 1070).

При этом для публично-правовых образований нет общего правила отвечать именно всем своим имуществом, поскольку они несут ответственность за счет казны. Имущество, составляющее казну, обладает значительными особенностями правового режима, поэтомупри предъявлении гражданином или юридическим лицом требованияо возмещении убытков ответчиком по такому требованию признается публично-правовое образование в лицесоответствующего финансового либо иного уполномоченного органа, но при удовлетворении исков в резолютивной части решения суд указывает на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа. Установлен и особый порядок исполнения таких судебных решений, предусматривающий определенные изъятия из общих правил исполнительного производства.

Литература:

"Гражданский кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий к главам 1 - 5" (Под ред. Л.В. Санниковой) ("Статут", 2015) {КонсультантПлюс}

А.В. Габов, Е.В. Оболонкова, М.Е. Глазкова Вопросы ответственности государства по обязательствам учрежденных им юридических лиц в российском законодательстве и практике Европейского Суда /"Гражданское право и современность: Сборник статей, посвященный памяти М.И. Брагинского" (под ред. В.Н. Литовкина, К.Б. Ярошенко) ("Статут", 2013) {КонсультантПлюс}

Долинская В.В. Организационно-правовые формы хозяйствования: система и новеллы ("Журнал российского права", 2016, № 1) Долинская Владимира Владимировна - профессор, доктор ю.н.

Маковский А.Л. (доктор ю.н., профессор, первый зам. председателя Совета Исследовательского центра частного права при Президенте РФ) Об уроках реформирования Гражданского кодекса России ("Вестник гражданского права", 2013, № 5) {КонсультантПлюс

Е.А. Суханов (заведующий кафедрой гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор ю. н., профессор, заслуженный деятель науки РФ). Государственные юридические лица в современном российском праве /"Гражданское право и современность: Сборник статей, посвященный памяти М.И. Брагинского" (под ред. В.Н. Литовкина, К.Б. Ярошенко) ("Статут", 2013) {КонсультантПлюс}

Т.В. Сойфер (доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина) Экономическая деятельность некоммерческих организаций и ее гражданско-правовое обеспечение //Консультант Плюс

[1]Саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг (см ст. 48 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"); саморегулируемая организация управляющих компаний (см ст. 57 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах"); саморегулируемая организация арбитражных управляющих (см ст. 21 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

[2] Наталия Владимировна Козлова – к.ю.н., доцент кафедры ГП юрид. ф-та МГУ. Правосубъектность юридического лица. М.. 2005.

Наши рекомендации