Цель антимонопольного контроля - предотвращение ограничения конкуренции, возникновения и усиления монополистической деятельности.
КОНКУРЕНЦИЯ - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого субъекта исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (ч. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Виды антимонопольного контроля
Предварительный контроль | Последующий контроль | |
- осуществляется до слияния, присоединения, создания коммерческих организаций, совершения сделки или какого-либо иного действия, являющегося объектом государственного контроля; - заключается в рассмотрении антимонопольными органами ходатайства о даче согласия на совершение действий; - согласие антимонопольного органа является необходимым условием совершения указанного в ходатайстве действия (разрешительный порядок) | - осуществляется в отношении группы лиц после слияния, присоединения коммерческих организаций, совершения сделки или какого-либо иного действия, являющегося объектом государственного контроля, то есть заключается в рассмотрении антимонопольными органами уведомления об уже совершившихся фактах |
Сравнительный анализ процедур
предварительного и последующего контроля
Критерий | Предварительный контроль | Последующий контроль |
Цель контроля | - предотвращение ограничения конкуренции, возникновения и усиления монополистической деятельности на товарном и финансовом рынках | |
Государственная пошлина | - 20000 руб. (ч. 4.1 ст. 32 Закона о защите конкуренции; пп. 89 п. 1 ст. 333.33 НК РФ) | - нет |
Срок подачи заявления | - до совершения действий, создания организации, приобретения долей, активов | - в течение 45 дней с момента совершения действий, являющихся объектом контроля; |
Срок проверки наличия необходимой информации и прилагаемых документов | - 10 дней с момента получения ходатайства (уведомления) | |
Последствия непредставления (неполного представления) документов | - при непредставлении документов, подтверждающих право на осуществление видов деятельности, требующих специального разрешения, документы запрашиваются ФАС самостоятельно по межведомственному запрос; - при отсутствии иных документов (информации) ходатайство считается неподанным; срок хранения представленных документов - 14 дней |
Основания антимонопольного контроля
за экономической концентрацией <*>
--------------------------------
<*> Основания приводятся для нефинансовых организаций. В отношении финансовых организаций критерии контроля за экономической концентрацией устанавливаются Правительством РФ (в ряде случаев - по согласованию с Банком России).
Объекты антимонопольного контроля:
- слияние, присоединение коммерческих организаций;
- создание дочерней коммерческой организации;
- сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций.
Критерии экономической концентрации:
- суммарная стоимость активов участников экономической концентрации;
- суммарная выручка участников экономической концентрации;
- стоимость активов лица (группы лиц), акции (доли), и (или) имущество, и (или) права в отношении которого приобретаются;
- включение одной из организаций - участников экономической концентрации в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35%.
Объекты | Основания |
Слияние, присоединение коммерческих организаций | - суммарная стоимость активов участников экономической концентрации превышает 7 млрд. руб. ИЛИ - суммарная выручка участников экономической концентрации от реализации за последний календарный год превышает 10 млрд. руб. ИЛИ - включение одной из организаций - участников экономической концентрации в Реестр (основание - обладание более 35% товарного рынка), далее - Реестр (п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 27 Закона о защите конкуренции) |
Создание дочерней коммерческой организации | - суммарная стоимость активов участников экономической концентрации превышает 7 млрд. руб. ИЛИ - суммарная выручка участников экономической концентрации от реализации за последний календарный год превышает 10 млрд. руб. ИЛИ - организация, акции (доли) и/или имущество которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, включена в Реестр (п. 4 ч. 1 ст. 27 Закона о защите конкуренции) |
Особенности Антимонопольный контроль применяется, если уставный капитал создаваемой организации оплачивается акциями (долями) и/или имуществом, которые являются основными средствами и (или) нематериальными активами другой коммерческой организации, в том числе на основании передаточного акта или разделительного баланса, и в отношении данных акций (долей) и/или имущества создаваемая коммерческая организация приобретает права, установленные ст. 28 Закона о защите конкуренции | |
Сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций | - суммарная стоимость активов участников экономической концентрации превышает 7 млрд. руб. ИЛИ - суммарная выручка участников экономической концентрации от реализации за последний календарный год превышает 10 млрд. руб. и при этом - стоимость активов лица (группы лиц), акции (доли) и/или имущество, и/или права в отношении которых приобретаются, превышает 250 млн. руб.; - включение одной из организаций или участников экономической концентрации в реестр (ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции) |
Особенности Антимонопольный контроль применяется в случае, если в результате сделки возникает право распоряжения: - в АО - 25, 50, 75% голосующих акций; - В ООО - 1/3, 1/2, 2/3 уставного капитала общества |
Особенности государственного контроля за экономической
концентрацией в отношении группы лиц
Для участников группы лиц устанавливается режим последующего уведомления (последующий контроль) при условии, что:
- орган ФАС информирован о группе лиц за 1 месяц до совершения сделки (действия);
- к моменту совершения сделки (действия) перечень группы лиц не изменился (ст. 31 Закона о защите конкуренции).
Стоимость активов юридических лиц - участников экономической концентрации определяется с учетом совокупных активов или совокупной выручки участников группы лиц.
При приобретении акций (долей) определяется совокупная доля участия всех участников группы лиц (ст. 28 Закона о защите конкуренции).
Государственный контроль не применяется, если действия и сделки, являющиеся объектами антимонопольного контроля, осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц, при условии, что одно лицо имеет более 50% голосов при определении решений другого юридического лица (ч. 2 ст. ст. 27, 28 Закона о защите конкуренции).
Процедура рассмотрения ходатайств в порядке
предварительного контроля
┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Прием ходатайства от лица, осуществляющего действие, создающего коммерческую│
│ организацию, приобретающего акции, доли, активы, права в отношении │
│ хозяйствующих субъектов (заявителя), либо его представителя │
└──────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘
V
┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Проверка наличия необходимой информации и документов │
│ (ч. 5 ст. 32 Закона о защите конкуренции) │
└──────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘
V
┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Рассмотрение ходатайства (ч. 1 ст. 33 Закона о защите конкуренции) │
└──────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘
V
┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Принятие решения (ч. 2 ст. 33 Закона о защите конкуренции) │
└──────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘
V
┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Направление решения заявителю │
└────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Процедура рассмотрения уведомлений
в порядке последующего контроля
┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Прием уведомления от лица, осуществляющего действие, создающего коммерческую│
│ организацию, приобретающего акции, доли, активы, права в отношении │
│ хозяйствующих субъектов (заявителя), либо его представителя │
└──────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘
V
┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Проверка наличия необходимой информации и документов │
└──────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘
V
┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Рассмотрение уведомления │
└──────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘
V
┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Принятие решения │
└─────────────────────────────────────┬──────────────────────────────────────┘
┌─────────────────────┴────────────────────┐
V V
┌───────────────────────────────────────┐┌───────────────────────────────────┐
│ При влиянии на конкуренцию ││ В случае отсутствия нарушений │
│ направляется предписание ││ предписание не направляется │
│об осуществлении действий, направленных││ │
│ на обеспечение конкуренции ││ │
└───────────────────────────────────────┘└───────────────────────────────────┘
Срок и условия рассмотрения ходатайств