Банкротство как частный случай ликвидации юридического лица.
– это признанная арбитражным судом неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанности по уплате обязательных платежей. Не признаются банкротами казённые предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации.
Заявление о признании юридического лица банкротом может быть подано самим должником, кредиторами либо уполномоченными органами. При подаче заявления должны быть соблюдены следующие условия:
♥ Просрочка исполнения обязательства более трёх месяцев.
♥ Минимальная сумма долга 100 тыс. руб., не учитывая задолженность по возмещению вреда жизни и здоровью, по зарплате, штрафные санкции, задолженность по авторским договорам, по требованиям учредителей, связанных с участием в юридическом лице.
♥ Заявитель должен доказать, что он пытался взыскать задолженность в общем порядке.
♥ Право подать заявление у заявителя возникает через 30 дней после направления заявителем исполнительного листа в службу судебных приставов. Суд, приняв заявления, назначает дату судебного заседания, в котором будет рассматривать обоснованность требований заявителя. Если требования окажутся обоснованными вводится процедура наблюдения.
Процедуры банкротства юридического лица:
1. Наблюдение. Вводится для:
ü Сохранения имущества должника.
ü Проведения финансового анализа состояния должника.
ü Проведения первого собрания кредиторов, которые принимают решение о проведении дальнейшей процедуры.
2. Финансовое оздоровление – это восстановительная процедура, в которой приостанавливаются платежи кредиторам и предполагается, что за счёт этого должник восстановит свою платёжеспособность.
Внешнее управление – это восстановительная процедура, в которой восстановление платёжеспособности осуществляется путём применения управляющим специальных восстановительных мер. Руководитель предприятия отстраняется. Если платёжеспособность была восстановлена дело о банкротстве прекращается, если нет – назначается следующая процедура.
4. Конкурсное производство – это ликвидационная процедура банкротства, при которой конкурсный управляющий продаёт имущество должника и за счёт вырученных средств удовлетворяются требования кредиторов в следующей очерёдности:
1 очередь: возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью граждан, компенсация морального вреда.
2 очередь: выплата выходных пособий и оплаты труда лиц, авторские вознаграждения.
3 очередь: расчеты со всеми остальными кредиторами.
5. Мировое соглашение, может быть заключено на любой стадии банкротства с учётом того, что требования 1 и 2 очереди полностью удовлетворены и все кредиторы по обязательствам обеспеченным залогом проголосовали за мировое соглашение.
Все процедуры банкротства осуществляются арбитражным управляющим; он назначаются арбитражным судом из состава членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих, его кандидатуру предлагает заявитель при подаче заявления, а в последствие – собрание кредиторов. Арбитражным управляющим может быть индивидуальный предприниматель, имеющий гражданство РФ, высшее образование, стаж работы на руководящей должности не менее 2 лет, членство в одной из саморегулируемых организаций, прошедший стажировку в качестве помощника управляющего не менее 6 месяцев и т.д.
Банкротство - одно из оснований ликвидации юридического лица. Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда (ст. 65 ГК РФ).
Казенное предприятие не может быть ликвидировано вследствие несостоятельности (банкротства), так как при недостатке имущества предприятия по обязательствам субсидиарную ответственность несет собственник имущества (РФ, субъект РФ или муниципальное образование).
Несостоятельность (банкротство) — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве).
32. Публичные образования как субъекты гражданского права.
ГК РФ – ст. 124-127, ст. 217 и некоторые другие.
К числу ППО относятся: государство (в лице собственно государства и отдельных субъектов федерации) и муниципальные образования как субъекты, обладающие публичной властью.
ППО выступают на равных началах со всеми участниками гражданского оборота, они не вправе использовать властные полномочия по отношению к своим контрагентам. За нарушение гражданских прав или неисполнение обязанностей к ППО могут быть в судебном порядке применены обычные меры имущественной ответственности. Незаконными должны считаться любые попытки органов публичной власти использовать свои полномочия для получения ППО односторонних преимуществ или ограничений в их пользу прав и интересов других участников гражданского оборота.
Подходы к оформлению гражданской правосубъектности ППО:
1. Юридические лица публичного права, создающиеся на основе публично-правового (административного) акта и преследующие в своей деятельности публичные цели.
2. Государство в целом – фиск (казна), органы – представители фиска (например, в Германии).
3. В РФ ППО принимаются за особые субъекты права, существующие наряду с ФЛ и ЮЛ. К их гражданско-правовому статусу применяются нормы, касающиеся положения юридических лиц, если иное не предусмотрено законом или не вытекает из их природы (например, невозможность применения норм о порядке создания, реорганизации и ликвидации). Т.е. в тех случаях, когда закон говорит о конкретных видах правоотношений с участием ЮЛ – он по общему правилу говорит и о публично-правовых образованиях.
Государство и иные ППО обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью. Важно отметить, что данные субъекты созданы не для участия в гражданских правоотношениях, это имеет вспомогательный характер. Т.о. гражданская правоспособность ППО, хоть и может быть широкой по содержанию, носит специальный характер. Указанные субъекты могут иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям их деятельности и публичным интересам.
ППО приобретают права и создают обязанности, т.е. реализуют дееспособность, через свои органы, действующие в рамках их компетенции, установленной актами о статусе этих органов. Действия органов власти в рамках своей компетенции являются действиями самих публично-правовых образований.
Компетенция органов власти устанавливается актами публичного законодательства. Для сферы ГП значение имеет их компетенция по использованию государственного и муниципального имущества, включая возможность распоряжения им, а также компетенция в области возложения имущественной ответственности. Речь идёт об имуществе, не закрепленномза предприятиями или учреждениями на самостоятельном вещном праве. Такие ЮЛ не отвечают по долгам учредивших их ППО. Государство и другие ППО отвечают по обязательствам лишь нераспределенной частью государственного и муниципального имущества (казной).
Имущество казны состоит, прежде всего, из средств соответствующих бюджетов. Бюджетными средствами распоряжаются финансовые органы (министерства финансов, их управления и отделы), поэтому эти органы чаще всего выступают в качестве уполномоченных публично-правовыми образованиями, а не от собственного имени.
Распоряжение находящимся в публичной собственности имуществом (создание, реорганизация и ликвидация предприятий и учреждений, наделение их имуществом) осуществляют уполномоченные министерства и ведомства, в настоящее время – федеральные агентства. Они же принимают решения об изъятии излишнего, не используемого или используемого предприятиями и учреждениями не по назначению имущества, распоряжаются имуществом от имени собственника.
Другие органы исполнительной власти осуществляют от имени ППО приватизацию их имущества, в т.ч. выступают в качестве продавцов в сделках приватизации и учредителей хозяйственных обществ с государственным участием, становясь законными владельцами принадлежащих публично-правовым образованиям акций и других ценных бумаг приватизированных предприятий.
Органы публичной власти могут участвовать в граждански правоотношениях и самостоятельно – в форме учреждений (на праве оперативного управления). Однако не все органы публичной власти одновременно являются и ЮЛ. Поэтому важным является разграничение подобных ситуаций. Здесь необходимо учитывать, основаны ли действия органа публичной власти по распоряжению имуществом, находящимся в собственности ППО, на имеющихся у него полномочиях. Если это так – нужно рассматривать действия органа как действия публичного образования; если же нет – нужно считать, что орган действует как учреждение, распоряжающееся только имеющимся у него на ограниченном вещном праве имуществе.
Законом предусмотрен принцип раздельной ответственностиППО по своим обязательствам: РФ не отвечает по обязательствам субъектов и муниципальных образований и наоборот.
Участие ППО в вещных отношениях:
1. Особые случаи приобретения имущества в собственность: клад; бесхозяйные недвижимости, находки и безнадзорные животные; отчуждение у частного собственника изъятых из оборота или ограниченных в обороте вещей; изъятие недвижимости для государственных или муниципальных нужд; выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, реквизиция, конфискация и национализация (государству).
2. Только эти собственники производят отчуждение своего определенного имущества в порядке приватизации.
3. Сервитутные права.
4. Участники наследственных отношений (как по завещанию, так и по закону – выморочного имущества).
5. Создание юридических лиц, наделение их необходимым имуществом на ограниченном вещном праве или праве собственности.
6. Вещные или иные способы защиты имущественных прав.
Участие ППО в корпоративных отношениях:
1. Участие через уполномоченных представителей в акционерных обществах.
2. «Золотая акция» - возможность права вето в совете директоров общества.
Участие ППО в обязательственных отношениях:
1. В качестве государственных или муниципальных заказчиков в договорах поставки или подряда (госконтрактах).
2. В качестве заемщиков или заимодавцев в договорах займа или кредита.
3. Выдача государственных или муниципальных гарантий.
4. Договоры поручения, комиссии, агентирования или доверительного управления государственным или муниципальным имуществом.
5. Договоры купли-продажи, залога, аренды имущества; договоры банковского счета.
6. Государство – обязательная сторона в соглашениях о разделе продукции (право на поиск и добычу минерального сырья из недр).
7. Обязательства из причинения вреда, например, вследствие издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления. Имущественный вред подлежит возмещению за счёт соответствующей казны.
Наряду с физическими и юридическими лицами участниками отношений, регулируемых ГП, является государство и другие публично-правовые образования. Для решения стоящих перед ними задач они во многих случаях нуждаются в участии в имущественных отношениях. При этом должны быть учтены особенности статуса таких образований, обладающих публичной властью, а в ряде случаев являющихся политическими суверенами, которые сами определяют правопорядок, в том числе случаи и пределы собственного участия в гражданских правоотношениях. С другой стороны, необходимо в полной мере соблюсти интересы участников имущественного оборота какюридически равных собственников(или иных законных владельцев) имущества, находящихся в частноправовых, а не в публично-правовых отношениях друг с другом. Этими обстоятельствами и определяются особенности участия публично-правовых образований в гражданском (имущественном) обороте.
К числу публично-правовых образований, участвующих в гражданских правоотношениях, относятся, во-первых, государствои, во-вторых,муниципальные образования. Особенности отечественного государственного и социально-экономического устройства имеют следствием то положение, что государство не выступает в качестве единого субъекта гражданских правоотношений, а, напротив, характеризуетсямножественностью субъектов. К их числу относятся: РФ (федеральное государство) в целом, ее отдельные субъекты – республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа (ч. 1 ст. 65 Конституции), являющиесягосударственными образованиями.
Что касается городских и сельских поселений и других муниципальных образований, то в них осуществляются функции местного самоуправления(ст. 131 Конституции), в связи с чем они не могут считаться государственными образованиями. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Несомненно, однако, что они обладают известными властными полномочиями, т. е. функциями публичной власти, которыми их наделяет закон (ст. 132 Конституции). Поэтому как муниципальные, так и государственные образования охватываются общим понятиемпублично-правовых образований.
В соответствии с п. 2 ст. 124 к публично-правовым образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов ГП.
Особенности правового положения всякого государства обусловлены наличием у него политической властиигосударственного суверенитета, в силу которых оно само регулирует различные, в том числе имущественные отношения, устанавливая в качестве общеобязательных как правила поведения для всех участников, так и порядок разбирательства их всевозможных споров. При этом оно само определяет и собственную гражданскую правосубъектность, ее содержание и пределы. Вместе с тем, участвуя в имущественных (частноправовых) отношениях, государство должно соблюдать установленные им же правила, обусловленные самой природой регулируемых отношений. Оно не должно использовать свои властные прерогативы для того, чтобы произвольно менять в своих интересах гражданско-правовые нормы или навязывать контрагентам свою волю в конкретных правоотношениях, иначе рыночный (имущественный) оборот не сможет нормально функционировать, а необходимая ему частноправовая форма будет разрушена.
Поэтому государство и другие публично-правовые образования в гражданско-правовых отношениях выступают на равных началахс иными их участниками – гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК). Это означает, что они не вправе использовать здесь никакие свои властные полномочия по отношению к другим участникам. За нарушение гражданских прав или неисполнение обязанностей к публично-правовым образованиям в судебном порядке могут быть применены обычные меры имущественной ответственности, ибо во внутригосударственных граждан ских правоотношениях публично-правовые образования лишены судебного иммунитета (т. е. возможности привлечения к суду только с их согласия).