Участники уголовного процесса и их классификация.

Участники уголовного процесса и их классификация.

участники уг. процесса-гос. органы,должностные и иные лица,наделенные законом процес. правами и обязанностями и выполняющие в зависимости от осуществляемых функций и процесс. положения определенную роль в уг. процессе. классификация участников уг. процесса: 1.гос органы и должностные лица, осущ. уг. процесс: суд,прокурор, начальник слудственного подразделения, следователь, орган дознания, начальник органа дознания, дознаватель. 2.участники уг. процесса, защищающие свои права и интересы: подозреваемый, обвиняемый,потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец. гражданский ответчик. 3.участники уг. процесса,защищающие представляемые права и интересы: защитник, законный представитель, представитель. 4.иные участники уг. процесса: секретарь суд. заседания, свид., эксперт, специолист, переводчик, понятой.

В судебном разбирательстве могут участвовать представители трудовых коллективов и общественных организаций: общественные обвинители и общественные защитники, которые выступают от имени этих коллективов.

Следует отметить, что в главе 6 УПК вторая и третья группа участников уг.проц.объедены в одну группу, что по нашему мнению, не логично, так как у этих участников разные интересы и права и их необходимо рассматривать отдельно.Следователь, его процессуальное положение.

следователь -должн. лицо прокуратуры, органов предвар. следствия МВД РБ , органов гос. безопасности и фин. расслед. , осущ. предвар. следствие. Он вправе: -возбужд. уг. дело и отказ. в его возбуждении, -прекращать и преостанавливать предвар. Следствие, - производить предвар. следствие и выполнять все следственные действия, -разрешать свидания близким родственникам и членам семьи, -представить дело вышестоящему прокурору с письменного изложением своих возрожений, -давать органам дознания поручения и указания о производстве операт. -розыскн. мероприятиях и след-х действий , -принить уг. дело, по кот. предвар. следствие обязательно, к своему производству и приступить к его расследованию, --знакомится с операт. - розыскн. материалами органов дознания. обязанности: -принимать все меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств уг. Дела, -принимать меры по обесп. без-ти уч-в уг. процесса и иных лиц, -осущ. уг. преследование лица, в отн. кот. собраны достаточные док-ва, указ-е на сов-е им преступления путем: привлечения его в качестве обвиняемого;предъявления обвинения; применения в отн. его меры пресечения;передачи дела прокурору для направления в суд.




Предмет и пределы доказывания, их соотношение.

Доказывание –Сост. В собирании, проверке и оценке док-в с целью установления обст-в, имеющих значение для законного, обоснованного и справедливого разрешения уг. дела. Обязанность доказывания лежит на органе уг. преследования, а в судебном разбирательстве - на гос. или частном обвинителе. Предмет доказывания - то есть фактические обст-а уг. дела , которые необходимы для его правильного разрешения и подлежат установлению при помощи док.-в . В предмет доказ. входят : обст-ва , подлежащие доказыванию по всем уг. делам , обст-ва , подлежащие доказыванию с учётом отдельной категории уг. дел . иные обстоятельства , имеющие значение для правил. рассмотрения угол. дела Предмет доказывания - искомый комплекс обст-в , позволяющий правильно разрешить дело а пределы док-я - это необходимая и достаточная совокупность обстоятельств , которая будучи собранной по делу обеспечивает правильное его разрешение путем установления искомого комплекса обстоятельств , подлежащих доказыванию (то есть предмета доказывания ).

Заключение под стражу: понятие, основания и процессуальный порядок их применения, продления и отмены.

Меры пресечения - это принудительные меры, применяемые к подозреваемому или обвиняемому для предотвращения совершения ими обще. опасных деяний, предусмотренных уг. законом, или действий, препятствующих производству по уг. делу, а также для обеспечения исполнения приговора. Мерами пресечения являются: 1) подписка о невыезде и надлежащем поведении; 2) личное поручительство; 3) передача военнослужащего под наблюдение командования воинской части; 4) отдача несов-го под присмотр; 5) залог; 6) домашний арест; 7) заключение под стражу. Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется лишь в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет. К лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, мера пресечения в виде заключения под стражу может быть применена по мотивам одной лишь тяжести преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена в отношении подозреваемого или обвиняемого по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, если они не имеют постоянного места жительства на территории Республики Беларусь, или не установлена их личность. К подозреваемым или обвиняемым, которые скрылись от органов уголовного преследования или суда, названная мера пресечения может быть применена независимо от предусмотренного за совершенное преступление наказания.

2. В постановлении (определении) о применении данной меры пресечения должны быть изложены основания и мотивы, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу.

3. При решении вопроса о даче санкции или вынесении постановления о заключении под стражу прокурор или его заместитель либо Председатель Следственного комитета Республики Беларусь, Председатель Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лица, исполняющие их обязанности, обязаны изучить все материалы, содержащие основания для заключения под стражу, и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого, а несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого – во всех случаях.

4. Право давать санкцию на заключение под стражу принадлежит Генеральному прокурору Республики Беларусь, прокурорам областей, городов, районов, приравненным к ним прокурорам и их заместителям. Заключение под стражу может быть применено также по постановлению Председателя Следственного комитета Республики Беларусь, Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лиц, исполняющих их обязанности.

5. Лицо, заключенное под стражу, его защитник, законный представитель вправе обжаловать постановление (определение) органа, ведущего уголовный процесс, в порядке, предусмотренном статьей 143 настоящего Кодекса.

6. В случае отказа прокурора или его заместителя в даче санкции на заключение под стражу повторное обращение за санкцией в отношении одного и того же лица по тому же уголовному делу возможно лишь при возникновении новых обстоятельств, дающих основание для применения данной меры пресечения. Указанные правила действуют также при повторном применении данной меры пресечения после ее отмены судом.

7. Если вопрос о применении меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении обвиняемого возник в судебном заседании, то решение об этом принимает суд по ходатайству сторон или по собственной инициативе.

8. О применении меры пресечения в виде заключения под стражу орган уголовного преследования или суд обязаны уведомить лиц, указанных в части 1статьи 115 настоящего Кодекса, а также при применении этой меры пресечения в отношении лиц, дети которых остаются без попечения родителей, – не позднее следующего дня после принятия указанного решения уведомить управление (отдел) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту жительства этих лиц для обеспечения государственной защиты детей, при применении этой меры пресечения в отношении пенсионера– уведомить орган, выплачивающий ему пенсию, при применении этой меры пресечения в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства – по требованию иностранного гражданина или лица без гражданства сообщить об этом в Министерство иностранных дел Республики Беларусь не позднее одних суток с момента применения меры пресечения в виде заключения под стражу для уведомления дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства заключенных под стражу иностранного гражданина или лица без гражданства.

9. Порядок и условия содержания лиц, заключенных под стражу, определяются законом.

Участники уголовного процесса и их классификация.

участники уг. процесса-гос. органы,должностные и иные лица,наделенные законом процес. правами и обязанностями и выполняющие в зависимости от осуществляемых функций и процесс. положения определенную роль в уг. процессе. классификация участников уг. процесса: 1.гос органы и должностные лица, осущ. уг. процесс: суд,прокурор, начальник слудственного подразделения, следователь, орган дознания, начальник органа дознания, дознаватель. 2.участники уг. процесса, защищающие свои права и интересы: подозреваемый, обвиняемый,потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец. гражданский ответчик. 3.участники уг. процесса,защищающие представляемые права и интересы: защитник, законный представитель, представитель. 4.иные участники уг. процесса: секретарь суд. заседания, свид., эксперт, специолист, переводчик, понятой.

В судебном разбирательстве могут участвовать представители трудовых коллективов и общественных организаций: общественные обвинители и общественные защитники, которые выступают от имени этих коллективов.

Следует отметить, что в главе 6 УПК вторая и третья группа участников уг.проц.объедены в одну группу, что по нашему мнению, не логично, так как у этих участников разные интересы и права и их необходимо рассматривать отдельно.Следователь, его процессуальное положение.

следователь -должн. лицо прокуратуры, органов предвар. следствия МВД РБ , органов гос. безопасности и фин. расслед. , осущ. предвар. следствие. Он вправе: -возбужд. уг. дело и отказ. в его возбуждении, -прекращать и преостанавливать предвар. Следствие, - производить предвар. следствие и выполнять все следственные действия, -разрешать свидания близким родственникам и членам семьи, -представить дело вышестоящему прокурору с письменного изложением своих возрожений, -давать органам дознания поручения и указания о производстве операт. -розыскн. мероприятиях и след-х действий , -принить уг. дело, по кот. предвар. следствие обязательно, к своему производству и приступить к его расследованию, --знакомится с операт. - розыскн. материалами органов дознания. обязанности: -принимать все меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств уг. Дела, -принимать меры по обесп. без-ти уч-в уг. процесса и иных лиц, -осущ. уг. преследование лица, в отн. кот. собраны достаточные док-ва, указ-е на сов-е им преступления путем: привлечения его в качестве обвиняемого;предъявления обвинения; применения в отн. его меры пресечения;передачи дела прокурору для направления в суд.


Наши рекомендации