Отраслевое регулирование и органы управления в строительном комплексе
Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства.
Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству осуществляет своюдеятельность непосредственно и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству осуществляет следующие функции в установленной сфере деятельности:
1) проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе для обеспечения нужд Агентства;
2) организует:
а) проведение в установленном порядке государственной экспертизы градостроительной, пред-проектной и проектной документации;
б) подготовку и переподготовку специалистов в области архитектуры и градостроительства;
в) формирование и ведение государственного фонда комплексных инженерных изысканий для строительства;
3) осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса;
4) осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов;
5) взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями;
6) осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
7) осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета;
8) организует конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия;
9) осуществляет иные функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
– давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Агентства;
– привлекать для проработки вопросов научные и иные организации, ученых и специалистов;
– создавать совещательные и экспертные органы;
– осуществлять контроль за деятельностью подведомственных организаций.
ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУКИ В РФ
Право на образование закреплено в ст. 43 Конституции РФ, ст. 26 Всеобщей декларации прав человека и др.
Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются:
– на общеобразовательные (основные и дополнительные);
– профессиональные (основные и дополнительные).
К общеобразовательным относятся программы:
– дошкольного образования;
– начального общего образования;
– основного общего образования;
– среднего (полного) общего образования. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.
К профессиональным относятся программы:
– начального профессионального образования;
– среднего профессионального образования;
– высшего профессионального образования;
– послевузовского профессионального образования. Научная(научно-исследовательская)деятельность – деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.
Государственная научно-техническая политика – составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации относятся:
– принятие законов и иных нормативных правовых актов, разработка и проведение единой государственной научно-технической политики;
– выбор приоритетных направлений развития науки и техники в Российской Федерации;
– формирование и реализация федеральных научных и научно-технических программ и проектов, а также определение федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их выполнение;
– финансирование научной и научно-технической деятельности за счет средств федерального бюджета;
– установление системы экономических и иных льгот в целях стимулирования научной и научно-технической деятельности и использование ее результатов;
– содействие развитию инновационной деятельности субъектов Российской Федерации;
– организация научно-технического прогнозирования;
– формирование рынков научной и научно-технической продукции;
– управление государственными научными организациями федерального значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;
– реализация обязательств по научным и научно-техническим программам и проектам, предусмотренным международными договорами Российской Федерации;
– охрана прав интеллектуальной собственности;
– установление государственной системы аттестации научных и научно-технических работников.
ПРАВОВОЙ СТАТУС ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Образовательное учреждение является юридическим лицом.
Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).
Федеральное государственное образовательное учреждение – образовательное учреждение, находящееся в федеральной собственности и финансируемое за счет средств федерального бюджета.
Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
К образовательным относятся учреждения следующих типов:
– дошкольные;
– общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
– учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
– учреждения дополнительного образования взрослых;
– специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
– учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
– учреждения дополнительного образования детей;
– другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
Разграничение компетенции в области образования между федеральными органами законодательной и исполнительной власти в области образования определяется в соответствии с Конституцией Российской Федерации законом, регулирующим деятельность Правительства Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования относятся:
– организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
– организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования;
– создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;
– обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;
– учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования;
– опека и попечительство.
ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ. МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РФ
Культурная деятельность – деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.
В целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны:
– поощрять деятельность граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслами;
– создавать условия для всеобщего эстетического воспитания и массового начального художественного образования;
– способствовать развитию благотворительности, меценатства и спонсорства в области культуры;
– осуществлять свой протекционизм (покровительство) в области культуры по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения.
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия, кинематографии, средств массовой информации и массовых коммуникаций, архивного дела, авторского права и смежных прав.
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федерального архивного агентства, Федерального агентства по культуре и кинематографии, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
– вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных агентств;
– перечень перемещенных культурных ценностей, не подлежащих передаче иностранным государствам, международным организациям и (или) вывозу из Российской Федерации, а также правила обеспечения режима их хранения;
– единые правила и условия учета и хранения музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации;
– правила и условия деятельности государственных, муниципальных и других архивов Российской Федерации;
– организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан;
– определяет условия охранных обязательств в отношении объектов культурного наследия федерального значения при их приватизации. Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
– запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Министерства вопросам;
– учреждать в установленном порядке знаки отличия в установленной сфере деятельности и награждать ими работников в указанных областях.