От имени управляющего общества без доверенности действует лицо, исполняющее полномочия единоличного исполнительного органа управляющей организации, либо иное лицо по выданной им доверенности.
§ 7. Ревизионная комиссия (ревизор) общества
Создается для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества.
Является обязательным органом для публичных АО.
Избрание членов ревизионной комиссии и досрочное прекращение их полномочий относится к исключительной компетенции общего собрания (пп. 9 п. 1 ст. 48 Закона об АО; п. 2 ст. 33 Закона об ООО) <*>.
--------------------------------
<*> Уставом непубличного акционерного общества может быть предусмотрена передача этого вопроса в компетенцию совета директоров (п. 2.1 ст. 48 Закона об АО).
Права и обязанности ревизионной комиссии определяются уставом общества.
Порядок деятельности регулируется в АО в соответствии с Законом и внутренними документами, в ООО - в соответствии с уставом и внутренними документами (п. 2 ст. 85 Закона об АО; п. 4 ст. 47 Закона об ООО).
Основания проверок финансово-хозяйственной
деятельности общества
АО | ООО | |
Проверка осуществляется по итогам деятельности общества за год, а также в любое время по инициативе: - самой ревизионной комиссии; - по решению общего собрания акционеров; - по решению совета директоров; - по требованию акционера (акционеров), владеющего в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества (п. 3 ст. 85 Закона об АО) | Ревизионная комиссия проводит проверку годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества до их утверждения общим собранием участников. Общее собрание участников общества не вправе утверждать годовые отчеты и бухгалтерские балансы при отсутствии заключений ревизионной комиссии (п. 3 ст. 47 Закона об ООО). Проверка в других случаях может осуществятся по инициативе: - самой ревизионной комиссией; - по решению общего собрания участников; - по решению совета директоров; - по требованию участников (порядок деятельности ревизионной комиссии в ООО должен быть предусмотрен уставом и положением о ревизионной комиссии) |
§ 8. Внутренний и внешний аудит
Аудит проводится для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
┌───────────────────────────────────┐┌───────────────────────────────────────┐
│ Внутренний аудит - ││ Внешний аудит - │
│ в обществе создается ││ приглашается аудитор, не связанный │
│ подразделение внутреннего аудита ││ имущественными интересами │
│ ││ с обществом или его участниками │
└───────────────────────────────────┘└──────────────────┬────────────────────┘
┌───────────────┴─────────────┐
V V
┌───────────────────────────────────────┐┌─────────────┐
│ ООО ││ АО │
│ ││ │
│обязателен только в случаях, ││ обязателен │
│предусмотренных законом ││ │
│(ст. 5 ФЗ "Об аудиторской деятельности"││ │
└───────────────────────────────────────┘└─────────────┘
Внешний аудит, помимо случаев, определенных Законом, проводится:
- В ООО - по требованию любого из участников общества;
- В АО - по требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале акционерного общества составляет десять и более процентов, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, уставом общества.
Основные нормативные акты и судебная практика
- ГК РФ;
- АПК РФ;
- ТК РФ;
- Закон об АО;
- Закон об ООО;
- Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ;
- письмо Банка России от 10 апреля 2014 г. N 06-52/2463 "О Кодексе корпоративного управления";
- письмо Банка России от 31 июля 2014 г. N 015-55/6227 "Об обязанности акционерных обществ, ведущих реестр акционеров самостоятельно, передать ведение реестра акционеров регистратору, а также о ведении реестра акционеров публичных акционерных обществ независимым регистратором";
- Постановление Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах";
- Постановление Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. N 25;
- Постановление Пленума ВС РФ от 2 июня 2015 г. N 21.
Глава 10. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ
ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ
После злоупотреблений при учреждении, главнейшею причиною
неурядиц в акционерных оборотах служит искание места
в членах Правления или Совета... Сплошь и рядом в
акционерной области повторяются не только при учреждении,
но и по управлению одни и те же имена.
Э.Р.Вреден
§ 1. Правовое регулирование аффилированности
Понятие и цель правового регулирования аффилированности
"АФФИЛИРОВАННОСТЬ - основанное на законе и имеющее юридическое значение отношение связанности между двумя и более лицами (ст. 53.2 ГК РФ).
АФФИЛИРОВАННЫЕ ЛИЦА - юридические и (или) физические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (ст. 4 Закона о конкуренции).
Цель правового регулирования аффилированности - отслеживание возникновения отношений неравенства и возможное его устранение для защиты интересов экономически подчиненных субъектов, а также для защиты государственных интересов.
Применение института аффилированности в корпоративном праве
Институт аффилированности применяется в том числе в случаях:
- определения лиц, заинтересованных в совершении хозяйственным обществом сделки (ст. 81 Закона об АО, ст. 45 Закона об ООО);
- определения независимых директоров, имеющих право принимать решение о совершении акционерным обществом с числом акционеров более одной тысячи сделки, в совершении которой имеется заинтересованность (ст. 83 Закона об АО);
- определения перечня лиц, информация о которых предоставляется участниками хозяйственного общества этому обществу (ст. ст. 82 и 93 Закона об АО, ст. 45 Закона об ООО);
- определения перечня лиц, информация о которых раскрывается акционерным обществом (ст. 93 Закона об АО);
- определения лиц, обязанных в соответствии с главой XI.1 Закона об АО соблюдать определенный порядок приобретения более 30% акций публичного общества.
Основания аффилированности
┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Основания │
└──────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┘
┌────────────────────┬─────────┴──────────┬──────────────────┐
V V V V
┌───────────────────┐┌──────────────────┐┌──────────────────┐┌─────────────────┐
│имущественная - ││договорная - ││организационно- ││родственная - │
│владение 20 и более││наличие договорных││управленческая - ││наличие │
│% голосующих акций ││обязательств, ││участие физических││между лицами, │
│(долей участия) в ││позволяющих одной ││лиц в органах ││входящими в │
│уставном капитале ││стороне определят ││управления ││органы управления│
│хозяйственного ││условия ведения ││юридических лиц ││различных │
│общества ││предприниматель- ││ ││организаций, │
│ ││ской деятельности ││ ││отношений родства│
│ ││другой стороной ││ ││и свойства │
│ ││(например, договор││ ││ │
│ ││кредита с залогом ││ ││ │
│ ││имущества) ││ ││ │
└───────────────────┘└──────────────────┘└──────────────────┘└─────────────────┘
Аффилированные лица юридического лица.
Ст. 4 Закона о конкуренции
- члены совета директоров (наблюдательного совета) данного юридического лица, члены его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;
- лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;
- лица, имеющие право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный (складочный) капитал, вклады, доли данного юридического лица;
- юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
- члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы (ФПГ), а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников ФПГ (если юридическое лицо является членом ФПГ) (ст. 4 Закона о конкуренции).
Аффилированные лица физического лица.
Ст. 4 Закона о конкуренции
Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:
- юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал, вклады, доли данного юридического лица;
- лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо.
Несмотря на отсутствие прямого указания в Законе, в правоприменительной практике встречается установление аффилированности физического лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность, по критерию принадлежности к группе лиц.
Для целей применения положений п. 1 ст. 81 Закона об АО статус индивидуального предпринимателя или занятие предпринимательской деятельностью не требуются ни для физических лиц, по отношению к которым устанавливаются аффилированные лица, ни для самих аффилированных лиц (Постановление Президиума ВАС РФ от 22 марта 2012 г. N 14613/11 по делу N А60-41550/2010-С4).
Аффилированность публично-правовых образований
┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Позиции признания публично-правовых образований аффилированными лицами │
└────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘
┌──────────────────────┴───────────────────┐
V V
┌──────────────────────────────────────┐┌─────────────────────────────────────┐
│Возможность признания аффилированности││ Невозможность признания │
│ (менее обоснованная) ││аффилированности (более обоснованная)│
│- обосновывается распространением на ││- обосновывается наличием у │
│ публично-правовые образования норм, ││ государства особых задач, │
│ определяющих участие юридических ││ заключающихся в осуществлении │
│ лиц в гражданских правоотношениях ││ контроля за социально значимыми │
│ (п. п. 1, 2 ст. 124 ГК РФ) ││ отраслями экономики (п. 2 ст. 124 │
│ ││ ГК РФ; письмо Минэкономразвития РФ │
│ ││ от 16 ноября 2009 г. N Д06-3271; │
│ ││ Постановление ВАС РФ от 6 декабря │
│ ││ 2011 г. N 11523/11) │
└──────────────────────────────────────┘└─────────────────────────────────────┘
Публично-правовые образования не признаются аффилированными лицами кредитной организации (письмо ЦБ РФ от 19 ноября 2007 г. N 33-2-14/5345).
Публично-правовые образования не должны признаваться аффилированными лицами.
§ 2. Правовое регулирование группы лиц
Понятие, цели правового регулирования группы лиц
ГРУППА ЛИЦ - совокупность юридических и физических лиц, которые в результате определенных способов экономического контроля и влияния друг на друга рассматриваются как единый субъект рынка.
Цели правового регулирования - определить носителей реальной экономической власти и эффективно воздействовать на их деятельность для обеспечения конкуренции.
Основания для признания группы лиц содержатся в ст. 9 Закона о защите конкуренции.
Основания установления группы лиц.
Часть 1 ст. 9 Закона "О защите конкуренции"
Критерии | между юр. лицами | между юр. лицом и физ. лицом | между физ. лицами |
наличие права распоряжаться более 50% голосующих акций (долей участия) в уставном капитале | V | V | - |
осуществление функций единоличного исполнительного органа (управляющей организацией, управляющим) | V | V | - |
наличие права давать обязательные указания на основании учредительных документов или заключенного договора | V | V | - |
совпадение количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) СД более чем на 50% | V | - | - |
назначение (избрание) ЕИО по предложению другого лица | V | V | - |
избрание более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров по предложению другого лица | V | V | - |
наличие родственных отношений | - | - | V |
вхождение в группу лиц с одним и тем же лицом по основаниям п. п. 1 - 7 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции | V | V | V |
наличие права распоряжаться более 50% голосующих акций (долей участия) в уставном капитале совместно с другими лицами, образующими группу лиц, по основаниям п. п. 1 - 8 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции | V | V | V |
Контролирующие лица
(в целях применения Закона о защите конкуренции)
КОНТРОЛЬ (в целях применения Закона о защите конкуренции) - возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через одно или несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:
- распоряжение более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;
- осуществление функций исполнительного органа юридического лица.
Соотношение категорий "аффилированные лица",
"контролирующие лица" и "группа лиц"
Понятия "аффилированные лица" и "группа лиц" соотносятся как общее и частное, поскольку аффилированность возможна по иным критериям, а не только в связи с принадлежностью к группе лиц.
Контролирующие лица - еще более тесное образование внутри группы лиц, квалифицируемое на основании способности юридического (физического) лица определять решения, принимаемые юридическим лицом.
Различия между категориями "группа лиц" и "аффилированные лица":
- различны степень влияния и глубина экономического контроля: для признания лица аффилированным достаточно наличия менее тесных взаимосвязей, чем для установления группы лиц;
- категория "группа лиц" распространяется как на "влияющее лицо", так и на подверженное влиянию; аффилированным может быть признано только влияющее лицо;
- в отличие от категории "группа лиц", понятие "аффилированность" не применяется в сфере антимонопольного законодательства.
Правовые последствия аффилированности
и признания хозяйствующих субъектов группой лиц
Правовые последствия признания субъектов аффилированными лицами:
- необходимость раскрытия информации об аффилированности;
- необходимость преодоления конфликта интересов путем одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.
Правовые последствия признания хозяйствующих субъектов группой лиц:
- распространение на действия (бездействие) группы лиц запретов, наложенных ФАС на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, входящего в группу;
- установление доли группы лиц как единого хозяйствующего субъекта на рынке с учетом доли на рынке каждого участника группы лиц;
- согласование действий хозяйствующих субъектов внутри группы не признается экономической координацией, следовательно, на нее не распространяется запрет;
- установление особого правового режима государственного контроля за экономической концентрацией в отношении группы лиц.
Правовые последствия установления контроля
в антимонопольной сфере